Яковлев Леонтий Яковлевич 
    Фамилия Яковлев 
    Год рождения 1881 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Волынская губ., Житомирский у. (Житомирская о., Чудновский р.), с.Великие (Большие) Коровинцы 
    священник 
    Из крестьянской семьи.
    Окончил четырехклассную школу.
    Из его показаний на допросе в 1931г.:
        
    "До призыва на военную службу работал в своем хозяйстве вместе с отцом.
         Имели дом, две лошади, одну-две коровы, десять-пятнадцать овец, посеву
         приблизительно четыре десятины.
         Семья состояла, кроме родителей, из двух братьев, в том числе и я, и трех
         сестер"
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1903-1906гг.] [1906-1915гг.] [1915-1922гг.] [1922-1923гг.] [1923-1924гг.] [с 1924г.]
      Места проживания
        Царская Армия 
        Год начала 1903 
        Год окончания 1905 
        В 1903г. был призван в армию рядовым
        фронты Русско-Японской войны 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1906 
        Участвовал в Русско-Японской войне
      Служение
        Южно-Уссурийский край (Приморский край, Кировский р.), Шмаковский Приамурский (Уссурийский) Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1915 
      Рукоположение
        диакон 
        1915 
        Кто рукоположил архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский) 
        В 1915г. был назначен на ст.Седанка к архиепископу Владивостокскому Евсевию.
        Им же рукоположен во диакона
      Служение
        Приморская о., г.Владивосток, ст.Седанка 
        диакон 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1916 
        Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор 
        диакон 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 5 
        Из показаний о.Леонтия на допросе в 1931г.:
            "В 1916г. был назначен на Камчатку диаконом при Петропавловском соборе
             у епископа Нестора (Анисимова) (приехали вместе), пробыл до мая 1922г."

        Вместе с исполнением обязанностей диакона в феврале-октябре 1917г. был служащим
        в разных учреждениях и предприятиях Петропавловска. С 1920г. параллельно работал
        инструктором на молочной ферме
      Рукоположение
        иерей 
        1922 
        "В мае 1922г. получил назначение священником церкви в Бухте Барона Корфа,
             (залив Корфа на Берингом море), куда и выехал"
      Служение
        Камчатский край, с.Бухта Барона Корфа (Скрытая бухта) 
        священник 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 7 
        Пробыл там год, и в июле 1923г. вернулся в Петропавловск
        Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор 
        священник 
        Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
      Аресты
        Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор 
        Год ареста 1923 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 7 
        По приезде в город 15 июля 1923г. о.Леонтий был арестован на судне "Красный Вымпел".
        При обыске у него обнаружили книгу "Идеология российской императорской власти".
        Его обвинили в "распространении контрреволюционной литературы".
        Но доказать "распространение" не удалось, и он был отпущен под подписку о невыезде
      Служение
        Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор 
        священник 
        Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1924 
        В 1923г. организовался церковно-приходской совет, членам которого впоследствии
        пришлось много сделать в борьбе за сохранение православия в Петропавловске и его
        окрестностях. Из показаний о.Леонтия в 1931г.:
           "Согласно просьбе верующих, остался священником Петропавловского собора по
            назначению епископа Даниила (Шерстенникова), который в то время сидел
            в тюрьме... С этого времени я только два раза выезжал на материк...
            Первая поездка [на материк] была вынужденная. В 1924г. я был арестован
            за обнаруженную при обыске литературу".

        В ноябре 1923г. в Петропавловске получили рапорт от членов РКСМ и учителя
        с.Паратунка о том, что священник о.Леонтий "ходил по домам и занимался агитацией",
        и "это является крайне не желательным явлением".
        8 ноября 1923г. некто Агутин заявил,что во время его пребывания в Елизово
        "приезжал поп и занимался агитацией".
        28 февраля 1924г. было заведено новое дело относительно о.Леонтия
      Аресты
        Камчатская о. (Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский 
        Год ареста 1924 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 5 
        О.Леонтий был арестован 29 мая 1924г. и 30 мая заключен в Петропавловский
        Дом лишения свободы
      Осуждения
        Судебная Коллегия Приморского губернского суда 
        ././1924 
        Обвинение "хранение и распространение контрреволюционной литературы" 
        Статья ст.72 УК РСФСР/ 
        Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить 
        Обвинения были предъявлены по ст.72 УК: "Хранение и распространение контрреволюционной
        литературы".

        На допросах в "распространении контрреволюционной литературы" он не признался.
        В июне 1924г. народный следователь обратился к начальнику Камчатской губмилиции
        со следующим письмом:
            "С получением сего прошу Вас вещи, принадлежащие гражданину Яковлеву Леонтию
             Яковлевичу и находящиеся на хранении у граждан Огородниковых Алексея и Виктора,
             у Бакумова Романа и Калмаковыа, взять на учет с составлением актов м точных
             описей в присутствии понятых.
             Одновременно с сим при осмотре вещей необходимо обратить внимание на
             литературу контрреволюционного характера, которая должна быть изъята как
             вещественное доказательство для приобщения к делу.
             По исполнении всю переписку препроводить мне".

        Во время нахождения о.Леонтия под стражей верующие Петропавловска писали заявления
        прокурору Камчатской обл. с просьбой "ввиду приближающихся наших двунадесятых
        праздников освободить из-под стражи нашего священника о.Леонтия под нашу круговую
        поруку". Верующие также просили прокурора разрешить им послать телеграмму в Москву
        об освобождении из-под ареста о.Леонтия. Под заявлением подписалось 86 человек.
        Священник находился в Петропавловске под арестом три месяца, после чего был
        отправлен во Владивосток.
        Во Владивостоке по истечении трехнедельного заключения постановлением Судебной
        Коллегии Губсуда дело было прекращено, и о.Леонтий вернулся в Петропавловск
      Места заключения
        Камчатская (Приморская) о., г.Петропавловск, Дом лишения свободы 
        Год начала 1924 
        День начала 30 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 8 
        Приморский край, г.Владивосток, Домзак (тюрьма) 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1924 
      Служение
        Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор 
        священник 
        Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1931 
        Из показаний о.Леонтия впоследствии на допросе в 1931г.:
           "В моей религиозной деятельности мне больше всего приходилось общаться
            с членами церковно-приходского совета. Состав такового избирался в 1923г.
            туда вошли председатель (я), Савинский Д.Д., Ларина А.Р., Бакулова А.И.,
            Пашковская П.И., Косыгин И.И., Флетчер Ф.А., Шерстенникова П.К., Колмакова А.П.
            и некоторые еше...".

        Травля о.Леонтия и других священнослужителей продолжалась.
        Из отчета о работе отряда "Юных пионеров" с.Паратунка за 1924–1925гг.,
        датированная 7 июля 1925г.:
           "В прошлом году приезжал поп [Леонтий Яковлев] из города, хотел расставить
            сети, опутать крестьян, забрать селение в свои руки, но от ЮП [юных пионеров]
            и РЛКСМ получил должное. Вывели на свежую воду цель его приезда, и сельском
            предложил убраться попу в 24 часа. После этого "батя долгогривый и носу своего
            не осмеливается показать в Паратунках".

        В 1927г. о.Леонтий выезжал в Киев, вернулся на полуостров в апреле 1928г.
        С 1928г. активизировалась пропагандистская работа, направленная против
        священнослужителей и на подготовку общественного мнения к предстоящему закрытию храма.
        В "Полярной звезде" за 20 мая 1928г., высмеивая о.Леонтия, писали:
           "После приезда в Петропавловск поп Леонтий с амвона произнес такую речь:
              "Был я в матушке-России. Там другая жизнь...".
            Такого вруна, как о.Леонтий, мы не видели".
           "В середине 1920-х гг. Яковлев часто ездил по селам, бывал в Коряках. С его
            приездом распространялись новости, как-то:
                "Скоро придут белые, и тогда будет, что захочешь из продуктов, а при
                 Советской власти скоро ни продуктов, ни мануфактуры — ничего не будет"".
        Верующие, не выдержав грубой, клеветнической пропаганды решили обратиться
        к Председателю Камчатского Окрисполкома с ходатайством о
        "помощи к ограждению от усилившихся за последнее время безбожников...
        освободить из-под ареста о.Николая Петрука и разрешить [благочинному]
        Леонтию [ездить] по окрестным селениям".

        Об этом визите в сатирической форме пишет "Полярная звезда".
        В статье даются грубые, высмеивающие характеристики всем лицам
        участвующим в делегации: Ив.Ин.Косыгину, Е.Х.Шаталиной, Д.Д.Совинскому,
        Г.А.Ворошилову и др.
        О.Леонтий вместе с церковно-приходским советом активно боролся с обновленчеством.
        Из показаний о.Леонтия на допросе в 1931г.:
           "Осенью 1928г. мною была получена телеграмма из Владивостока от епископа
            Пантелеимона (Максутова), который был назначен на Камчатку, но его не пропустили)
            о том, что "едет епископ обновленческий [Соболев]".
            По приезде последнего, когда тот стал делать свои распоряжения приходам
            о признании его, то мы, срочно на специальном заседании церковно-приходского
            совета постановили его не признавать и составили отношение всем верующим
            Петропавловского прихода. А другим приходам я лично в письмах об этом у
            сообщил — другим священникам, находящимся на Камчатке".

        Обновленцу удалось организовать группу верующих около 30 человек, и он стал
        служить на дому. Прошел слух, что он обращался к председателю Окрисполкома и
        начальнику административного отдела за разрешением ему служить в соборе.
        В течение зимы и весной 1929г. о.Леонтий вел разъяснительную работу против
        идеологии обновленчества не только в Петропавловске, но и в ближайших селениях —
        Сероглазке, Аваче, Николаевке, Елизово, Хуторе, Коряках.
        О.Леонтий писал письма всем священникам Камчатской епархии, в которых предостерегал
        от обновленчества.
        Это дало результат. Известно, что в с.Елизово обновленческого "епископа" Соболева
        некоторые жители встретили угрозами. В с.Авача, на пути в город, ему отказали
        в ночевке. К лету верующие праздновали победу над обновленцами.
        Весной 1929г. был арестован священник о.Николай Петрук. О.Леонтий разъяснял, что
        "о.Николай служил честно, а теперь же, когда не стало, духовного пастыря,
        население, как темное, власть обрекает на духовную гибель".

        Летом 1929г. в городе прошла антирелигиозная кампания. Почти каждый номер местной
        газеты изобиловал сообщениями о "желании рабочих и служащих передать здание
        собора под культурные нужды".

        Эта кампания очень волновала верующих. Под руководством о.Леонтия они стали
        собирать подписи для протеста "в городе и ближайших селениях".
        Часть активных прихожанок ходила по домам верующих и рассказывала о намерении
        властей отобрать собор.
           "Второй вопрос весьма серьезного характера обсуждался также на специальном
            заседании церковно-приходского совета летом 1929г. в связи с городской
            антирелигиозной кампанией профсоюзов о передаче церкви под культурные нужды
            города...".

        Собор закрывали дважды. Первый раз его закрыли решением Камчатского окрисполкома
        от 1 октября 1929г.
           "Горсовет официально предложил в двухнедельный срок освободить собор.
            Не имея другой церкви в городе, нами было постановлено обжаловать во ВЦИК
            решение горсовета и просить об оставлении церкви за обществом верующих, после
            чего церковь у нас не отняли".

        О.Леонтий и верующие боролись за свой храм, писали жалобы
        против его закрытия в Дальневосточный крайисполком и во ВЦИК.
        На этот раз храм удалось отстоять, и Постановлением ВЦИК от 30.10.1930г. церковь
        была оставлена в пользовании верующих.
        В приход Петропавловского собора до 1930г. входило восемь селений, куда о.Леонтию
        приходилось выезжать один-два раза в год. В январе 1929г. о.Леонтий по требованию
        управления райгормилиции составил перечень "членов религиозного общества
        христиан Православной Церкви при Петропавловском соборе". Документ включал
        135 человек. Указано, что в Сероглазке — 32, в Аваче — 43, в т.ч.18 мужчин,
        в Халактырке — 22 человека верующих христиан.
        В 1930г., согласно новой инструкции властей, район служения был ограничен, и из
        перечисленных селений осталось только одно — Сероглазка.
        Весной 1931г. при перерегистрации Петропавловского православного общества
        административным отделом КОИК из него были исключены верующие селений Апача и
        Халактырка. Приходской совет решение это обжаловал, но безрезультатно.
        По решению церковно-приходского совета о.Леонтий Яковлев поставил об этом в
        известность его членов, живущих в этих населенных пунктах — В.А.Кобзева (Авача)
        и Н.А.Сахарова (Халактырка).
        Весной 1931г. о.Леонтий совместно с церковно-приходским советом собирал
        пожертвования для епископа Даниила (Шерстенникова), посылал из собственных средств
        деньги арестованным камчатским священникам о.Клименту (Мазуру) и о.Николаю Петруку.
        В 1930г. было получено обращение из Владивостока от епископа Варсонофия (Лузина)
        о посылке ему денег на нужды епархии. Приходской совет дважды отправил ему по 25 руб.
        В конце 1929г., по получении платежных книжек от инспектора ОкрФО о "внесении
        налога до 15 марта 1930г." от имени приходского совета о.Леонтий составил
        подписные листы, которые распространялись среди верующих города и окрестных
        селений:
           "Подписной лист. Приходской совет Петропавловского собора, получив требование...
            от инспектора налогов... на сумму более 200 рублей..., не имея средств на
            уплату непосильного вышеуказанного налога, обращается к вам, благочестивые
            верующие — члены нашего религиозного Общества, с просьбой: не откажите
            внести свою посильную лепту добровольного пожертвования на уплату требуемых
            налогов и на прочие нужды собора...".

        Весной на Камчатку пришли известия об идущей на материке коллективизации. Эти события
        воспринимались как желание власти "сделать из людей послушных рабов, так как
        одновременно уничтожается религия".

        В 1930г. у о.Леонтия произвели обыск.
        6 сентября 1931г. о.Леонтий был арестован вместе с псаломщиком Павлом Константиновичем
        Шерстенниковым и членом церковно-приходского совета Иваном Иннокентьевичем
        Косыгиным.
        По настоянию Камчатского горсовета ВЦИК отменил свое прежнее постановление,
        о возвращении собора верующим, и новым постановлением от 13 декабря 1931г.
        Петропавловский собор был закрыт.
        Таким образом был закрыт последний храм в епархии и произошло фактическое
        прекращение существования Камчатской и Петропавловской епархии
      Аресты
        Дальневосточный край, Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский 
        Год ареста 1931 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 9 
      Осуждения
        Судебная тройка при ПП ОГПУ по Дальневосточному краю 
        28/11/1932 
        Обвинение "организатор и член ячейки контрреволюционной организации, систематическая антисоветская агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        ЦДНИКО. Ф.1199. Оп.1. Д.2607. Л.16
        Из обвинительного заключения:
           "Войдя в связь с одним из руководителей контрреволюционной организации,
            священником Бучинским Т.И., по договоренности с последним организовал
            в Петропавловске ячейку контрреволюционной организации.
            Систематически вел антисоветскую агитацию с призывом к свержению Советской
            власти".

        Виновным себя не признал.
        Проходил по одному делу с П.К.Шерстенниковым, А.К.Голубевым, И.И.Косыгиным и
        Д.А.Шигаевым.
        28 ноября 1932г. приговорен Судебной тройкой при ПП ОГПУ ДВК к 5 годам концлагерей.
        Дальнейшая судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 30/06/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Камчатской обл. 
      По году репрессий 1932 
    Публикации ->
      1.Глинчикова Е.В. Православие и советское государство на Камчатке в 1920-х — начале 1930-х гг.// Вопросы истории Камчатки. Выпуск 4. Петропавловск-Камчатский: холд. ком. "Новая книга", 2009. 496с. С.163,165–166,171–177,202.
      2.Пустовит В.П. Камчатские персоналии (1917–1991). Общественно-политический справочник// Вопросы истории Камчатки. Выпуск 8. Петропавловск-Камчатский: холд. ком. "Новая книга", 2014. 656с. С.488–490.
      3.Без формата. Камчатская епархия. 07.06.2016. Закрытие последних храмов на Камчатке. -&gt;<https://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.com/listnews/kamchatke-100-letiyu-kamchatskoj/47445916/>
    Заявители ->
      1. Кононова Ольга Николаевна
    Документы ->
      1. Материалы архивного уголовного дела в отношении репрессированных в начале 30-х годов членов "Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL