Серафим (Загоровский Николай Михайлович) 
    Фамилия Загоровский 
    Год рождения 1872 
    День рождения 27 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Харьковская губ., г.Ахтырка 
    иеромонах 
    Родился в семье диакона Михаила Феоктистовича Загоровского. Мать — Прасковья
    Андреевна (урожденная Роменская). У него были брат Михаил (впоследствии священник,
    служил в с.Лозное, с.Стрельцовка и с.Отрада Старобельского у. Харьковской губ.,
    рано умер) и сестра Анна
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до июня 1918г.] [1918-1930гг.] [с 1930г.] [до конца заключения] [по 1943г.]
      Образование
        Харьковская Духовная Семинария
        Год окончания 1894 
        Окончил Семинарию по 2-му разряду. Женился на Екатерине Ивановне
      Рукоположение
        иерей 
        1894 
      Служение
        Харьковская губ., Богодуховский у., с.Поличковская 
        священник 
        Год начала 1894 
        Год окончания 1898 
        Харьковская губ., Богодуховский у., с.Малыжино 
        священник 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1907 
        Свою келейную икону "Взыскание погибших", написанную в итальянском стиле и
        чтимую им как чудотворную, он назвал "Взыскание погибших Малыжинская" и
        служил перед ней акафисты
        Харьков, Серафимовская церковь 
        священник 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1909 
        Харьков, церковь Федора Стратилата при Александровской больнице 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 5 
        Здесь он продолжал служить перед иконой "Взыскание погибших" акафисты и говорить
        проповеди. Послушать "Харьковского Златоуста" стекался весь город.
        Вокруг о.Николая стал собираться женский монастырь "сироток-девочек" (его
        выражение), из которых многие, действительно, были сиротами.
        О.Николай с сестрами совершал паломничества в Белгород и другие святые места.
        В 1910-е годы архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) дал благословение
        на открытие женского монастыря во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших",
        благословил о.Николая духовно окормлять его насельниц, был выделен трехэтажный
        дом на его устроение. Революция 1917г. помешала открытию монастыря, но сестры
        обители перешли на нелегальное существование, и все дальнейшие годы батюшка
        все время их окормлял
      Аресты
        Харьков 
        Год ареста 1918 
        Месяц ареста 6 
        Был арестован и вскоре освобожден
      Служение
        Харьков, церковь Федора Стратилата при Александровской больнице 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 6 
        Харьков, Рождественская церковь 
        священник 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 3 
        В семье о.Николая были дети: дочь Лидия (по мужу Бобрищева) и сын Сергей
      Аресты
        Харьков 
        Год ареста 1923 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 3 
        Был арестован за противодействие обновленчеству
      Осуждения
        Комиссия НКВД УССР по административным высылкам 
        15/05/1923 
        Обвинение "проповеди к/р содержания" 
        Приговор 3 года высылки за пределы Харькова 
        Групповое дело "дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г." 
      Места заключения
        Харьков, Холодногорская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 5 
        Был выслан за пределы Харьковской губ. в Петроград.
        Матушка осталась в Харькове
        Петроград, Лиговская, 87 
        Год начала 1923 
        С 1923г. жил в Петрограде как в ссылке. Служил у себя дома, где устроил домовую
        церковь. Тайный женский монастырь, названный их наставником о.Николаем "Тихой
        пустынькой" в честь чудотворной иконы Божией Матери "Взыскание погибших",
        продолжал существовать: о.Николай руководил своими "сестрами-девочками" в письмах.
        Иногда монахини передавали свои письма о.Николаю через руки матушки, жившей в Харькове.
        Последнее из сохранившихся писем из Санкт-Петербурга датировано декабрем 1929г.
        Время от времени харьковские монахини потихоньку приезжали повидаться со своим
        "батюнечкой".
        Из писем о.Николая: "Посылаю вам приложенные здесь из моей келии цветочки.
        Я их приложил к образу Божией Матери "Взыскание погибших" и осенил их своим
        пастырским благословением: приносят мне цветочки сестры-инокини из Иоанновского
        батюшки отца Иоанна Кронштадтского женского монастыря! Петроградцы в выражение
        своей любви ко мне поднесли мне золотую митру на днях и адрес почтительный, а
        сердце мое и душа моя с вами, сиротки мои... вы все всегда в моих глазах".

        "Недавно Господь сподобил меня побывать в Макариевой пустыни Новгородской губернии.
        Там, в храме, на большой колонне, я увидел чудное большое изображение во весь рост
        Божией Матери Игумении и долго молился там"
        Ленинград, Боровая, 46 
        Год окончания 1930 
        В 1928г. примкнул к движению Русской Православной Церкви ("ИПЦ" — катакомбной).
        Продолжал служить на дому.
        Поддерживал движение "иосифлян". Относился к "непоминающим", за богослужением
        поминал митрополита Петра. Здоровье его ухудшилось, отекали ноги.
        Из писем монахиням "сестрам-девочкам":
        "Нигде не служу... Так угодно Богу! Перебываю у себя в келейке. Привыкаю к
        затвору и молчанию и тихой уединенной молитве. Тут и моя служба, и молитва,
        и Тайны Святого Причащения... тут переживаю и все радости свои, и свое горе...
        Уляша всем вам сердцем и душой земно кланяется... как часто она вас всех
        вспоминает и просит ваших святых молитв..."

        "С вами и среди вас сердце мое учило и научилось переживать полноту того
        благодатного небесного духовного единения таинственного со Христом и во Христе,
        о котором лишь можно судить по словам св.апостола Павла: "Не видел того глаз, не
        слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его"

        (I Кор.2,9). ... Пока же терпите, мои крохотки и Богу молитесь! И живите в Боге,
        как мудрые Евангельские Девы. Не ослабевайте в подвигах благочестия и чистоты
        жизни, не охладевайте к молитве, а наипаче к совершению молитвы Иисусовой и к
        совершению "пятисотницы". Чаще приобщайтесь Святых Христовых Таин.
        Бодрствуйте! Стойте на страже, ибо мир со всех сторон ловит вас... Нам остается
        только покорно следовать за Ним. В этом весь смысл блаженного состояния человека,
        отдавшего себя Христу: не заглядывая тревожно вперед, не страшась за следующий
        шаг, не выбирая сам свою дорогу, не возлагая на себя заранее бремена будущих
        бедствий, без страха, с твердою верою, спокойно следовать за Пастырем, шаг за
        шагом, радуясь и всегда помня, что "Он идет перед нами..." Идите же, чадца, за
        Христом!... Я посему радостно терплю и несу крест изгнания... один иду помолиться
        на Афонское подворье. Один поплачу там, забившись в уголок. Один возвращусь
        опять в келейку, и только одна радость моя: каждый день имею счастье у себя в
        келии приобщиться Святых Христовых Таин!... Так вот, деточки мои, живу в надежде
        грядущей Пасхи без отдания...."
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1930 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 1 
        Был арестован, находясь в ссылке в Ленинграде
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        03/08/1930 
        Приговор 5 лет концлагеря 
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 17 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 8 
        18.08.1930г. был этапирован на Соловки
        Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 8 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Серафим 
        Место Соловецкий лагерь особого назначения 
        Во время пребывания в Соловецком лагере (1930–1935гг.), будучи к тому времени
        вдовцом, принял тайный постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского
      Места заключения
        Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год окончания 1935 
        В 1935г. из лагеря был освобожден и отправлен на поселение на крайний север
        Северный край (поселение) 
        Год начала 1935 
        О.Серафим продолжал окормлять сестер обители во имя иконы "Взыскание погибших".
        Из лагеря — письмами, а когда был в ссылке, то или они ездили к нему, или он
        сам тайно приезжал к ним.
        Из письма духовной дочери:
        "Все это время я болел, и болею и сейчас, и по сей причине не писал тебе...
        Умоляю тебя именем Христа Господа Иисуса: Не смущайся, не унывай духом..."

        Из письма к духовно окормляемой им матери двоих дочерей:
        "Ты мать в своей родной семье, дорогая Анна Васильевна, зачем же Настиньке
        "отделяться"... Разве она чужая и не родная твоя дочь? Разве в твоем материнском сердце
        не находится столько любви и всепрощения, чтобы простить ей, если она что-либо
        и сказала словом или сделала делом, или по неопытности, или по неразумию пред
        своей мамой, или по каким-либо другим причинам? Мать в семье — что солнце на
        небе! Солнце светит и греет, и животворит. Так и мать: миром и любовию Христовой,
        молитвою и всепрощением для своих деток — и светит, и греет. И животворит, и
        любит. И ласкает, и жалеет, и прощает, и даже жизнь свою готова за них положить.
        И это все в Господе и о Господе, и ради спасения души своей и деток... И
        любит, и жалеет своих деток, в равной мере всех! Прошу же вас.
        Молю и со слезами умоляю: ради святых и великих дней Поста, примиритесь между
        собой по-христиански, по-родственному: падите друг другу в ножки, попросите друг у
        друга прощения, и простите друг друга, и заплачьте слезами искреннего
        раскаяния и всепрощения, обоймите друг друга любовью, изгоните вы из своей семьи
        навсегда вражду и ссоры из-за житейских мелочей и счетов, и пусть бежит от вас
        посрамленный враг-диавол со всем мраком злобы и неприятностей, и со всеми
        вражьими намерениями посеять в вашей семье "разделение", чтобы ему легче было
        погубить вас на самое дно адово, ибо сказано в Слове Божием:
        "Всякий дом (и семья), разделившийся сам в себе, не устоит, а погибнет!"
        Пусть же вселится в семье вашей солнце, мир, любовь, всепрощение о Христе!
        Пусть крепится святая молитва! Пусть над вами и с вами реют святые Ангелы Божии!
        Пусть радуется, взирая на вас Царица Небесная, матерь Божия "Взыскание погибших"!
        Пусть водворится среди вас Христос! Мать! Люби своих деток, Настиньку и Фаню
        и спасай их молитвами своими! А вы, деточки, любите и почитайте мамочку по
        заповеди Божией! ... Ну, Господь с вами, мои дорогие, мои радости, мои сокровища!
        И да хранит вас Матерь Божия! Духом вижу вас всех! Земно кланяюсь вам и прошу
        христианского всепрощения, в чем я согрешил перед вами, и вас, от всей души,
        от всей любви прощаю. Бог милосердный да простит вас во всем! Живите во Христе!
        Пребывайте в молитве! Благословляю вас и крещу... Будьте здравы и Богом хранимы"

        Из письма к духовной дочери:
        "Зрю тебя, дитятко мое, зрю духом... С немощами своими, чадцо мое, борись.
        Но от немощей своих не приходи в уныние. Уныние — страшный враг в деле спасения
        души и достижения Царства Небесного, гони от себя уныние: "Господи, дух праздности,
        уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми..." Эта святая и благодатная молитва
        спасительна и благодатна... И ты уже из прежних моих личных бесед и поучений
        многократных знаешь, насколько многоспасительна и благодатна "пятисотница", которую
        вы, чадца мои, совершаете из моих душеспасительных вам указаний, по руководству
        старцев славной Оптиной пустыни..."
      Места проживания
        Курская о., г.Обоянь 
        Год окончания 1941 
        Месяц окончания 12 
        По данным [2] ему в 1941г. разрешили жить в Обояни. По другим данным,
        до конца 1941г. жил в Обояни нелегально.
        Случайно узнав, что в Обояни есть
        тайный женский монастырь, со своей неизменной верной спутницей, послушницей
        Уляшей, отправился туда. Матушка-игумения приняла их приветливо. Оказалось,
        что в ночь их приезда ей во сне явился преподобный Серафим и сказал:
        "К тебе прибудет Харьковский Серафим, ты его прими". Батюшка заплакал. Он,
        действительно, будучи тайно постриженным на Соловках с именем Серафим,
        никому об этом не говорил. Так что прозвание "Харьковский Серафим" о.Николаю
        дал сам Преподобный.
        Во время оккупации в декабре 1941г. он вернулся в Харьков
        Харьков 
        Год начала 1941 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1943 
        В Харькове служил на дому, при огромном стечении народа.
        Продолжал возглавлять тайный женский монастырь во имя иконы Божией Матери
        "Взыскание погибших". Всего было около 40 тайных монахинь, в основном, те, кого он
        окормлял духовно все предыдущие годы, а также другие, которых он тайно постригал
        в 1941–1943гг. До сего дня (2003г.) жива одна монахиня, которую он постригал
        в 1941г.
        Летом 1943г. о.Серафим выехал из Харькова с семьей дочери Лидии с отступающими
        германскими войсками
        Польша, г.Перемышль 
        Год начала 1943 
        Год окончания 1943 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1943 
      День 30 
      Месяц 9 
      Место Польша, г.Перемышль 
      Место захоронения Польша, г.Перемышль 
      В 1981г. был канонизирован Русской Православной Зарубежной
      Церковью как преподобноисповедник Серафим (Загоровский) Харьковский чудотворец.
         
      По источнику [1] был расстрелян в 1923г. и согласно этой информации
      22 июня 1993г. Определением Синода Украинской Православной Церкви внесен
      в Собор Новомучеников, как священномученик протоиерей Николай — местночтимый
      святой Слободского края Харьковской епархии с установлением дня памяти
      19.05/01.06 — день памяти Харьковских святых
    Реабилитация
      Дата 30/12/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура Харьковской обл. 
    Публикации ->
      1.Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. Харьков, 1996. С.118,174.
      2.Шоломова С.Б. Харьковский Серафим// Православная жизнь, Харьков. 2003. N 8. Август. С.1–33.
    Заявители ->
      1. Квитка Максим

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL