Служение
      Ленинград (Санкт-Петербург), Английская наб. (набережная Красного Флота), 70, храм Христа Спасителя (Спас-на-Водах) 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1932 
      Месяц окончания 3 
      К началу 1930-х гг. в храме Спаса-на-Водах трудами и молитвами о.Владимира
      организовалась настоящая активная приходская жизнь для тех, кто хотел сюда
      прийти.
      Церковь эта стала объединителем и утешителем людей, самых разных по
      своему жизненному опыту, сфере деятельности, интересам, социальному
      статусу.
      Одной из его прихожанок была Анна Андреевна Ахматова.
      Приход Спаса-на-водах оставался "непоминающим" до 1931 г., а затем в храме
      начали поминать власти и митрополита Сергия.
      К этому времени целый ряд прежних членов "двадцатки" был репрессирован, и их
      сменили новые люди. А.П.Алявдин, Е.Н.Карцова и С.С.Абрамович-Барановский
      были арестованы еще в 1929г., осуждены и отправлены в лагерь или ссылку.
      До середины 1929г. открыто общину не преследовали.
      С лета 1929г. представители советской власти возобновили свое давление.
      Начались допросы с запугиванием.
      3 июня 1929г. специальная комиссия Леноблисполкома тщательно проверила все
      стороны деятельности церковной общины, стараясь выявить какие-либо нарушения
      законов.
      В составленном по итогам проверки акте отмечалось, что "двадцатка
      в большинстве состоит из интеллигенции тихоновского толка", но
      "раскола...не установлено".
      Путем опроса членов приходского совета и просмотра протоколов его
      заседаний комиссия пыталась установить факт отделения общины от
      Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, но естественно
      уличить прихожан в этом не смогла.
      С начала 1930г. жесткая политика властей привела к тому, что некоторые члены
      "двадцатки" вынуждены были отказаться от храма.
      Бессменный ее председатель дворянка О.С.Горданова (дочь генерала, в прошлом медсестра),
      протоиерей Владимир Рыбаков и еще несколько человек оставались стойкими
      защитниками храма. На смену выбывшим членам приходского совета
      пришли новые, запугать которых не удалось.
      В мае 1930г. прихожане подали заявление о перерегистрации их религиозного
      общества, но решение вопроса затянулось.
      Проведенная 13 июня 1930г. проверка имущества существенных недостатков
      не выявила, в этот день была составлена новая инвентарная опись,
      куда внесли поступившие в храм в последнее время предметы.
      Еще 13 мая представители райисполкома провели технический осмотр здания и
      потребовали проведения ремонтных работ. Почти все они были выполнены в
      течение лета — осени.
      15 декабря 1930г. приходскому совету, наконец, выдали удостоверение
      о регистрации общества верующих при церкви.
      Однако храм был обречен, потому что в Ленинграде в первую очередь сносили
      церкви, построенные в так называемом псевдорусском стиле, и даже
      искусствоведы старой школы спешили признать их нелепыми для исторического
      Петербурга.
      Уничтожение церкви ускорило обращение администрации соседнего
      судостроительного завода в райсовет от 3 сентября 1931г.:
          
      "На территории нашего завода "Судомех", бывшего "Новое Адмиралтейство",
           находится церковь бывшего морского ведомства, построенная в память
           Цусимского боя. В данное время эта небольшая церковь закрыта [что являлось
           ложью], и при ней живут лица не имеющие отношения к заводу, как-то:
           поп, сторожа и их семьи. В данное время уже приступлено к генеральной
           реконструкции нашего завода, к постройке новых цехов и мастерских,
           ... к прокладке заводских железнодорожных путей... Последние должны
           пройти по месту расположения названной церкви, и на ее территории
           намечено строить заводские постройки подсобного характера.
           В связи с этим в настоящее время наступила крайняя необходимость сноса
           этой церкви с территории завода. В период 1930–31 гг. коллектив рабочих
           завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под
           заводской клуб или столовую, но в данное время этого недостаточно,
           необходим полный снос церкви...а потому,...идя навстречу требованиям
           рабочих завода, бюро партколлектива ВКП(б), дирекция и завком просит
           президиум райсовета... вынести решение о сносе указанной церкви
           с территории завода".

      6 сентября 1931 г. районный инспектор по делам культов доложил в президиум
      Октябрьского райсовета:
           "...Так как церковь стоит на территории завода и мешает ему, то договор
            с 20-кой предлагается расторгнуть, церковь закрыть и использовать
            здание ее под культурные нужды завода".

      2 декабря 1931г. состоялось заседание Президиума Ленсовета, подтвердившее
      заключение областной комиссии по вопросам культов от 29 октября относительно
      "церкви памяти моряков", находящейся на набережной Красного флота:
          "Постановление райсовета о ликвидации церкви утвердить. Здание передать
           заводу на слом с использованием материалов на строительные нужды".

      17 декабря 1931г. О.С.Горданова написала ходатайство от имени верующих
      во ВЦИК об отмене постановления о сломе храма-памятника. В защиту церкви
      были собраны тысячи подписей горожан. 20 декабря "двадцатка" известила
      райсовет о подаче заявления во ВЦИК.
      Таким образом, закрытие Спаса-на-Водах было отсрочено, и еще два с половиной
      месяца в нем продолжались богослужения.
      7 марта 1932г. со ссылкой на распоряжение Президиума ВЦИК верующим объявили,
      что их жалоба оставлена без последствий.
      Вскоре, весной того же 1932г. церковь взорвали.
      Согласно городскому преданию старые моряки на коленях просили 1-го секретаря
      Ленинградского горкома ВКП(б) С.М.Кирова сохранить здание храма, но это
      не помогло, и городское начальство во главе с Кировым наблюдало за взрывом
      с наб. Лейтенанта Шмидта на противоположном берегу Невы.
      Разрушение храма произошло на глазах у о.Владимира и художника Н.А.Бруни,
      который осуществлял там в свое время мозаичные работы.
      Подготовку к взрыву и взрыв они наблюдали из окна кабинета о.Владимира
      (Рыбаковы жили в доме при церкви). По воспоминаниям матушки Надежды,
      80-летний Бруни рыдал навзрыд, а о.Владимир закрыл лицо ладонями.
      Городская легенда гласит, что доски с именами погибших моряков были брошены
      на дно Невы.
      Часть центрального купола с мозаичным ликом Спаса Пантократора была выброшена
      взрывом на дно Новоадмиралтейского канала изображением вверх, причем мозаика чудом
      практически не пострадала. Живший неподалеку известный ленинградский
      писатель моряк Виктор Конецкий в одном из своих рассказов писал, что
      лик Христа некоторое время просвечивал сквозь воду, а затем вдруг
      исчез.
      Лишь около десяти лет назад стало известно о подвиге сотрудника Русского музея
      Морозова, который спас мозаичный образ из купола (весом около одной тонны),
      организовав его подъем со дна канала и перевозку в музей.
      Туда же были доставлены и три мозаики (каждая весом более 200 кг),
      изготовленные в 1915г. в мастерской Академии Художеств по эскизам знаменитого
      художника В.М.Васнецова, и вставленные в металлических рамах в стены храма.
      Эти мозаики, фактически в тайне, более 60 лет хранились в подвалах Русского
      музея, пока не были обнаружены при разборке помещения в 1995 г., повернутыми
      изображением к стене. В настоящее время спасенные, возможно с риском для жизни,
      Морозовым и другими сотрудниками музея мозаики временно находятся на выставке
      в Военно-Морской Академии имени адмирала Н.Г.Кузнецова.
      Судьбы прихожан и священнослужителей церкви Христа Спасителя сложились,
      как правило, трагически.
      Председатель приходского совета О.С.Горданова уже в 1932 г. была арестована
      и по обвинению в контрреволюционной деятельности сослана в Алма-Ату.
      В начале 1933г. органы ОГПУ арестовали и отправили в концлагерь активных
      прихожан Спаса-на-Водах бывших морских офицеров Н.А.Корнилова и А.Г.Галкина
      Ленинград (Санкт-Петербург), Николо-Богоявленский морской собор 
      протоиерей 
      Год начала 1932 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1933 
      Месяц окончания 12 
      После закрытия и разрушения храма Спаса-на-Водах о.Владимир перешел служить
      в Николо-Богоявленский морской собор.
      С ним в этот собор ушла и большая группа его духовных детей: капитан 2-го ранга
      Царского флота А.И.Лебедев, бывшие морские офицеры Д.К.Неупокоев,
      А.А.Пеликан, участник Цусимской битвы Осипов, внук графа Витте М.М.Меринг,
      дочь адмирала В.М.Елчанинова, жены и дети морских офицеров — Всеволожские,
      Корниловы, Н.С. Радькова, профессора Н.А.Булгаков, М.Н.Соколов,
      литератор В.А.Бонди, вернувшийся из ссылки А.П. Алявдин и другие.
      Эти люди сохраняли память об уничтоженном храме.
      О.Владимир устраивал ежегодные молебны-панихиды по погибшим морякам;
      распространялась фотография Спаса-на-Водах с надписью на ней:
          "Кровью венчавшимся благодарная Россия",
      стихотворения "Храм-памятник морякам" и "Песня колокола", в которых говорилось
      о разрушении большевиками церкви в память погибших в Русско-Японской войне.
      Разгром этой группы произошел в связи с фабрикацией ОГПУ так называемого
      дела "евлогиевцев"
      Аресты по этому делу начались 22 декабря 1933г.
    Аресты
      Ленинград (Санкт-Петербург) 
      Год ареста 1933 
      День ареста 22 
      Месяц ареста 12 
      Протоиерей Владимир Рыбаков был арестован 22.12.33г. органами ПП ОГПУ в ЛВО
      по делу "евлогиевцев" и заключен в ДПЗ Ленинграда.
      Аресты продолжались до 26 января 1934г. В ДПЗ оказались два епископа,
      священники главных храмов города и активные прихожане
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ в ЛВО 
      03/03/1934 
      Обвинение "организация контрреволюционной молодежной группировки, систематическая контрреволюционная черносотенная пропаганда" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет ссылки 
      Всего по делу "евлогиевцев" проходили 175 человек, из них 157 были арестованы.
      Среди пяти главных руководителей "антисоветской организации" значился
      протоиерей Владимир Рыбаков.
      Его обвинили в систематическом проведении черносотенной пропаганды,
      руководстве "контрреволюционной ячейкой" организации из восьми прихожан,
      большинство которых ранее служило в Царском флоте.
      Также были арестованы по этому делу: А.И.Лебедев, Д.К.Неупокоев,
      М.Н.Соколов, В.М.Елчанинова, М.М.Меринг и др.
      На допросах 31 декабря 1933 — 17 января 1934гг. о.Владимир не скрывал своего
      негативного отношения ко многим действиям советских властей:
           "К антирелигиозной политике советской власти я отношусь отрицательно,
            т.к. этот момент в корне расходится с моим мировоззрением идейного
            христианства и человека преданного делу Православной Церкви.
            Являясь противником атеизма, теми средствами, которыми я располагаю и
            как священник, и как духовный руководитель верующих, данных мне
            в результате легального существования Церкви в СССР, я веду активную
            борьбу с ним и воспитываю окружающих в духе антиатеизма.
            Такое воспитание только естественно может препятствовать растущему
            безбожию и неверию и создать активные церковные кадры, препятствующие
            раздроблению Православной Церкви...
            По своим политическим убеждениям я являюсь сторонником конституционной
            монархии.
            К политике Советской власти и партии, направленной к окончательному
            уничтожению религии и ее представителей — руководителей Российской
            Православной Церкви, носителей монархических идей, я отношусь
            отрицательно.
            Я считаю, что в России необходима конституционная монархия,
            по типу Англии, которая может вывести страну из бедственного положения,
            в котором она сейчас находится.
            Церковь как проводница монархических идей и укрепления устоев
            государственного строя, во главе с монархом, должна иметь свое прежнее
            положение и права".

      Не стал отказываться протоиерей и от окормления своих духовных детей —
      бывших прихожан Спаса-на-Водах:
           "В бытность мою настоятелем храма памяти погибших в Японскую компанию
            морякам вокруг этого храма группировались бывшие моряки, морские офицеры
            и их семьи. Часть из них после закрытия постановлением Советской власти
            этого храма-памятника перешла со мной в Николо-Морской собор.
            Этой группой, возглавляемой мною, ежегодно в день памяти Цусимского
            боя совершались традиционные молебны. Это обстоятельство давало
            возможность нам общаться, поддерживать связь и осуществлять традиции,
            которые существовали в закрытом большевиками храме".

      "Евлогиевцы" были осуждены тройкой при ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1934г.
      Главных обвиняемых приговорили к 10 годам лагерей, большинство осужденных
      прихожан Николо-Богоявленского собора отправили в ссылку.
      После допросов и пыток в тюрьме протоиерей Владимир Рыбаков 3 марта 1934г.
      был приговорен к 5 годам ссылки, но через несколько дней, 14 марта, освобожден
      в предсмертном состоянии как "безнадежно больной" и отправлен умирать
      в городскую больницу
    Места заключения
      Ленинград, ДПЗ (дом предварительного заключения) 
      Год начала 1933 
      День начала 22 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1934 
      День окончания 14 
      Месяц окончания 3 
      Из рассказа внучки о.Владимира (по семейным воспоминаниям):
           "У нас дома еще в блокаду хранился складной крест, который о.Владимир
            сделал себе сам в тюрьме: две палочки, соединенные шпоночкой; когда шел
            надзиратель или его вели на допрос, шпоночка поворачивалась, и получалась
            просто двойная палочка, а потом снова шпоночка поворачивалась — и снова
            крест, который постоянно был с ним"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ