Холмогоров Михаил Кузьмич 
    Год рождения 1870 
    День рождения 16 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Московская губ., с.Гренево 
    протодиакон 
    Сын священника
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910г.] [1910-1938гг.] [1943-1951гг.]
      Образование
        Московская Духовная Семинария
        Год окончания 1891 
      Служение
        Москва, церковь Св.Георгия в Грузинах 
        Должность  псаломщик 
        Год начала 1891 
        Год окончания 1910 
        Окончил вокальные курсы при филармонии. Отвергал многочисленные и настойчивые
        предложения идти учиться и работать по линии светского и музыкального
        искусства. Михаил Кузьмич считал своим призванием богослужение и твердо шел
        по своему пути, царственно служа и в величественном храме Христа Спасителя и
        скромной церкви св.Апостола Филиппа на Арбате
      Рукоположение
        диакон 
        1910 
        День 13 
        Месяц 6 
      Служение
        Москва, церковь Никиты вмч. на Басманной ул. 
        диакон 
        Год начала 1910 
        День начала 13 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1930 
        По мнению многих современников эпохи служения Св.Патриарха Тихона, среди
        самых выдающихся диаконов, которые своим "постоянным участием не только
        украшали, но во многом содействовали и молитвенности и торжественности всех
        богослужений Святейшего Патриарха Тихона, первым будет все тот же великий
        патриарший архидиакон Константин Васильевич Розов. Следующий, равноценный ему
        по значению и, быть может, еще более замечательный по своему музыкальному
        дарованию и возможностям (единственным в своем роде!) — протодиакон храма
        Никиты Мученика на Басманной улице — Михаил Кузьмич Холмогоров. Если
        великого патриаршего архидиакона К.В.Розова можно и должно характеризовать
        словом "мощь", то М.К.Холмогоров олицетворяет собою понятие
        "музыкальность". Это был, в полном смысле слова, протодиакон-певец;
        единственный и бесподобный исполнитель церковной музыки. Редкое сочетание
        глубочайшего, искреннего благочестия с замечательным врожденным талантом и
        исключительным голосом (баритональный бас-кантанто) большой силы, гибкости и
        чарующей мягкости ("бархатистости") тембра, — все это вместе взятое ставило
        нашего "Кузьмича" на первое место в области церковного пения, а эмоциональная
        окраска исполняемых им произведений неизменно вызывала у слушателей, кроме
        огромного эстетического удовлетворения, еще и большой подъем религиозного
        чувства. Сам вид "Кузьмича", его богослужебная манера держаться: чрезвычайно
        смиренная, простая и молитвенная, — действовала благостно на окружающих.
        Богослужения, в которых он участвовал, помимо крайней блистательности своего
        внешнего выражения, принимали еще и особенную внутреннюю окраску какой-то
        (если дозволительно так выразиться), — благоговейной красоты и стройности.
        Народ, простым своим, не мудрствующим лукаво, сердцем, чувствовал и тонко
        воспринимал все эти особенности богослужебной жизни Москвы того времени;
        непередаваемо то выражение любви и сердечного умиления, с которым
        передавалось из уст в уста: "А у нас завтра Холмогоров служить будет!", или:
        "Кузьмич служит..." К сожалению, надо отметить, что: Во время самого
        свирепого разгула обновленческой смуты, в период нахождения Святейшего
        Патриарха Тихона в заключении, очень недолгое время в расколе этом оказался и
        горячо любимый всей православной Москвой и самим Патриархом, — протодиакон
        от Никиты-Мученика на Басманной, Михаил Кузьмич Холмогоров. С освобождением
        Святейшего из заключения М.К.Холмогоров поспешил одним из первых принести
        покаяние в содеянном им грехе отпадения от Православной Церкви в
        обновленческий раскол. Придя в Донской монастырь — в привратный домик, где
        проживал Патриарх и увидя Святейшего, Холмогоров заплакал и бухнулся ему в
        ноги..." Внешний облик о.Михаила запечатлен на переднем плане картины
        "Уходящая Русь" художником Кориным в виде могучей фигуры
        Москва, церковь Вознесения на Земляном валу 
        протодиакон 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1934 
        Московская о., г.Пушкино 
        протодиакон 
        Год начала 1934 
      Аресты
        Московская о., г.Пушкино 
        Год ареста 1938 
        В 1938г. был арестован и осужден по ложному доносу. Хотя в июне 1939г. был
        реабилитирован, но служить смог только с 1943г.
      Служение
        Москва, церковь св.Апостола Филиппа на Арбате 
        протодиакон 
        Год начала 1943 
        Год окончания 1951 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 8 
    Кончина
      1951 
      День 3 
      Месяц 8 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Введенское кладбище (Немецкое) 
      Отпевание тела "Кузьмича" происходило в храме св.Апостола Филиппа
      силами местного причта. Народу, впрочем, было много...
      Погребен он на Введенских Горах (бывш. Иноверческое кладбище в
      Лефортове) — в самом центре этого кладбища, по левую сторону от
      главной дорожки. Прекрасный, белый мраморный Крест далеко сверкает
      своими полированными гранями. Подойдя к нему вплотную можно прочесть
      нехитрую, но правдивую эпитафию, высеченную на камне золотыми буквами:
         "Всю красоту, музыкальность, искусство
          И голос прекрасный, что Бог тебе дал, —
          Ты с верой глубокой и радостным чувством,
          Пред нами, с амвона, всегда изливал".
    Публикации ->
      1.Голубцов С.А., протодиак. Храм преподобного Пимена Великого в Москве. М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1997. С.99,109.
      2.Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
      3.Свенцицкий А. Они были последними? М.: Издательский дом "Грааль", 1997. С.49.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ