Трофим (Якобчук Тимофей Маркович) 
    Год рождения 1869 
    День рождения 3 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Киевская губ., Бердичевский у., с.Новые Прилуки 
    епископ 
    Родился 3/15 мая 1869г.
    Получил домашнее образование
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.] [1913-1922гг.] [с 1922г.] [1925-1937гг.] [1937г.]
      Рукоположение
        монах 
        Трофим 
        иеромонах 
      Служение
        Новгородская губ., Воскресенский монастырь (Макариевская пустынь) 
        иеромонах 
        Год окончания 1913 
      Рукоположение
        игумен 
        1915 
        Иеромонах Трофим был награжден саном игумена в 1915г. ко дню рождения
        Его Императорского Величества [6] (Уфимские епархиальные ведомости. 1915. N 3. С.404;
        N 13. С.533; N 14–15. С.602.)
        архимандрит 
        1917 
        День 20 
        Месяц 7 
        Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
        Кто рукоположил епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) 
        20 июля 1917г. к празднику свв.первоверховных апостолов Петра и Павла
        Св.Синод наградил его саном архимандрита.
        Возведение в сан совершил епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) при служении
        в Троице-Сергиевой Лавре. [6] (Уфимские епархиальные ведомости. 1917. N 15–16. С.403–404.)
      Служение
        Уфа, Успенский монастырь 
        иеромонах, игумен, архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1913 
        День начала 13 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 6 
        Указом Св. Синода от 13 сентября 1913г. за N 14518 иеромонах Макариевской
        пустыни Новгородской губернии Трофим был назначен настоятелем Уфимского
        Успенского мужского монастыря [6] (Уфимские епархиальные ведомости. 1913. N 19–21.
        С.50.).
        В монастыре к 1910г. числилось 30 человек: семь иеромонахов, два иеродиакона,
        три монаха и послушники.
        В 1915г. ко дню рождения Его Императорского Величества иеромонах Трофим был
        награжден саном игумена
        В том же 1915г. игумен Трофим утвержден в занимаемой должности благочинного монастырей
        1-го округа епархии (в епархии имелось 17 монастырей и общин, входивших в два
        благочиния) [6] (Уфимские епархиальные ведомости. N 13. С.533; N 14–15. С.602.).
        20 июля 1917г. к празднику свв.первоверховных апостолов Петра и Павла Св.Синод
        возведен в сан архимандрита епископом Андреем (Ухтомским) при служении
        в Троице Сергиевой лавре.
        Монастырь был закрыт уже вскоре после большевистского переворота, весной 1918г.
        Однако когда летом губерния перешла под власть чехословацких войск и частей
        Народной армии, обитель продолжала действовать.
        В августе 1918г. архимандрит Трофим участвовал в работе Уфимского епархиального
        собрания как представитель от мужских монастырей епархии с правом решающего
        голоса [6] (Уфимское епархиальное собрание августовской сессии 1918г.
        Уфа, 1918. С.2.).
        С приходом большевиков (июнь 1919г.) Успенская обитель была окончательно
        закрыта
        Уфа 
        архимандрит 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1922 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 11 
        В 1919–1922гг. архимандрит Трофим служил в уфимских храмах.
        События начавшейся в 1922г. обновленческой смуты привели в конце октября
        1922г. к захвату власти в Уфимской епархии обновленческим Епархиальным
        управлением. Вступивший после ареста епископа Уфимского Бориса (Шипулина) во временное
        управление православной епархией викарий Златоустовский Николай (Ипатов)
        признал ВЦУ.
        Однако 4 ноября 1922г. в Уфу прибыл епископ Андрей (Ухтомский), назначенный
        Патриархом Тихоном на Томскую кафедру. Его открытая проповедь и обличение
        обновленцев повернули русло церковной жизни: преосвященный Андрей объявил
        обновленческое Епархиальное управление не существующим, пригласил
        для управления епархией совет Союза приходов и совершил ряд тайных архиерейских
        хиротоний для сохранения православной иерархии, положив начало периоду
        автокефалии Уфимской епархии.
        Первым ставленником преосвященного Андрея стал архимандрит Трофим (Якобчук)
      Рукоположение
        епископ 
        1922 
        День 17 
        Месяц 11 
        Место Уфимская губ., г.Златоуст 
        Кто рукоположил епископ Андрей (Ухтомский), епископ Златоустовский Николай (Ипатов) 
        Его хиротония в епископа Бирского, викария Уфимской епархии, была совершена
        4/17 ноября 1922г. в г.Златоусте епископом Андреем и епископом Златоустовским
        Николаем, отказавшимся от подчинения ВЦУ
        [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.3–3об.,8.)
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Бирский, викарий Уфимской епархии 
        Год начала 1922 
        День начала 17 
        Месяц начала 11 
        С 4/17 ноября 1922г. Трофим (Якобчук) — епископ Бирский, викарий Уфимской епархии.
        Он сыграл ведущую роль в борьбе с обновленчеством, в охранении Православия
        в Уфимской епархии.
        9 декабря 1922г. владыка Андрей (Ухтомский) был арестован и в тот же день отправлен
        в Москву, однако избранную линию по защите Православия продолжили остававшиеся
        на свободе викарии, совершившие по благословению правящих архиереев пять
        хиротоний для Уфимской и три для Томской и Екатеринбургской епархий, — т.н.
        "тайные", или "ночные", хиротонии, впоследствии признанные св.Патриархом Тихоном.
        11 декабря 1922г., на второй день после ареста преосвященного Андрея,
        епископ Трофим совместно с епископом Стерлитамакским Марком (Боголюбовым)
        рукоположил игумена Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского,
        а 12 декабря — иеромонаха Иоанна (Пояркова) во епископа Давлекановского,
        выдвинутых советом Союза приходов.
        Таким образом составился "малый Собор" православных епископов, каждый из которых
        управлял определенной частью епархии.
        Владыка Трофим, по-видимому, являлся главой этого собора православных викарных
        епископов.
        В конце декабря 1922г. преосвященный Аввакум был арестован,
        а 3 января 1923г. епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) рукоположили
        иеромонаха Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского (по названию слободы
        на южной окраине Уфы).
        В январе канцелярия, бывшая в распоряжении "малого Собора" православных архиереев,
        прекратила свое существование, и преосвященный Трофим выбыл из Уфы
        в Бирскую епископию.
        Во второй половине февраля 1923г. вместе с епископом Кушвинским Иринеем (Шульминым)
        он рукоположил на кафедры в села Бирского кантона архимандритов
        Серафима (Афанасьева) — во епископа Аскинского и Вениамина (Фролова) —
        во епископа Байкинского [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.3–4.).
        Тем временем положение обновленцев укреплялось.
        24 марта 1923г. в Москве во епископа Уфимского ВЦУ был хиротонисан обновленческий
        протоиерей Николай Орлов.
        В ожидании прибытия в Уфу обновленческого архиерея от ВЦУ 14/27 марта 1923г.
        преосвященный Трофим и другие православные викарии обратились
        к верующему народу с особым воззванием от имени Освященного собора
        епископов Уфимской епархии "Возлюбленным верным чадам Св.Христовой Церкви".
        Первой под документом стояла подпись епископа Трофима.
        Автокефальные епископы дали строго православную каноническую оценку ВЦУ,
        предостерегли паству от какого бы то ни было общения с лжеепископом-обновленцем:
              "Неканоничность ВЦУ заключается в том, что группа обновленческого
               духовенства захватила самочинно власть в церкви, пользуясь арестом
               Святейшего Патриарха, не получив на это уполномочия от Высшей
               Церковной иерархической власти, между тем Святейшим Патриархом
               во главе церковного управления, грамотой от 3 мая 1922г. был поставлен
               митрополит Ярославский Агафангел, до созыва Собора (послание митрополита
               Агафангела от 5–18 июня 1922 г. N 214)...
               Епископ, поставленный Высшим Церковным Управлением, властью незаконной
               и неканоничной, должен быть лишен всякого доверия и иметь с ним
               какое бы то ни было общение как с епископом греховно и гибельно,
               как с лицом, присвоившим себе Архиерейскую власть, и всякий священник
               или клирик, признавший его "епископом" тем самым становится врагом Церкви
               Христовой...
               Умоляем вас, сохраните православное исповедание свое в чистоте и ненарушимо,
               не будьте изменниками св. Матери Церкви и Господу своему.
               Не убойтесь угроз и насилий, исповедничество ваше пусть будет не на
               словах только, но на деле...
               В изгнании и заточении сущих за веру святую, за чистоту правил церковных
               — целуем, как исповедников святых" [6]
                 (Архив УФСБ РФ. по Республике Башкортостан. Д.209.20193. Л.79–80об.).
        Известно еще об одном воззвании — самого епископа Трофима к пастве, —
        также направленном против обновленчества в целом и предупреждавшем паству
        от общения с обновленческим духовенством и возглавляющим его лжеархиереем;
        в нем были слова, отсутствующие в воззвании соборном:
              "Епископ, взошедший на кафедру с помощью гражданской власти,
               — есть церковный прелюбодей" [6] (Зеленогорский М. Жизнь и деятельность
                  архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991. С.301.).
        Эти воззвания имели огромное влияние на верующий народ.
        В письме св.Патриарху мирянин Иван Рождественский писал:
              "Народ его [обновленческого "епископа" Николая Орлова] не признает...
               ни уважением, ни популярностью среди верующих он не пользуется"
               [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.8об.).
        Освобождение 25 июня 1923г. Святейшего Патриарха из-под ареста прекратило
        период автокефального управления Уфимской епархией.
        Среди прочих приветствий Первосвятитель Тихон получил письмо от преосвященного
        Трофима (Якобчука) с его подписью, официально заверенной уполномоченным уфимских
        православных приходов:
               "Благостная весть об освобождении Вас от уз заключения достигла и
                далекой Уфы, наполнив неизреченной радостью сердца всех верующих,
                — объединившихся в особое объединение, чуждое каких-либо обновленческих
                тенденций. Свидетельствуем полную солидарность с Вами, своим законным
                главою, Святейший Патриарх, в деле устроения вверенной Вам Богом паствы
                православной и твердо уповаем, что Вами будут приняты самые неотложные
                меры к прекращению раздоров и нестроений, раздирающих Св.Церковь
                Отечества нашего. Вознося горячие молитвы Вседержителю о мире всего
                мира и благостоянии святых Божиих церквей, выражаем живейшую уверенность,
                что Ваше Святейшество не отклонит усерднейшей просьбы нашей
                о немедленном возобновлении с нами официального и фактического общения,
                прерванного, к величайшему огорчению нашему, по Воле Божией,
                в силу обстоятельств. Просим принять наши преискреннейшие
                молитвенные пожелания о ниспослании Вам Свыше сил
                "собрати расточенныя: да будет едино стадо и един пастырь".
                Молим Всемогущего Бога: да под мудрым водительством Вашим, Святейший
                Патриарх, Матерь наша — Церковь — утешится, очистится, укрепится,
                процветет и возсияет, — та Церковь, которой, по слову Спасителя
                Господа Нашего Иисуса Христа, "врата адовы не одолеют""
                   [6] (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.9–9об.).
        Вскоре после этого, не позднее 15 июля 1923г., "ввиду стеснений от обновленцев",
        епископ Трофим, а также епископ Серафим были вынуждены "выбыть" за пределы
        епархии. Под "стеснениями" надо понимать насильственные действия со стороны
        гражданской власти, и хотя сведений об аресте в 1923г. епископа Трофима нет,
        в тексте первого его допроса в 1937г. приведены его слова (в редакции следователя):
               "Признаюсь, что со дня революции при появлении Советской власти
                я возненавидел эту власть как власть насилия.
                Враждебное настроение, скрытое во мне, порою прорывалось наружу, что,
                безусловно, было замечено доброжелателями Советской власти и
                на основании их донесений я с 1922г. скитался по ссылкам" [6]
                (Архив УФСБ по Республике Карелия. Д.П-12581. Л.10.).
        В указании даты "c 1922г.", вероятно, несомненная ошибка, следует читать: "с 1923г." [6]
        Оренбургская епархия 
        епископ 
        Должность управляющий 
        Год начала 1923 
        День начала 24 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1923 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 12 
        По сведениям каталогов митр.Мануила Лемешевского и М.Губонина
        11(24) августа 1923г. епископ Трофим (Якобчук) стал временно управляющим
        Оренбургской епархией, которую возглавлял до 13 декабря 1923г. [1],[2],[6]
        Симбирская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Сызранский 
        Год начала 1923 
        День начала 14 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1924 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 5 
        По данным каталогов митр.Мануила Лемешевского и М.Губонина,
        с 18 (30?) ноября/14 декабря 1923г. владыка возглавил Сызранскую кафедру,
        на которой пребывал до 5(18) мая 1924г.
        Ярославская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Ростовский, временно управляющий Ярославской епархией 
        Год начала 1924 
        День начала 18 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 11 
        С 5/18 мая 1924г. епископ Трофим был временно управляющим Ярославской епархией.
        Приблизительно с того же времени он являлся епископом Ростовским, викарием
        Ярославской епархии.
        В "Списке канонических архиереев, проживающих в России на август 1924г.",
        составленным иподиаконом Николаем Кирьяновым и правленным Святейшим
        Патриархом Тихоном, преосвященный Трофим указан как епископ Ростовский,
        викарий Ярославской епархии [6] (Материалы по истории русской иерархии: статьи и
        документы. М., 2002. С.199.).
        К концу ноября 1924г. епископ Трофим уже находился без дел управления
        (как и сообщает митрополит Мануил Лемешевский), проживал в Москве на покое.
        В "Списке архиереев, проживающих в г.Москве" от 26 ноября 1924г.,
        поданным Патриархом Тихоном начальнику VI отделения СО ОГПУ Е.А.Тучкову,
        указан епископ "Трофим, бывший Ростовский". [6]
           (Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам
        Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С.385.).
        Однако, нумеруя архиереев в поданном Патриархом документе, Тучков не проставил
        номер рядом с именем бывшего Ростовского владыки и, более того, вообще
        зачеркнул его. Это позволяет думать, что вскоре после 26 ноября
        епископ Трофим из Москвы "выбыл" [6]
      Места заключения
        Хабаровск (ссылка) 
        Год начала 1924 
        Точных сведений о месте пребывания и служения епископа Трофима после 1924г.
        не имеется [6].
        В содержащем неточности "Списке православных епископов, подвергшихся гонениям
        до 1-го марта 1930 г.", составленном неизвестным автором и переданном
        Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, указано:
               "Трофим, епископ бывший Бирский, в 1924–1927гг. находился в ссылке
                в Хабаровске. [6] (ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.89.)
      Служение
        Благовещенская (с 1945г. Хабаровская и Владивостокская) епархия 
        епископ 
        Должность епископ Хабаровский, викарий Благовещенской епархии 
        Год начала 1925 
        К 1925 году на территории Хабаровского края 20 приходов и 27 приписанных к ним
        клириков уклонились в обновленчество. Верными Патриаршей Церкви остались
        21 приход и чуть более 30 священнослужителей и монахов.
        Для укрепления Православия на Дальнем Востоке в 1925г. была учреждена Хабаровская
        викарная кафедра Благовещенской епархии, просуществовавшая до 1933г., до времени
        закрытия в Приамурье последнего храма.
        По данным М.Губонина [2],
        Преосвященный Трофим в 1925г. занимал Хабаровскую кафедру.
        Возможно, получив назначение, он не мог приехать в Хабаровский край и управлять
        епархией.
        3 апреля 1926г. на Хабаровскую кафедру был назначен епископ Никифор (Ефимов)
        Ижевская и Удмуртская епархия 
        епископ 
        Должность управляющий 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1926 
        По данным М.Губонина [2]:
          После Хабаровской кафедры епископ Трофим занимал Ижевскую, Воткинскую (в.у.),
        кафедры, затем Ковровскую (в.у.) кафедру
        Владимирская и Суздальская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Ковровский (временно управляющий) 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        Краснодарская и Кубанская епархия 
        епископ 
        Должность управляющий епархией 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1926 
        По данным М.Губонина [2]:
        В 1926г. занимал Краснодарскую и Кубанскую (не позднее 7/20 августа 1926г.)
        кафедру.
        Эту кафедру владыка мог занимать либо до, либо после 2 апреля 1926г.:
        2 апреля 1926г. он подписал в поддержку действий митр.Сергия в связи
        с григорианским расколом известное "Суждение двадцати пяти архипастырей
        по поводу раздорнической деятельности "григорианцев" (ВВЦС) и канонических
        мер прещения, предпринятых против них со стороны Заместителя Патриаршего
        Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия" [6] (Aeou. N.449–450).
        Его подпись: "Епископ Трофим", в отличие от других подписавших "Суждение"
        архиереев, не содержит указания на занимаемую кафедру и стоит особняком:
        это позволяет говорить о том, что в начале апреля 1926г. преосвященный
        находился в Москве без дел управления [6]
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1926 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1926 
      Осуждения
        ././1926 
        Обвинение "религиозная деятельность" 
        Приговор бессрочная административная высылка на Север 
        Материалы следственного дела за 1937г. свидетельствуют, что преосвященный
        Трофим осенью 1926г. органами ОГПУ был "административно выслан из Москвы
        за религиозную деятельность" на Север [6] (Архив УФСБ РФ по Республике Карелия.
        Д.П-12581.).
        В анкете 1937г., в графе о репрессиях, нет сведений о статье, по которой обвинялся
        епископ Трофим в 1926г., о приговоре и вынесшем его органе, о конкретном сроке ссылки,
        о пересмотрах дела и добавлении срока, следовательно, он был выслан органами
        ОГПУ "в административном порядке" в бессрочную ссылку [6].
        Остается неизвестным, за что конкретно епископ Трофим так часто высылался,
        с переменой мест ссылки, и в чем заключалась та "религиозная деятельность",
        за которую он навсегда был вычеркнут из активной церковной жизни.
        Можно лишь предположить, что, поскольку речь идет о периоде после апреля,
        а вероятно и после августа 1926г., что владыка мог быть одним из тех
        72 архиереев, которые осенью 1926г. приняли участие в попытке заочного, через сбор подписей архиереев, избрания
        на Патриарший Престол митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) [6]
      Места заключения
        Карельская АССР, Заонежский р., Толвуйский с/с, с.Масельская гора, 9/9 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1937 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 7 
        С июня 1927г. епископ Трофим находился в ссылке в д.Масельская Гора
        Толвуйского сельсовета Заонежского района Карельской АССР. (Медвежьегорский р.
        Республики Карелия), примерно на 200 км севернее Петрозаводска.
        Последним местом служения епископа Трофима каталог М.Губонина называет
        Благовещенскую кафедру, каковой он якобы временно управлял в 1930–1931 годах.
        Эти данные недостоверны.
        Они противоречит известным данным о назначении на Благовещенскую епархию
        12 сентября 1930г. епископа Иннокентия (Тихонова) [6].
        В Масельской Горе епископ Трофим проживал на квартире у крестьянина Федора
        Петровича Антонова; большую часть средств он получал денежными почтовыми
        переводами и посылками с продуктами и другими необходимыми для жизни предметами
        из разных мест и городов Советского Союза от знакомых и незнакомых лиц,
        имена которых на допросах в 1937г. он не назвал.
        Количество присылаемого было достаточным для того, чтобы не только
        обеспечивать себя в течение десяти лет, но и поддерживать материально хозяина
        квартиры и многих близких верующих.
        Владыка вел тайную переписку с рядом адресатов в Москве, Киеве и др., отсылая
        письма не через местное почтовое отделение, а передавая их с оказиями в другие
        местности для последующей отправки.
        Получаемые таким же образом (через оказии) или же через третьих лиц (на которых
        адресовалась переписка) письма владыка тщательно прятал.
        К владыке приезжали "неизвестные лица" из Москвы, Ленинграда, Петрозаводска.
        Таким образом, властям не удалось полностью изолировать преосвященного
        от связи с церковным сообществом, однако с кем конкретно — не известно.
        Доверенные владыки привезли ему в ссылку церковные книги, богослужебную утварь,
        облачения, священные сосуды (вероятно, ту "богатую ризницу", о которой
        сообщал митр. Мануил).
        Владыка совершал келейные богослужения, — вероятно, с участием близких верующих.
        В деле нет точных сведений об организации епископом Трофимом своей общины
        верующих; стремясь обезопасить местных священников и прихожан
        от обвинений в связи со ссыльным, он не посещал местный храм,
        следствию не удалось обвинить его и в организации "сборищ" на дому.
        Однако из дела видно, что у владыки сформировался круг близких священнослужителей
        и мирян, бывавших у него в квартире, которым он помогал материально,
        вел духовные беседы и проч.
        Большинство священников, служивших в Заонежье, являлись выпускниками
        Олонецкой духовной семинарии, церковная община в этом районе
        была достаточно сильна. Это не могло остаться не замеченным местными
        органами НКВД.
        В июле 1937г. начались аресты заонежского духовенства
      Аресты
        Карельская АССР, Заонежский р., Толвуйский с/с, Масельская Гора, 9–9 
        Год ареста 1937 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 7 
        Епископ Трофим был арестован 27 июля 1937г.
        В описи изъятого при обыске значились кресты, четки, маленькие иконки,
        подсвечники, 25 разных церковных покрывал (среди них мог быть антиминс),
        полотенца для икон, облачения (в т.ч. четыре ризы разного цвета, три пары
        поручей, две "шапки поповские в футлярах"), а также серебряные чаша,
        тарелочка, копие, три литра церковного деревянного масла.
        При первом обыске 27 июля 1937г. не вся его переписка была обнаружена.
        В ходе второго обыска, проведенного 10 октября, банку с адресами нашли в
        печурке, записную книжку на кухне под обоями, секретные письма — в комнате
        под обоями. Было изъято также 150 канцелярских конвертов, что свидетельствует
        о масштабах переписки.
        Вслед за арестом епископа Трофима, 11 августа, последовал арест священника
        Вырозерской Никольской церкви Петра Смирнова, 30 августа была арестована
        Лидия Николаевна Шежемская, жена священника Толвуйской церкви Михаила Шежемского,
        сосланного в лагерь, которая работала сторожем Толвуйской церкви.
        На основании сфальсифицированных протоколов допросов первых трех человек,
        обвиненных в руководстве и активном участии в повстанческой
        организации, начались массовые аресты духовенства, церковнослужителей
        и мирян по всему Заонежью [5].
        1 октября 1937г. по тому же обвинению были арестованы священник Яндомозерской
        церкви Виктор Орлов, иеромонах Василий (Угаров) — священник Толвуйской церкви
         и псаломщик Вырозерской церкви Алексей Поляков. 24 октября — священник Кижской
        церкви Алексей Петухов, 28 октября — священник Кажемской церкви Александр
        Гедевский, 12 ноября — бывшие священники Тимофей Петровский из с.Великая Нива
        и Константин Дикаревский (был арестован в поселке Мереж-Наволок Кондопожского
        района). 18 ноября — священник Сенногубской церкви Василий Остроумов,
        22 ноября — бывший священник Дмитрий Маклионов, живший в с.Кажма.
        Аресты продолжались и в 1938г.
        На протяжении осени и зимы 1937/38 года Заонежское районное отделение НКВД
        продолжало аресты остававшихся на свободе священно-, церковнослужителей и
        мирян [5]
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР Карельской АССР 
        02/11/1937 
        Обвинение "создатель и руководитель повстанческой церковной организации, действовавшей с 1927г. в Заонежье" 
        Статья ст.58–2,58–7,58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией личного имущества 
        Групповое дело "дело епископа Трофима (Якобчука) и др. "церковников" Заонежского р. Карелии. 1937г." 
        Архив УФСБ РФ по Республике Карелия. Д.П-12581.
        По версии, сфабрикованной в районном отделении НКВД, в
        районе существовала "контрреволюционная повстанческая организация,
        подготовлявшая вооруженное восстание в целях свержения советской
        власти и реставрации капитализма в СССР".
        Организатором ее был "назначен" епископ Трофим (Якобчук)
        Епископа Трофима обвинили в руководстве повстанческой организацией, якобы
        созданной им и действовавшей с 1927г.
        Всем арестованным приписывалось активное участие в контрреволюционной повстанческой
        организации, которое заключалось "в проведении антисоветской агитации,
        вредительстве, вербовке новых лиц в свою группу, посещении нелегальных
        собраний, на которых обсуждались вопросы подготовки вооруженного восстания"
        В дополнение к этому, тех, кто в годы Гражданской войны оказался в
        Финляндии или в приграничных с ней районах, обвиняли в шпионаже и
        связях с иностранной разведкой.
        На первом допросе все арестованные отказались признать предъявленные обвинения.
        В процессе "расследования", после применения следователями запрещенных
        методов воздействия на заключенных, все они, в т.ч. епископ Трофим, признались
        в том, что являлись "активными участниками контрреволюционной организации".
        Владыка Трофим подписал четыре напечатанных на машинке протокола допросов —
        в редакции следствия, якобы признав свою вину в создании в Заонежском районе
        контрреволюционной организации, которая "стояла на позиции активной борьбы
        с Советской властью и своей основной задачей ставила подготовить и поднять
        вооруженное восстание, свергнуть Советскую власть и восстановить капитализм в СССР".
        Вину епископ Трофим принял всецело на себя.
        В то же время он категорически отказался признать, что его "организация"
        располагала оружием (без которого вооруженное восстание — главный пункт
        обвинения — невозможно) и что она установила связь с Финляндией.
        Он не признал своего участия ни в одном "нелегальном сборище" организации.
        Епископ Трофим якобы назвал своих "сообщников", однако анализ дела показывает,
        что в протоколах указаны только те лица, которые были известны следствию и без
        владыки, в то же время он так и не назвал имен людей, которых следствие не знало:
        своих адресатов по переписке и лиц, посылавших ему деньги и вещи.
        В протоколах видна явная редакционная правка: сведения биографического
        характера, по-видимому, действительно изложенные епископом,
        встроены в текст стандартного для 1937г. характера.
        Была реализована разработка органов НКВД под названием "Церковники".
        В результате все арестованные священнослужители Заонежского района
        обвинялись по различным пунктам ст.58 УК РСФСР, согласно которой они были
        приговорены к расстрелу [5].
        Расстрелы начались в конце октября и продолжались до марта 1938г.,
        но большинство заонежских священнослужителей погибло в ноябре-декабре 1937г.
        Епископ Трофим был обвинен в преступлениях
        по ст.ст.58–2,58–7,58–10,58–11 УК РСФСР и тройкой НКВД Карельской АССР
        2 ноября 1937г. приговорен к расстрелу c конфискацией личного имущества
      Места заключения
        Карельская АССР, Заонежский р., арестное помещение при Заонежском РО НКВД 
        Год начала 1937 
        День начала 27 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 8 
        Первые дни он содержался под стражей в Заонежском райотделении НКВД,
        а с 8 августа 1937г. — в тюрьме г.Петрозаводска [6]
        Карельская АССР, г.Петрозаводск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 8 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 11 
    Кончина
      1937 
      День 4 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Карельская АССР, г.Петрозаводск (окрестности) 
      Приговор был приведен в исполнение 4 ноября 1937г.
    Реабилитация
      Дата 16/03/1989 
      Кем реабилитирован Прокурор Карелии 
      По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. 
      С.323. 
      2 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      С.450,994. 
      3 http://lists.memo.ru/d38/f295.htm (сайт общества "Мемориал" "Жертвы политического террора в СССР"). 
      4 Поминальные списки Карелии. Уничтоженная Карелия. Часть 2. Большой террор. Сост.Ю.А.Дмитриев. Петрозаводск. 2002. 1088с. 
      5 http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-9/312.html (Музей-заповедник "Кижи". Кижский Вестник N 9. 2004. Репрессии против заонежских священников в 1937г.). 
      6 Зимина Н.П. Новые материалы к жизнеописанию священномученика Трофима (Якобчука), епископа Бирского, викария Уфимской епархии// XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М.: ПСТГУ, 2005. Т.1. 
      С.312–318. 
    Документы
      ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.89. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ