Образование
      Симферопольское духовное училище
      Таврическая Духовная Семинария
      Год окончания 1912 
      Санкт-Петербургская Духовная Академия
      Год поступления 1912 
      Год окончания 1916 
      кандидат богословия 
    Рукоположение
      монах 
      Серафим 
      1914 
      иеродиакон 
      1914 
      День 4 
      Месяц 10 
      иеромонах 
      1914 
      День 14 
      Месяц 11 
    Служение
      Петроград, Петроградская Духовная Академия 
      иеромонах 
      Должность профессорский стипендиат 
      Год начала 1916 
      Год окончания 1917 
      Месяц окончания 5 
      Как выпускник Академии он получил первую премию за свое кандидатское
      сочинение "Источники жизнеописания св.Иоанна Златоуста" и был оставлен при
      Академии для подготовки к профессорской кафедры, но из-за недостатка средств
      вынужден был перейти на службу в Александро-Невскую Лавру
      Петроград, Александро-Невская Лавра 
      иеромонах 
      Год начала 1917 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1917 
      Владимир, архиерейский дом 
      иеромонах 
      Должность личный секретарь митрополита Владимирского, делопроизводитель Владимирской епархии 
      Год начала 1917 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1920 
      По рекомендации епископа Серафима Сердобольского (Лукьянова) стал личным
      секретарем митрополита Сергия (Страгородского), выбранного на Владимирскую
      кафедру. Отец Серафим совмещал эту должность с должностью столоначальника по
      судебному столу во Владимирской епархии. В это время проявился его дар
      проповедничества и он часто выступал с проповедями, собиравшими большое число
      слушателей. В январе 1920 года был назначен на должность благовестника
      (проповедника) во Владимире. В 1920 году в печати была развернута кампания
      против иеромонаха Серафима в печати, его обвиняли в "контрреволюционной пропаганде"
    Места проживания
      Владимирская (Иваново-Промышленная) о. 
      Год начала 1920 
      День начала 27 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1933 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 10 
      Опасаясь ареста, иеромонах Серафим перешел на нелегальное положение с марта 1920
      года. Вынужден был скрываться, тайно жил у знакомых, не переставая совершать
      тайно богослужения. Жизнь иеромонаха Серафима была настолько тяжела и невыносима, что
      ему иногда хотелось сдаться властям, но боязнь за судьбы помогавшим ему людей
      останавливала его от этого шага, кроме того он тяжело заболел туберкулезом. В
      1932 году он познакомился с саровским старцем о.Исаакием (Новиковым), который
      после закрытия Саровского монастыря проживал у своих духовных дочерей в
      деревне Томилино Ковровского района (ныне Владимирская область). К старцу
      приезжало много народа и о.Исаакий отвечал на все вопросы, интересующие
      посетителей и удивлял своей прозорливостью. После закрытия Саровского
      монастыря две духовные дочери о.Исаакия пригласили его жить к себе, старец
      стал часто наведываться к ним и надолго останавливаться. Ему отвели келью,
      где он устроил церковь во имя преп.Серафима Саровского. Скоро вокруг него
      образовалась община из монахинь закрытых монастырей и верующих женщин, ищущих
      духовного руководства. Старец учил их молитвенной жизни, давал правило,
      совершал тайные пострижения в монашество. Знакомство двух подвижников близко
      их сблизило. В 1932 году старец о.Исаакий отошел ко Господу и иеромонах
      Серафим принял у него последнюю исповедь и благословение продолжить богослужебную
      жизнь и руководство его духовными чадами. Иеромонах Серафим выполнил послушание.
      Он жил в с.Эдемском, регулярно совершал богослужения, окормлял сестер из
      общины о.Исаакия и продолжал заниматься любимым делом — составлять проповеди.
      При обыске у него было обнаружено письмо к митрополиту Сергию
      (Страгородскому), в котором он писал: "...составил конспекты более 30 лекций
      на интересные темы и предлагаю по выходе на свободу с успехом вознаградить
      утерянное время. Таким образом, время моего укрывательства использовано
      великолепно. Факт преследования меня товарищами поднял мой авторитет и когда
      я выйду на свободу можно будет сделать очень многое. Поэтому я нисколько не
      унываю. Выходить к товарищам мне не имеет смыла, т.к. мне грозит концлагерь,
      в котором мне несомненно будет хуже, чем здесь. Со дня на день здесь
      ожидаются перемены. Авось не долго осталось". В следственном деле храниться
      список лекций иеромонаха Серафима, из которого видно, что многие из них носили
      апологетический характер, большое место занимали вопросы взаимоотношения
      науки и веры, культуры современного человека и религии
    Аресты
      Владимирская о., Ковровский р., с.Эдемское 
      Год ареста 1933 
      День ареста 27 
      Месяц ареста 10 
      Несмотря на конспирацию, членов общины выследили, скорее всего, внимание
      властей привлекло состоявшаяся в годовщину смерти о.Исаакия панихида на его
      могиле, где собралось большое количество верующих. 27–29 октября 1933 года было
      арестовано и привлечено к суду 45 человек
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      22/02/1934 
      Обвинение "контрреволюционная деятельность, руководитель контрреволюционной организации "Сестричество преподобного Серафима Саровского"" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 10 лет ИТЛ 
      Групповое дело "Дело по обвинению Якубовича, Буровой и др. членов "Сестричества преподобного Серафима Саровского", 1934г." 
      Среди главных обвиняемых был иеромонах Серафим, которому инкриминировали
      "контрреволюционную деятельность", выразившуюся в руководстве тайным женским
      монастырем, который следователь назвал "Тайный монастырь святого Исаакия".
      Следователь нашел, что на территории Ковровского района существует вполне
      оформившийся тайный женский монастырь, существующий по монастырскому уставу и
      правилам. Почему святого Исаакия? Потому, что как указано в постановлении о
      заключении под стражу, деятельность монастыря, в частности выявилась в
      "насаждении среди населения религиозного фанатизма, рекламируя умершего
      иеромонаха "Исаакия — святым", на могилу которого имеет место массовое
      паломничество". Потом в деле "монастырь" был переименован в "Сестричество
      преподобного Серафима Саровского". Основные обвинения по делу были следующие:
      "1) состояли активными членами к/р. организации "Сестричество преподобного
      Серафима Саровского". 2) Производили вербовку в организацию новых членов
      крестьянок и работниц, с отрывом их от сельского хозяйства и производства с
      уходом от мира. 3) Выполняли поручения организации, вели активную и широкую
      разведывательную контрреволюционную и антиколхозную агитацию и пропаганду
      среди крестьянства с целью срыва колхозного строительства и
      хоз-политкампаний. 4) Распространяли среди населения контрреволюционные
      пораженческие слухи о скором падении Советской власти. 5) Участвовали на
      устраиваемых, под видом молений, к/р. сборищах. 6) Поддерживали и оказывали
      материальную помощь к/р. ссыльным." Началось следствие. Отец Серафим не
      скрывал своих взглядов, признал себя виновным, но его признания носят порой
      характер проповеди. "Я считал, — давал он показания, — что единственным
      политическим строем, способным управлять Россией, является самодержавие —
      монархия во главе и императором, как помазанником Божиим. Февральскую
      революцию я встретил без сожаления, так как предшествующий период
      империалистической войны показал, что правительство оказалось неспособным
      управлять Россией, не способным победоносно закончить войну. В период
      февральской революции я воочию увидел все отрицательные ее стороны и
      окончательно в ней разочаровался. Происшедшую потом Октябрьскую революцию я
      встретил враждебно. Советская власть явилась носительницей идеи, диаметрально
      противоположной моему мировоззрению, с которым я не смог смириться".

      Отобранные при обыске лекции послужили богатым материалом для составления
      обвинительного заключения, которое содержит развернутую критику социализма.
      Судя по фактам следствия, тайного монастыря как такового не было. Служилась
      литургия, на которой обычно присутствовало несколько человек, и приходили за
      советом и утешением матушки из окрестных деревень
    Места заключения
      Владимир, исправительное трудовое учреждение 
      Год начала 1933 
      День начала 27 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1934 
      День окончания 22 
      Месяц окончания 2 
      Московская о., Дмитровский р., Дмитлаг 
      Год начала 1934 
      Год окончания 1936 
      Кемеровская о., г.Мариинск, Юргинский л/п, Сиблаг 
      Год начала 1936 
      Год окончания 1937 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ