Служение
      Курская губ., г.Тим, Крестовоздвиженский храм 
      протоиерей 
      Должность настоятель, благочинный округа 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1930 
      День окончания 4 
      Месяц окончания 2 
      Осенью 1919г. Добровольческая армия Деникина вытеснила красных из Тима. По просьбе
      властей о.Владимир отслужил на городской площади благодарственный молебен. Этот
      эпизод впоследствии припоминался священнику неоднократно. Был и другой эпизод,
      по которому имеются документы той поры.
      При смене властей в Тиму белогвардейцы арестовали 57 человек. Пятерых расстреляли.
      А за остальных вступился протоиерей Владимир. 12 сентября 1919г. он организовал
      собрание прихожан, на котором было составлено и принято ходатайство коменданту
      г.Тима об отмене смертной казни в Тиме. Ходатайство возымело силу, и расстрелы
      в Тиме прекратились. Жизнь 52 человек была спасена.
      Они этого не забыли, и, когда через несколько дней в городе произошла очередная
      смена власти, и о.Владимира арестовала ЧК, за о.Владимира вступились горожане,
      и власти ограничились в отношении него словесным запугиванием.
      Дело на протоиерея Владимира, заведенное в 1919–1920гг., не сохранилось.
      С октября 1919г. о.Владимир преподавал историю и географию во 2-й Тимской школе.
      Однако 1 февраля 1920г. Курский Губернский отдел Наробраза уволил священника
      из школы, "как носящего рясу".
      В том же году эпидемия холеры унесла матушку Екатерину и нескольких детей.
      Вновь тучи над головой о.Владимира начали сгущаться в период коллективизации.
      К этому времени повзрослевшие дети о.Владимира разъехались. Николай (30 лет) закончил
      Военно-инженерную академию и преподавал в Киеве. Жизнь он завершил в чине генерала.
      Вера (28 лет) (в замужестве Халина) работала в школе села Пузачи. С нею жила и
      младшая Ольга 17 лет.
      Серафим (26 лет) и Михаил (22 года) занимались поденной работой в Харькове. В 1942г.,
      когда Харьков был оккупирован немцами, Серафим Владимирович попал в облаву и
      оказался в числе угнанных на работу в Германию.
      Василий (24 лет), отец будущего чемпиона по шахматам Бориса Спасского, и один из
      создателей стали для танка Т-34, взял в Ленинград на свое иждивение 15-летнего
      Владимира.
      Во Франции в городе Лилле жил 36-летний Александр, окончивший до революции
      Петроградскую Духовную Семинарию, получивший офицерское звание в царской армии.
      Александр эмигрировал вместе с белой армией за границу. Изредка ему удавалось
      присылать отцу весточки о себе. В 1929г. он сообщил, что принял священный сан.
      Позднее на допросе о.Владимир охарактеризовал свою переписку с сыном как "чисто
      семейную и практически богослужебную".

      В декабре 1929г. о.Владимир стал бездомным. Его дом продали с торгов за неуплату
      налога. Священник перебрался жить в церковную сторожку, где и был арестован
      4 февраля 1930г. Милиционер, арестовавший его, не имел ордера на арест, руководился
      устным приказом начальства
    Аресты
      Курская о., г.Тим 
      Год ареста 1930 
      День ареста 4 
      Месяц ареста 2 
      6 февраля 1930г. состоялось расширенное заседание Пленума и бедноты Тимского с/с,
      на котором обсуждался вопрос "о раскулачивании и выселении враждебно настроенных
      граждан". В список подлежащих раскулачиванию и выселению за пределы Центрально-
      Черноземной области протоиерей Владимир попал как "священник с 25-летним стажем".
      На самом деле священнический стаж у о.Владимира был на 12 лет больше
    Места заключения
      Курск, Домзак 
      Год начала 1930 
      День начала 4 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1930 
      21 февраля в Курском Домзаке, куда был направлен о.Владимир, его осмотрел доктор,
      который нашел у арестованного миокардит и признал его не способным передвигаться
      на большие расстояния пешком.
      Уличить о.Владимира в антисоветской деятельности сотрудникам ОГПУ оказалось сложно.
        
      "Спасский крайне осторожен и ведет таковую подпольно, действуя через других лиц", —
        писал автор обвинительного заключения.
      Настораживало ОГПУ даже то, что в последнее время о.Владимир не произносил проповедей.
        "из этого следует, что Спасский ожидает политического переворота в стране,
        который даст ему возможность говорить свободно и создается впечатление, что
        советская власть возбраняет свободу слова"

      Виновным себя в антисоветской агитации о.Владимир не признал. На допросе священник
      заявил, что считает себя в первую очередь священнослужителем, представителем
      тихоновской церкви, а не политическим деятелем, борющимся с советской властью.
      "Даже в самой идее коллективизации священник не видел ничего противоречащего
      духу Евангелия, и сказал, что "подчиняется всякой власти и служит народу".
      К огорчению следствия Спасский "упорно" не назвал никого из "бывших членов СРН",
      сославшись на свою "забывчивость".
      Отводя обвинение в выдаче белым для расстрела большевиков, священник предъявил
      справку селькресткома, предусмотрительно взятую им 23 декабря 1929г. В справке
      говорилось, что "священник Спасский во время нашествия белых банд в поселке Тим
      в 1919г. отстаивал граждан от расстрела, и агитаций от него явных нет".

      24 марта 1930г. дело в отношении отца Владимира было прекращено на основании
      "распоряжения ПП ОГПУ по ЦЧО от 21.02.1930г. за N 45056"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ