Пятикрестовский Александр Михайлович 
    Год рождения 1870 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Москва 
    протоиерей 
    Специальность  кандидат богословия 
    Происходил из духовного сословия.
    Родился в семье диакона единоверческой церкви у Преображенского кладбища в Москве
    впоследствии настоятеля церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке Михаила Степановича
    Пятикрестовского (1845–1919) и его супруги Параскевы Александровны, урожденной
    Бриллиантовой (1855–1914), дочери священника.
    У Александра были братья и сестры: Константин (1877г.р., впоследствии протоиерей,
    скончался в ИТЛ, прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских)
    Иван (1896г.р.), Евгения (впоследствии была репрессирована, как и ее муж,
    сщмч. Николай Алексеевич Скворцов), Наталия (1880–1927), Мария (1899–1929)
    Родство Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922-1923гг.] [1923-1938гг.] [1938г.]
      Образование
        Московская Духовная Семинария
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1891 
        Год окончания 1895 
        кандидат богословия 
        Женился на Александре Ивановне (1875–1954), дочери священника Скорбященского
        женского монастыря в Москве о.Иоанна Сперанского
      Рукоположение
        иерей 
        1895 
      Служение
        Москва, храм св.Марии Магдалины в приюте для слепых детей на 2-й Мещанской ул. 
        иерей 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1895 
        Год окончания 1898 
        О.Александр был лично знаком с о.Иоанном Кронштадтским, был его почитателем.
        В 1895г. он два раза совершал вместе с ним богослужения и на всю жизнь вдохновился
        его примером
        Москва, церковь свт.Филиппа Митрополита на Мещанской ул. 
        иерей 
        Год начала 1899 
        Год окончания 1902 
        Месяц окончания 11 
        Москва, Царицынский (Чертольский) пер., храм Спаса Нерукотворного Образа, что на Убогих домах на Пречистенке 
        иерей 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1902 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 10 
        С 1902г. до октября 1918г. о.Александр служил настоятелем церкви
        Спаса Нерукотворного Образа, что на Убогих домах.
        В 1903г. в серии общеобразовательного чтения для рабочих вышла брошюра
        о.Александра "О душе", в 1904г. — брошюра "О таинстве миропомазания".
        В 1902г. о.Александр вместе с известным церковным историком, протоиереем
        Николаем Скворцовым, супругом сестры о.Александра Евгении, составил описание
        антиминсов Синодальной ризницы в Кремле
        Москва, Скорбященский женский монастырь 
        иерей 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 3 
        В конце 1918 — начале 1919 года служил в Скорбященском женском монастыре.
        После закрытия монастыря перешел служить в церковь Спаса на Спасской ул.
        Москва, Б.Спасская, церковь Спаса Преображения в Спасской 
        иерей 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1922 
        В 1919г. о.Александр стал настоятелем церкви Спаса Преображения сменив
        скончавшегося в 1918г. протоиерея Григория Орлова.
        В 1919г. в Спасском храме служили протоиерей Николай Заозерский, только что
        рукоположенный священник Николай Покровский, диаконы Иоанн Преображенский и
        Михаил Толузаков.
        Председателем приходского совета с 1919 по 1932 год был генерал-майор Александр
        Иванович Беляев.
        Храм Спаса Преображения в Спасской стал очагом крепкого сопротивления мраку безбожия
        и обновленчества.
        Служение о.Александра было духовно связано с глубоким почитанием им
        св.праведн. Иоанна Кронштадтского как истинного пастыря и праведника.
        О.Александр призывал верующих к частому причащению и исповеди.
        В 1920г. при храме проводились занятия с группой верующих старше 18 лет, для чего
        община испросила разрешения занять одну комнату в квартире настоятеля храма
        о.Александра в доме 13/15 по Б.Спасской улице.
        В начале 1920-х гг. о.Александр преподавал на Пастырско-Богословских курсах,
        бывших Вифанских, переведенных в 1918г. в Москву и действовавших при церкви
        мч.Трифона и церкви Адриана и Натальи на 1-й Мещанской ул.
        Весной 1922г., 19 марта, на Б.Спасской улице, согласно постановлению благочинных
        Москвы, была открыта столовая для голодающих на средства нескольких приходов,
        в том числе прихода церкви Спаса Преображения. Эта столовая действовала ежедневно
        в течение нескольких месяцев.
        Церковь Спаса в Спасской, обладая огромным приходом, простиравшимся от 1-й Мещанской
        (пр-та Мира) до Красных ворот и Каланчевки, была одной из самых богатых в Москве.
        По описи 1922 года, в храме находились ценные древние иконы.
        20 апреля 1922г., властями было произведено "изъятие ценностей" из
        церквей Сокольнического района, к которому относилась и Спасская церковь.
        По сводкам властей, "крупных эксцессов не было" за исключением церкви Спаса
        на Спасской, где собралась толпа до 1000 человек
        и брошенным из толпы камнем был поранен один из чинов охраны.
        Толпу разгоняла кавалерия.
        Из храма было "изъято серебра 20 пудов золота 22 золотника, камней 5, вещей
        с камнями 5". В церкви изъяли все серебряные священные сосуды, так что остались
        только медные и деревянные.
        О.Александр во время "изъятия" предпринимал меры, чтобы спасти
        необходимые богослужебные предметы.
        После "изъятия" он призвал верующих пожертвовать серебро для изготовления
        новых богослужебных сосудов взамен отобранных
      Рукоположение
        протоиерей 
        1922 
        В 1922г. о.Александр был удостоен сана протоиерея, а позднее был награжден митрой
      Служение
        Москва, церковь Спаса Преображения на Спасской 
        протоиерей 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1923 
        В феврале 1923г. обновленческое Московское Епархиальное управление (МЕУ)
        издало указ о роспуске с 1 марта приходских советов и организации новых
        приходских советов, признающих обновленческое ВЦУ и МЕУ и о выборе депутатов
        на обновленческий Поместный Собор.
        25 марта 1923г. на таком новом приходском совете Спасской церкви
        под председательством священника Николая Покровского, выполнившего указ МЕУ,
        избрали трех мирян для участия в обновленческом Соборе.
        О.Александр Пятикрестовский и второй священник устранились от дела выборов
        депутатов на обновленческий Собор.
        В храме Спаса Преображения 9 раз совершал службы Патриарх Тихон — семь раз литургию
        и два раза — всенощное бдение, в том числе в начале 1922г., в 1923 году
      Награды
        митра 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 7 
        В июле 1923г. о.Александр был арестован органами ВЧК
      Места заключения
        Москва, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 9 
        Пробыл в заключении 2 месяца, после чего в сентябре 1923г. был освобожден
        без суда
      Служение
        Москва, церковь Спаса Преображения на Б.Спасской 
        протоиерей 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 7 
        19 августа 1924 года в храме Спаса Преображения в последний раз совершал
        служение Патриарх Тихон.
        В июле 1925г. скончался служивший в Спасской церкви протоиерей Николай
        Заозерский (родитель расстрелянного в 1922г. протоиерея Александра Заозерского).
        В декабре 1925г. арестовали и выслали из Москвы на 3 года о.Николая Покровского.
        В конце ноября 1926г. на общем собрании верующих под председательством
        Александра Ивановича Беляева на место скончавшегося прот.Николая Заозерского
        был избран обновленческий священник Иосиф Ярошинский (который прослужил
        недолго, будучи отвергнут приходом Спасской церкви).
        Заместителем председателя этого собрания был протоиерей Александр Пятикрестовский.
        На этом собрании в ноябре 1926г. были избраны члены полностью тихоновского
        приходского совета.
        В члены этого приходского совета был избран и протоиерей Александр Пятикрестовский.
        В 1926г. о.Александром был приглашен служить протоиерей Александр Левитский,
        ранее служивший почти 20 лет в Троицком храме на Троицкой улице и покинувший
        этот храм после захвата его обновленцами.
        По решению приходского совета от 22 февраля 1927г. он был утвержден временно
        исполняющим обязанности священника.
        В мае 1927г. приходским собранием на вакантную должность священника из четырех
        кандидатов был избран митрофорный протоиерей Александр Левитский.
        Рядом с храмом Спаса, в Докучаевом переулке, жил в 1920-е годы известный священник,
        проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий. О.Валентин дружил
        с настоятелем Спасской церкви протоиереем Александром Пятикрестовским и часто в ней
        проповедовал. В 1928г. о.Валентин был арестован и сослан в Красноярский край.
        В 1929г. Сокольнический райсовет постановил закрыть церковь Спаса в Спасской
        в числе других церквей.
        Община храма подала заявление против закрытия церкви, где было сказано, что храмом
        пользуются не только верующие прихода, но и прихожане окрестных закрытых храмов,
        "всего 35000–40000 верующих, в храме постоянно совершаются обряды, устроена часовня
        для помещения покойников". И тогда храм удалось отстоять.
        9 ноября 1930г. о.Александр участвовал в отпевании о.Валентина Свенцицкого.
        (Гроб с телом о.Валентина, которое осталось совершенно нетленным, было
        перевезено в Москву).
        С 1932г. председателем приходского совета стал Иван Степанович Желтов,
        ставший ближайшим помощником и единомышленником настоятеля
        о.Александра Пятикрестовского.
        Тогда же в храм вернулся священник Николай Покровский.
        В июле 1934г. под давлением НКВД, о.Александр Пятикрестовский был уволен за штат,
        а храм Спаса Преображения передали обновленцам.
        Священники Александр Левитский и Николай Покровский, диаконы (всего 5 членов причта)
        и община верующих перешли в храм св.мчч.Адриана и Натальи на Мещанской ул.
      Места проживания
        Москва, Б.Спасская, 13/15 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 1 
        Московская о., пос.Ленино-Дачное, Советская, 31 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1935 
        О.Александр, в связи с увольнением за штат, переселился в пос.Ленино-Дачное
        под Москвой. Духовные чада стали его посещать на новом месте
      Аресты
        Московская о., пос.Ленино-Дачное 
        Год ареста 1935 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 1 
        15 января 1935г. о.Александр Пятикрестовский был арестован.
        "При аресте изъяты паспорт N 134841, расписание поездов, книжка".
        Из ближайших родственников в анкете указана жена (детей у них не было,
        "они жили как брат с сестрой").
        "Состояние здоровья миокардит, артрит".
        Одновременно с о.Александром в Москве арестовали бывшего председателя приходского
        совета Спасской церкви Ивана Степановича Желтова
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        26 /03 /1935 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор  5 лет ссылки в Красноярский край 
        Групповое дело "Дело протоиерея Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова. Москва, Спасская церковь в Спасской, 1935г." -> 
        ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.43983.
        О.Александр проходил по делу вместе с Иваном Степановичем Желтовым.
        Дело было начато 15 января и окончено 23 марта 1935г.
        Допросы о.Александра производились 19,27 и 28 января и 20 марта 1935г.
        На следствии показания против о.Александра давали служившие с ним
        о.Николай Покровский и диаконы Петр Рождественский и Михаил Толузаков (Полузаков?).
        Протоиерей Александр Левитский показания против о.Александра давать отказался.
        Из показаний этих свидетелей обвинения:
            "До революции Пятикрестовский принадлежал к самой реакционной части
             духовенства в Москве и поддерживал тесную связь с известным черносотенцем
             и монархистом попом Иоанном Кронштадтским, последователем которого он
             является и до настоящего времени.
             После революции Пятикрестовский стал активным контрреволюционером".
            "... В общину верующих "Спаса" примерно в 1919г. откуда-то прибыли "иоанниты",
             которым он уделял большое внимание, посещал их на квартирах.
             Через некоторое время образовалась большая группа последователей
             о.Иоанна Кронштадтского, их влияние сказалось и на остальных верующих
             и образовалась большая группа последователей о.Иоанна Кронштадтского.
             В целях дальнейшего укрепления и внедрения в среду верующих учения
             Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. ввел общие исповеди и соборования..."
             В частных беседах Пятикрестовский А. об Иоанне Кронштадтском отзывался как
             о великом пастыре, большом молитвеннике, жизнь которого должна быть примером
             для прочих пастырей и верующих".
             "В дни памяти о.Иоанна Кронштадтского Пятикрестовский А. прославлял его,
             совершал торжественные богослужения, заупокойную всенощную панихиду,
             при поминаниях произносил:
                  "Приснопамятного отца нашего священного протоиерея Иоанна" —
             тем самым приравнивая его к лику святых.
             Иногда Пятикрестовский А. во время службы произносил слово, в котором
             отмечал заслуги о.Иоанна Кронштадтского перед Церковью и ставил в пример
             его жизнь и деятельность, призывая следовать ему как пастырей, так и верующих".
            "Служа священником в церквях города Москвы, он организовывал верующих женщин
             в тайные сестричества, обрабатывал и склонял их к тайному монашеству и
             организовал к церкви Спаса на Спасской улице целое паломничество разных
             фанатиков". Тайными монахами в деле названы бывший до революции старостой церкви.
        По материалам дела, в числе прихожан Спасской церкви было не меньше десяти
        монахинь (в том числе названы Алла, Агния, Гавриила, Серафима, Ангелина,
        Евфимия, Нонна, Платонида, Рафаила, Татиана), в 1920-е и 1930-е годы
        совершались тайные постриги.
        Тайными монахами названы бывший до революции старостой церкви
        (домовладелец, купец, гласный Городской думы) Петр Булатов — иеродиакон Онуфрий
        и последний председатель приходского совета Иван Желтов.
        На следствии о.Александру припомнили, что во время кампании по "изъятию церковных
        ценностей" он противился изъятию священных сосудов, а после "изъятия" призвал
        верующих пожертвовать серебро для изготовления новых богослужебных сосудов
        взамен отобранных, хотя, как показывал на следствии священник Николай Покровский,
        "в храме остались медные и деревянные сосуды, которые можно было использовать".
        Он же также сообщил следствию, что о.Александр "скрыл от изъятия большую
        серебряную чашу, дискос, звездицу, лжицу и крест серебряный аналойный".
        Из обвинения о.Александра Пятикрестовского и И.С.Желтова:
            "...Будучи ярыми приверженцами церкви и сторонниками царского строя
             а/с настроены и недовольны проводимыми Советской властью
             мероприятиями по закрытию церквей, они группировали вокруг себя верующих,
             среди которых проводили систематическую антисоветскую агитацию,
             распространяли провокационные слухи о якобы проводимых Советской властью
             гонениях на Церковь и верующих.
             Они являлись последователями и приверженцами Ивана Кронштадтского, известного
             ярого монархиста и черносотенца.
             Также в к/р целях использовали для а/с агитации посещающих
             церковь юродивых, создавая им условия для к/р работы и всячески их поощряя...
             В тех же целях Пятикрестовским А. был приглашен на службу иеромонах Роман,
             который среди верующих пользовался популярностью как специалист по изгнанию
             бесов...".
        О.Александр виновным в контрреволюционной деятельности и агитации себя не признал:
            "В предъявленном мне обвинении по ст.58–10 УК РСФСР виновным себя не признаю.
             Видя, что за последнее время происходит оскудение веры православной, и будучи
             духовным пастырем, считал своей нравственной обязанностью призывать верующих
             к частому причащению и исповеди в целях поднятия нравственности среди прихожан.
             Вводя общее соборование, я преследовал цель укрепления физических и духовных
             сил верующих моего прихода.
             Последователем о.Иоанна Кронштадтского я не был, но я его большой почитатель
             как человека, большого праведника.
             С о.Иоанном Кронштадтским я был знаком лично.
             В 1895г. я совершал дважды совместно с ним богослужение.
             Его память я чту и до настоящего момента. В дни его памяти совершал поминание
             "приснопамятного отца нашего протоиерея Иоанна". Произнося при поминании
             "отца нашего", я подчеркивал его значение для верующих как пастыря праведной
             жизни, имеющего всероссийское значение.
             Прославляя о.Иоанна Кронштадтского, я преследовал цель оживить в сердцах
             верующих образ праведника, каким был Иоанн Кронштадтский.
             В нашем приходе проживают душевно больные Альховская Анна Афанасьевна,
             "тетя Маша", некто "Иван Михайлович", довольно часто посещающие церковь.
             Указанные лица среди отдельных верующих имели большой авторитет, считались
             блаженными, большими прозорливцами.
             Иеромонах Роман на службу в церковь не приглашался, посещал он церковь, как
             простой богомолец. О том, что он занимался изгнанием бесов, я не знал..."
        26 марта 1935г. протоиерей Александр Пятикрестовский был приговорен
        к 5 годам ссылки в Красноярский край, И.С.Желтов — к 3 годам ИТЛ
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        День начала 15 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1935 
        Красноярский край, Пировский р., д.Алгайск 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1938 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 2 
        О.Александр был отправлен в ссылку в г.Алгайск Красноярского края.
        Матушка Александра Ивановна последовала за ним в ссылку
      Аресты
        Красноярский край, Пировский р., д.Алгайск 
        Год ареста 1938 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 2 
        12.02.1938г. о.Александр был арестован в ссылке
      Осуждения
        тройка УНКВД по Красноярскому краю 
        07 /05 /1938 
        Обвинение "участник к-р кулацко-повстанческой группы, существовавшей в Пировском р., был завербован в 1936г. и систематически проводил к-р агитацию, направленную к свержению соввласти" 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел, лично принадлежавшие вещи — конфисковать 
        Групповое дело "Дело к-р кулацко-повстанческой группы Пировского р-на Красноярского края. 1938г." 
        Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-12839.
        О.Александр обвинялся в том, что "под видом выполнения религиозных обрядов, ходил
        по домам колхозников и вел к-р агитацию за выход из колхозов"
      Места заключения
        Красноярский край, г.Енисейск, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 12 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1938 
        Содержался в тюрьме во время предварительного заключения
    Кончина
      1938 
      День 25 
      Месяц 5 
      расстрел 
      Место Красноярский край, г.Енисейск 
      После расстрела о.Александра матушка Александра Ивановна вернулась в Москву,
      Она умерла в 1954г. и была похоронена на Пятницком кладбище.
      Храм Спаса Преображения в Спасской в 1937г. был разрушен
    Реабилитация
      1
        Дата 04/08/1961 
        Кем реабилитирован Президиум Красноярского краевого суда 
        По году репрессий 1938 
      2
        Дата 14/01/1994 
        Кем реабилитирован Прокуратура г.Москвы 
        По году репрессий 1935 
    Публикации ->
    Документы ->
      1.Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-12839 (1938г.).
      2.ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.43983 (1935г.).

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ