Телемаков Александр Николаевич 
    Год рождения 1870 
    День рождения 6 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Симбирская губ., г.Сызрань 
    священник 
    Родился в семье чиновника II разряда. Семья была верующей и благочестивой. С детства
    Александр с радостью ходил в церковь. особенно нравилось ему молиться в Феодоровском
    храме Вознесенского мужского монастыря, где находился древний чудотворный список с Феодоровской иконы
    пресвятой Богородицы. Уже в отрочестве Александр решил посвятить себя служению
    Церкви Христовой
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.] [1893-1934гг.] [1934-1938гг.]
      Образование
        Симбирская Духовная Семинария
        Год поступления 1885 
        Год окончания 1890 
        В 15 лет Александр успешно сдал экзамены в Симбирскую Духовную Семинарию. Учился он
        блестяще, удивляя преподавателей своими способностями и усердием. Поэтому по
        окончании семинарии 20-летний Александр Телемаков был назначен служить в
        Симбирский кафедральный собор псаломщиком. В сан он не был рукоположен по причине
        своего тогда еще безбрачного положения — к выбору спутницы жизни Александр подходил
        серьезно
      Служение
        Симбирск, Кафедральный собор 
        Должность  псаломщик 
        Год начала 1890 
        День начала 2 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1893 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
        С 1891г. о.Александр был определен учителем в местной школе. Спустя три года,
        летом 1893г. Александр был обвенчан со своей будущей матушкой, 20-летней девицей
        Анной Степановной Платоновой
      Рукоположение
        священник 
        1893 
        День 8 
        Месяц 9 
        Место Симбирск, Кафедральный собор 
        Кто рукоположил епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий 
        8 сентября 1893г. он был рукоположен во священника и направлен на служение в
        свой первый приход — в с.Мариополь Карсунского уезда
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у., с.Мариополь 
        священник 
        Год начала 1893 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1897 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 10 
        В этом селе о.Александр был также утвержден законоучителем и учителем в местной
        школе грамоты, где обучал детишек Закону Божию, чтению и письму. В это время в семье
        Телемаковых родился первенец, которого о.Александр назвал в честь Николая Чудотворца.
        В начале октября 1897г. епископ Симбирский Никодим назначил о.Александра настоятелем
        в храм села Коржевка
        Симбирская губ., Карсунский у., с.Коржевка, храм Рождества Пресвятой Богородицы 
        священник 
        Год начала 1897 
        День начала 4 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1908 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 8 
        Коржевка была старинным селом, основанным в 17 веке. В год приезда в Коржевку
        о.Александра в селе было 469 дворов и около 2,5 тысяч жителей. В этот год село
        отмечало 20-летие освящения построенного усердием прихожан храма в честь Рождества
        Пресвятой Богородицы. При храме с 1891г. действовала церковноприходская школа,
        заведующим которой и стал сразу по приезде в село отец Александр. В этой же школе
        о.Александр преподавал Закон Божий. Одновременно стал законоучителем в местной
        земской школе.
        В Коржевке семья батюшки вновь пополнилась — в 1897г. родился сын Федор, в 1899г. —
        Александр, а в 1902г. на свет появилась первая дочь — Анна. Затем Господь послал
        семейству еще детишек — в 1904г. Екатерину, а в 1906г. сына Алексея. В 1908г.,
        в год перевода о.Александра в соседнее с Коржевкой село Чумакино, матушка Анна
        родила дочь Наталью
        Симбирская губ., Карсунский у., с.Чумакино, Никольский храм 
        священник 
        Должность  благочинный 6-го округа 
        Год начала 1908 
        День начала 26 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1932 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 4 
        До 1908г. о.Александр избирался членом Совета по 6-му Карсунскому благочинному
        округу, а в феврале 1908г. благочинным этого округа. В Никольском храме
        с.Чумакино батюшка прослужил 25 лет, и все эти четверть века был ревностным
        пастырем, которого любили и почитали прихожане. Как и прежде, много времени и сил
        уделял образованию крестьян. Вплоть до октябрьского переворота 1917г. он был учителем
        Закона Божия в местной земской школе, научая детей Слову Божию, прививая им нравственную
        потребность следовать Заповедям Господним, открывая ученикам мир безграничной любви
        Христовой.
        В Чумакино семья о.Александра вновь пополнилась. В 1910г. родился сын Сергей, а
        в святочные дни 1912г. Господь даровал ему и девятого ребенка — дочь Нину. Дети
        росли верующими, почитающими родителей, помогали друг другу, заботясь о каждом
        члене семейства. Старшие дети уже вели самостоятельную жизнь — Николай и Федор
        стали офицерами, один на флоте, другой в пехотных войсках. Дочь Анна стала учительницей.
        Младшие учились в школе, а самые маленькие наполняли дом священника смехом и
        беззаботным весельем. Жизнь священника проходила в трудах. В хозяйстве Телемаковых
        были и лошадь, и корова, собственный деревянный дом с 15 десятинами земли — жили
        небогато, но и не бедствовали.
        Однако спокойному течению жизни в семье о.Александра, как и вообще жизни российского
        государства, положил конец приход к власти безбожников-большевиков, которые
        поставили Церковь вне закона, духовенство объявили врагами народа и начали на них
        гонения. Будучи аполитичным человеком, о.Александр старался и при новой, враждебной
        власти с честью и усердием выполнять свое самое важное служение — у престола Божия.
        Для него главным стало сохранить паству от бесовской безбожной заразы, которая,
        как плесень, стала покрывать души человеческие.
        Власти покоя священнику не давали. сначала, в 1925г., он был лишен избирательных
        прав как "служитель культа". Потом у батюшки отобрали землю, оставив многодетной
        семье всего две десятины, за которые сельсовет наложил на о.Александра непомерно
        высокий налог. За неуплату этого налога в 1928г. священника "раскулачили", отобрав
        у него и землю, и собственный дом со всеми надворными постройками, и лошадь,
        и корову. Семья священника осталась без средств к существованию (доходы от служения
        в церкви были мизерные — ведь и у прихожан храма отбирали землю, зерно, скотину,
        обрекая их на полуголодную жизнь) и переселилась в церковную сторожку.
        Искусственно созданный в начале 1930-х годов голод в Поволжье унес матушку Анну,
        с которой священник прожил 40 лет. Дети стали покидать родной дом и уезжать в города
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1897 
        Месяц 10 
        Кем награжден епископ Симбирский Никандр 
        наперсный крест 
        Год награждения 1914 
        Кем награжден Святейший Синод 
        медаль в честь юбилея организации приходских школ 
        медаль в память 300-летия Дома Романовых 
        Год награждения 1913 
        В начале 1930-х годов начались повальные аресты православного духовенства. В 1932г.
        Сызранское ОГПУ "вскрыло" сеть к/р группировок. Были проведены аресты. По одному
        из таких дел были привлечены к ответственности 22 человека, в том числе и 4 священника,
        среди которых и священник Александр Телемаков
      Аресты
        Ульяновская о., Инзенский р., с.Чумакино 
        Год ареста 1932 
        День ареста 25 
        Месяц ареста 2 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по СВК 
        07 /04 /1932 
        Обвинение "участник к/р группировки церковников" 
        Статья ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор  5 лет ИТЛ 
        Согласно обвинительному заключению, "в целях борьбы с советской властью... создали
        в селах Инзенского и Чамзинского районов к/р группировки из среды местных религиозных
        фанатиков,... проводили нелегальные сборища для читки поучений черносотенного
        характера, книги Сергея Нилуса, а также церковно-монархических книг — Библия,
        жития святых, Иоанна Златоуста и т.д.), используя для этой цели предрассудки
        крестьянских масс, и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему
        времени". О.Александру Телемакову в вину поставили и ведение личной переписки
        с Сергеем Нилусом. Для власти, состоящей из лиц еврейской национальности,
        "Протоколы сионских мудрецов" были страшным оружием.
        В дневнике осужденного в 1933г. священника Багрянского есть такие строчки об отце
        Александре и его мнении о Протоколах:
            "Во время наших бесед о.Александр говорил, что евреи народ умный, что, может быть,
           они и составят свое царство в Палестине, но когда это будет, или не будет,
           нам неизвестно. Что же касается воцарения израильского царя, то России это не
           коснется".
        Исходя из таких "фактов", и судили отца Александра. На допросе о.Александр отвечал
        на вопрос следователя о проводимой им к/р агитации, он отвечал:
            "Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда
           никакой работы не вел"
      Места заключения
        Сызрань, Домзак 
        Год начала 1932 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1932 
        Архангельская о., Белбалтлаг 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1934 
        Отбывая наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала, батюшка претерпевал
        страшные лишения, холод и голод, издевательства и беззакония, тяжкий рабский труд,
        но 64-летний священник выжил.
        В конце 1934г. о.Александр был досрочно освобожден из заключения по болезни, как
        сказано в документах
      Места проживания
        Ульяновская о., Инзенский р., с.Чумакино 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1937 
        Из заключения батюшка вернулся в с.Чумакино. Больше ему ехать было некуда, обременять
        детей присутствием "врага народа" он не захотел. Храм в Чумакино уже был закрыт.
        Крестить новорожденных, отпевать умерших, совершать молебны о.Александр начал у
        себя на дому, не оставляя мысли об открытии храма. В конце 1936г. Чумакинский сельсовет
        для видимости пошел на уступку — пообещал открыть храм, если община наберет к оплате
        налоговые сборы в сумме 1132 рубля. Условие невыполнимое — найти такую сумму в
        селе, где крестьяне фактически не имели денег! Но случилось невозможное — отдавая
        последнее, крестьяне собрали эту суму и сдали ее в сельсовет. Требование, выдвинутое
        церковной общине, было выполнено, и на праздник Богоявления Господня 19 января,
        в чумакинском храме вновь восславили Создателя и освятили крещенскую воду. Радости
        православных не было границ! Но радость была недолгой. После воскресной литургии
        21 февраля 1937г. председатель с/с вновь закрыл храм. 26 мая 1937г. обманутые жители
        села направили жалобу в Инзенский райисполком, в Куйбышевский облисполком. Они
        указывали, что в селе 1178 человек обоего пола, из неверующими себя назвали 30
        человек, остальные открыто называли себя православными. Исходя из этого, писали
        они, храм населению Чумакино необходим.
        Жалоба возымела неожиданный эффект — жалобу переслали в Инзенский РК ВКП(б), а
        секретарь райкома направил ее начальнику РО НКВД с припиской: "Установить, откуда
        они могли добыть сведения о количестве населения, не подлежащие оглашению".
        Виновным власть назначила священника. 24 декабря его арестовали
      Аресты
        Ульяновская о., Инзенский р., с.Чумакино 
        Год ареста 1937 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 12 
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Куйбышевской обл. 
        29 /12 /1937 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
        Из обвинительного заключения по делу:
           "Телемаков, будучи без определенного места службы, и будучи недоволен существующим
           советским строем, вел усиленную агитацию за богослужение. Без ведома соввласти,
           без регистрации в РИК самочинно служил в церкви, у себя дома, крестил детей,
           с его подачи церковный совет писал жалобы в центральные органы".
        После вынесения приговора в переполненной духовенством тюрьме о.Александр провел
        еще 40 дней. Встретил Новый 1938 год, тихой молитвой отпраздновал Рождество Христово,
        Сретение Господне стало последним земным праздником для священномученика Александра.
        19 февраля 1938 года 68-летний отец Александр Телемаков принял мученическую кончину
        и встретился в Царствии Небесном с Тем, Кому посвятил свою жизнь
    Кончина
      1938 
      День 19 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Ульяновск 
      Место захоронения Ульяновск 
    Канонизация
      Священномученик священник Александр Телемаков 
      Дата 17/08/2004 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 18 августа 2004г. 
      Кто представил Симбирская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 06.02 
          Новый стиль 19.02 
          день мученической кончины (1938г.) 
    Публикации ->
      1.Симбирская Голгофа (1917–1938)/ Сост. свящ. Владимир Дмитриев. Ульяновск, 1996. С.146.
      2.Сайт Симбирской епархии. -&gt;<http://www.simbirsk.eparhia.ru/eparhy/saints/?ID=32>
    Документы ->
      1.Журнал N 39 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ