Рукоположение
      иерей 
      1897 
      День 19 
      Месяц 6 
    Служение
      Нижегородская губ., Княгининский у. (Нижегородская о., Бутурлинский р.), с.Уварово 
      иерей 
      Должность законоучитель Уваровской земской школы, заведующий и законоучитель школы грамоты в д.Чернухи 
      Год начала 1897 
      День начала 19 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1899 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 8 
      24 августа 1899г. перемещен к Покровской церкви поселка Кумакского
      Орского уезда Оренбургской губернии
      Оренбургская губ., Орский у., пос.Кумакский, Покровская церковь 
      иерей 
      Должность законоучитель мужской и женской школ, заведующий школой 
      Год начала 1899 
      День начала 24 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1907 
      С 1899г. по 1907г. состоял законоучителем мужской и женской школ пос.Кумакский
      и заведующим школой Можарского хутора.
      4 декабря 1902г. за труды по народному образованию награжден набедренником.
      29 марта 1906г. за ревностное исполнение служебных обязанностей и
      благоповедение преподано ему Архипастырское благословение,
      а в следующем году награжден бархатной, фиолетового цвета, скуфьей.
      С 1907г. о.Михаил служил в Саратовской епархии под началом священномученика
      Гермогена (Долганева), епископа Саратовского и Царицынского, с которым
      у о.Михаила сложились хорошие отношения
      Саратовская губ., г.Хвалынск 
      иерей 
      Должность Хвалынский Уездный Наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты (до 18.02.1912г.), заведующий и законоучитель второклассной женской учительской школы (с 1911г.) 
      Год начала 1907 
      Год окончания 1912 
      Месяц окончания 6 
      Владыка Гермоген, видя гомилетический талант о.Михаила, перевел его в город
      Хвалынск, являвшийся одним из центров старообрядцев, бежавших сюда после
      перевода в единоверие Иргизских монастырей.
      9 сентября 1907г. он был определен на должность Хвалынского Уездного
      Наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты.
      О.Михаил принял живое участие в организации сиротских приютов-школ.
      26 октября 1907г. о.Михаил совершил освящение новоустроенной
      церковно-приходской школы в с.Широкий Буерак Хвалынского уезда.
      На следующий день он провел беседу с заведующим школой и учителями
      "относительно желательных способов преподавания предметов программы
      церковно-приходской школы".

      О.Михаилу было поручено ведение миссионерских чтений и бесед в Казанской
      соборной церкви Хвалынска по предметам веры православной со старообрядцами.
      С марта 1910г. о.Михаил состоял заведующим Подлесинского миссионерского училища.
      Об этом вспоминал его сын Василий:
          
      "Начальное образование я получил в церковно-приходской школе, а
           потом отец определил меня в миссионерское училище. В этом училище,
           кроме общеобразовательных предметов, изучения церковного устава,
           русского раскола, вероисповедания различных сект, особое внимание
           обращалось на изучение магометанской религии, и для чтения Корана
           в подлиннике преподавался арабский язык, а для общения с магометанами
           разговорный татарский язык".

      Отец Михаил с сентября 1911г. состоял и исполнял обязанности заведующего и
      законоучителя во второклассной женской учительской школе.
      В 1911г. Преосвященным Гермогеном был награжден камилавкой.
      В начале 1912г. епископ Гермоген был уволен от управления епархией и вскоре
      за сопротивление известному Григорию Распутину выслан на покой в Жировицкий
      Успенский монастырь.
      Архиерейскую кафедру в Саратове занял епископ Алексий (Дородницын),
      поставивший себе задачей вычистить из епархии всю "гермогеновщину".
      18 февраля 1912г. в семье Платоновых родился четвертый ребенок — дочь Антонина
      Вскоре, в феврале 1912г. о.Михаил был освобожден от должности наблюдателя и
      заведующего второклассной школой, а в июне 1912г. был уволен за штат.
      Супруга о.Михаила, Валентина Сергеевна, позже рассказывала:
          "...его лишил места епископ Алексей за его деятельность,
           и он был некоторое время без места".

      14 сентября 1912г. о.Михаил был назначен на священническое место к Покровской
      церкви с.Большой Мелик Балашовского уезда
      Саратовская губ., Балашовский у., с.Большой Мелик, Покровская церковь 
      иерей 
      Год начала 1912 
      День начала 14 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1913 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 1 
      Саратов, церковь во имя св.прп.Серафима Саровского 
      протоиерей 
      Должность настоятель, законоучитель Серафимовской школы, Товарищ Председателя Попечительств, законоучитель и руководитель Алексиевского приюта для детей-сирот, участник Саратовского Православного Братства Святого Креста 
      Год начала 1913 
      День начала 16 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1918 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 2 
      16 января 1913г. епископом Алексием (Дородницыным) о.Михаил был перемещен в
      Саратов на священническое место к церкви во имя преподобного Серафима Саровского,
      стал законоучителем Серафимовской школы и Товарищем Председателя
      Попечительства, а впоследствии — и фактически руководителем Алексиевского
      приюта для детей-сирот, только что переданного в непосредственное ведение
      Серафимовского Церковно-приходского Попечительства.
      До прихода о.Михаила приют был в печальном положении, было множество долгов и
      говорили даже, что приют закроется, детей было человек 17.
      Вскоре при о.Михаиле положение детей улучшилось. Дети обучались в приютской
      школе по программе начальных училищ и кроме того, дети старшего отделения
      обучались миссионерским предметам в пределах программы Закона Божия.
      В приюте была организована столярная мастерская. Летом дети ежедневно
      занимались практическими работами в саду и огороде под руководством
      учительницы и воспитательницы Александры Яковлевны Ивановой.
      Сам о.Михаил был законоучителем, причем оплаты за труды не получал.
      К 1918г. количество детей увеличилось почти вдвое.
      С 1914г. он читал лекции на духовно-нравственные темы.
      О.Михаил принимал участие в работе Саратовского Православного Братства Святого
      Креста.
      В 1916г., в годы Первой мировой войны, был избран уполномоченным по
      постройке храма-памятника на братском кладбище в Саратове героям Первой
      мировой войны, скончавшимся от ран в Саратовских госпиталях, но революция
      помешала этому замыслу.
      28 марта 1916г. за заслуги по духовному ведомству награжден золотым наперсным
      крестом.
      У отца Михаила и матушки Валентины было четверо детей: (согласно данным 1917г.):
      Вера (род. 10.09.1895г.) находилась при отце,
      Петр (род. 25.06.1897г.) обучался в 4 классе Саратовской духовной семинарии,
      Василий (род.04.04.1899г.) обучался в 4 классе Саратовской духовной семинарии;
      Антонина (род. 18.02.1912г.) находилась при отце.
      О.Михаил Платонов состоял членом "Союза Русского Народа" (вплоть до его
      роспуска), который выступал за сохранение исторических устоев России —
      Православия и Самодержавия, а вдохновителем и организатором Всероссийского
      Братского Союза Русского Народа в Саратове был епископ Гермоген (Долганев).
      После февральской революции 1917г. о.Михаил создал православное общество
      "За Веру", перед выборами в Учредительное собрание оно было преобразовано
      в предвыборный блок "За веру и порядок". Целью блока являлось восстановление
      православной монархии. Вот его основные положения:
         "1) Общество "За веру" учреждается для защиты, укрепления и распространения
            православия всеми законными и честными средствами.
          2) Члены Общества взаимно укрепляют себя в вере, благочестии и
            христианской любви.
          3) Члены Общества обязуются утверждать веру и церковность в своей семье;
           исполнять в своей жизни Христовы заповеди; по мере сил бороться с неверием;
           исповедовать и защищать православие среди иноверцев; сообщать Обществу
           о всех радостных и горестных явлениях в области веры и нравственности;
           ежедневно читать или слушать Слово Божие и молиться об обращении заблудших".

      В 1917г. о.Михаил участвовал в паломнической поездке в село Корнеевку
      Николаевского уезда Самарской губ. (Краснопартизанский р-н. Саратовской обл.) на
      место явления чудотворных икон Испанской Божией Матери и великомученика
      Пантелеимона и 31 августа 1917г. во время торжественного всенощного бдения
      произнес в сельском Покровском храме назидательное слово о прославлении этих
      икон.
      И до и после октябрьского переворота, несмотря на угрозы в свой адрес,
      в проповедях и беседах о.Михаил открыто обличал безбожную власть.
      По свидетельству его супруги, он начал заниматься литературными трудами еще
      в Оренбургской губернии, но занимался "в Хвалынске очень мало, потому что ему
      не было времени для этого. Он был занят служебными делами".

      В июне 1917г. он опубликовал первый выпуск своих проповедей:
      "За веру и порядок. Проповеди — отклики на современность".
      На первой странице находился образ прп.Серафима Саровского.
      Выпуск второй вышел в декабре 1917г.
      В январе 1918г. он опубликовал проповедь "Народ! помни Бога" отдельным оттиском.
      Начавшийся в феврале 1917г. развал в стране повлек за собой епархиальный
      раскол, в том числе и в Саратовской епархии. Викарный епископ Петровский
      Леонтий (фон Вимпфен) не ладил с правящим епископом Саратовским
      Палладием (Добронравовым). Епархиальный съезд потребовал от военных
      властей Саратова подвергнуть аресту епископа Палладия. В итоге — обоих
      архиереев удалили со своих кафедр.
      Атмосфера в епархии накалилась, и лишь ко второй половине мая 1917г. несколько
      нормализовалась, когда правящим архиереем был избран викарный Вольский епископ
      Досифей (Протопопов), ставший Саратовским и Царицынским 28 августа 1917г.
      О.Михаил Платонов обратил внимание на преследование Православной Церкви
      в образующемся новом государстве.
      Одна из его статей так и называется "Гонения на Церковь".
      В заключении первого сборника в статье "Какой партии держаться?" о.Михаил
      дал ответ:
          "Необходимо прежде всего твердо держаться Божественного Христова учения.
           Та партия, которая прямо или косвенно отвергает или колеблет учение
           Божие, такая партия или — языческая или, явно, антихристианская...
           Повторяю: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся
           приложатся вам. Знает Отец Небесный, что мы нуждаемся во всем этом,
           т.е. в пище, в одежде, знает и даст, — только бы нам не желать лишнего".

      Второй сборник, вышедший уже после октябрьского переворота и последний
      отдельный оттиск проповеди "Народ — помни Бога!",
      в целом также содержит наряду с чисто религиозно-нравственными проповедями,
      бесстрашное обличение воинствующего безбожия.
      В своем обращении от 19 января (1 февраля) 1918г. Святейший Патриарх Тихон
      анафематствовал богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на
      служителей Божиих и призвал совершить по всей стране крестные ходы против
      Декрета об отделении Церкви от государства.
      28 января 1918г., в воскресенье, в Саратове, как и во многих других городах
      страны состоялся всенародный крестный ход, в котором участвовал и о.Михаил
    Места проживания
      Саратов, на углу улиц Горной и Казарменной (при Серафимовской церкви) 
      Год начала 1913 
      День начала 16 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1918 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 2 
    Награды
      набедренник 
      Год награждения 1902 
      День 4 
      Месяц 12 
      архипастырское благословение за ревностное исполнение службы 
      Год награждения 1906 
      День 29 
      Месяц 3 
      бархатная скуфья фиолетового цвета 
      Год награждения 1907 
      камилавка 
      Год награждения 1911 
      Кем награжден Преосвященный Гермоген (Долганев) 
      золотой наперсный крест 
      Год награждения 1916 
      День 28 
      Месяц 3 
    Аресты
      Саратов 
      Год ареста 1918 
      День ареста 15 
      Месяц ареста 2 
      2 (15) февраля 1918г. в 6 часов вечера на квартире ректора Саратовской
      Духовной Семинарии архимандрита Бориса (Соколова) состоялось собрание,
      собранное по инициативе собрания объединенного духовенства и мирян, на котором
      обсуждался вопрос об отделении церкви от государства "с целью уяснить вопрос
      в связи с изданным декретом Совета Народных Комиссаров".

      В 22.30 все присутствующие были задержаны и обысканы уполномоченными членами
      Саратовского Исполкома.
      Несмотря на то, что было разрешение Исполкома на это собрание, подписанное
      секретарем Исполкома, датированное 20 января 1918г., собрание было объявлено
      незаконным.
      Были учинены допросы некоторым присутствовавшим.
      В результате допроса было постановлено всех задержанных отпустить.
      На квартирах присутствовавших на собрании были произведены обыски.
      Из протокола обыска квартиры о.Михаила от 16 февраля 1918 года:
           "При обыске была найдена монархическая литература, большое количество
            писем, австрийская винтовка N 8173, без затвора, шапирограф,
            портреты бывшего царя Николая II и Николая Николаевича.
            Все вышеозначенные вещи были взяты в Исполнительный Комитет".

      Помимо упомянутых сборников о.Михаила, была изъята листовка:
         "От пастырей г.Казани. Что значит отделение церкви от государства".
      В связи с этим было сфабриковано т.н. "Дело саратовского духовенства",
      которое стали в спешном порядке готовить к судебному разбирательству.
      28 февраля 1918г., рассмотрев дело о собрании 15/2 февраля с.г., в квартире ректора
      Семинарии архимандрита Бориса, духовенства "православной" церкви
      и других религий христианского вероисповедания, Следственная комиссия
      при Саратовском Революционном Трибунале нашла, что собрание было созвано незаконно.
      Было отмечено:
          "У священника Платонова, было взято из квартиры три мешка литературы...
           ее было около пяти-шести пудов... Содержание брошюр: направлено
           к извращению истин и к прямому возбуждению, к неподчинению Советской
           власти и к ненависти, и религиозной вражде".

      В сборниках о.Михаила места, которые, по мнению Следственной комиссии,
      содержали сопротивление власти, восстановление религиозной ненависти и
      вражды, были подчеркнуты следователями и взяты в скобки.
      Кроме того, в конце февраля 1918г. на почте были задержаны два сборника
      "За веру и Порядок", предназначенные для рассылки "в пяти тючках в количестве
      325 экземплярах, что видно из протокола от 1 Марта сего года".

      О.Михаилу заведомо ошибочно приписывались слова, якобы высказанные им на этом
      собрании.
      Следственная Комиссия при Ревтрибунале постановила:
           "Рассмотрев настоящее дело, следственная комиссия при Революционном
            Трибунале нашла, что все поименованные лица подлежат суду Саратовского
            Революционного Трибунала, а потому постановила:
               Всех присутствовавших на собрании... [перечисляется 16 человек]
               привлечь к ответственности за незаконное и неразрешенное собрание,
               и обсуждение мер борьбы против советской власти российской республики.
               Кроме того священника Михаила Павловича Платонова привлечь за
               издательство и распространение литературы, направленной к
               низвержению советской власти российской республики, к восстанию
               против власти и антисемитского учения, направленного против
               еврейской религии, и к погромам.
               Винтовку и шапирограф, отобранные у священника Платонова конфисковать".

      При обыске были изъяты две части печатного сборника проповедей о.Михаила,
      приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств контрреволюционности,
      а также его письма к покупателям сборников, из которых видно, что таковыми
      были, в основном, монастыри.
      В одном из писем о. Михаил указывает своей целью
            "борьбу с современным безбожием, вольнодумством и сатанинством".
      В протоколе от 1 марта 1918г. члены следственной Комиссии при Ревтрибунале
      постановили "все количество сборника "За веру и порядок", изъятое у о.Михаила,
      сжечь".

      Уже 5 марта 1918г. Следственная Комиссия при Революционном Трибунале
      направила с письмом за N 297
         "законченный следственный материал по обвинению Саратовского духовенства
          в призыве к ниспровержению существующего правления Российской республики".

      Так было положено начало уголовному "Делу Саратовского духовенства".
      Саратовский Ревтрибунал 3 июня 1918г. с письмом за N 1076 препроводил в
      Коллегию Обвинителей при Ревтрибунале
          "дело за N 6, для дачи заключения о полноте произведенного следствия и
           составления обвинительного акта, согласно п.п.Б. и Г. ст.6 Декрета о
           Революционных Трибуналах; после чего дело без замедления представить в
           Трибунал".

      Однако член Коллегии Обвинителей Саратовского Ревтрибунала Л.И.Гринь вернул дело
      в следственную комиссию с замечаниями:
            "Дело велось с невероятною и непростительною небрежностью...".
      После снятия необходимых допросов и надлежащего оформления дело рекомендовалось
      вновь передать в Коллегию Обвинителей Революционного Трибунала

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ