Служение
Курская о., Щигровский р., с.Репище, Крестовоздвиженская церковь
священник
Должность настоятель
Год начала 1933
День начала 9
Месяц начала 8
Год окончания 1934
Вернувшись в село, о.Василий вновь продолжил богослужебную деятельность,
с удвоенной энергией преодолевая все новые и новые препятствия, которые ему
чинили богоборцы.
Из письма о.Василия Владыке Артемону:
"Ключи от храма опять очутились в сельсовете, так что требы я совершал в
караулке. В день Преображения Господня, по требованию прихожан, я должен
был совершать утреню Празднику и акафист Спасителю в церковном саду под
открытым небом.
После этого три раза ходили в сельсовет за ключами, обращались в
Щигровский Исполком и Прокуратуру и письменно, и устно, и только перед
самым днем Успения Пресвятой Богородицы выхлопотали ключи от Божьего храма.
При этом многие верующие нашего прихода так были запуганы сельсоветом,...
что перестали совершенно посещать богослужение. Среди дороги в храм их
останавливали и возвращали по домам с ругательствами или гнали на разные
работы прудить плотины около мельницы, исправлять дороги, чистить снег
или же гнали в сельсовет и там над ними издевались держали до позднего
вечера, а затем отпускали, а на другой-третий день облагали налогами,
штрафами, дополнительными хлебозаготовками и за неуплату в течение 24 часов
отнимали последний хлеб, выгребали картофель, отнимали коров, птицу и
тряпье вместе с сундуками.
Так, разорили Матрону Зайцеву, Кирилла Воронкова, Елену Жеребьеву (а ее
мужа сослали), Флора Фомина, Харлампия Ефремова, Наталью Алферову, Феодосию
Жеребьеву, Софию Варакину и многих, многих других за то только, что они
раз-два в месяц, а то и реже, придут в церковь помолиться".
Местные власти совершали дальнейшее разграбление прихода.
В отчете владыке Артемону о.Василий приводил факты из хронологии разграбления
храма:
"16 августа 1933г. кузнецы колхоза "Спартак"... сняли с церковной ограды
железные ворота и две двери, а из оконных переплетов храма выставили
стекла, всего до 123 кружков.
18 августа колхозники и актив сельсовета на куполе храма осмотрели пчел,
привезли две лестницы, взломали карниз купола храма и целый почти день
ходили по крыше храма (в числе до 30 человек), разыскивая мед. Нарочито
обломили крышу на храме, вследствие чего стала застаиваться вода на крыше.
Железо должно проржаветь, и получатся течи в храм...
24 августа 1933г. из Репинского колхоза Спартак" прислали девять человек
рабочих с ломами и топорами, и они приступили к поломке каменной церковной
ограды, а вслед за ними возили на шести подводах кирпич в колхозный сарай
для устройства сушилки. Работами руководил секретарь ячейки Мальцев и
зампредседателя Николаенко, председатель колхоза Шаменков и активист
Тищенко. Поломка и вывозка кирпича производилась усиленными темпами...
26 августа 1933г. днем поломали снаружи храма восемь оконных переплетов
в рамах, повытаскивали и побили массу стекол, а в одном окне выломали
железную решетку...
В церковной ограде теперь постоянно пасется скот, днем коровы и овцы,
а ночью до 70 лошадей. Причем четыре конюха ночуют в церковной сторожке... ".
Священника и церковь задавливали непосильными налогами.
За время отбывания о.Василия заключения по тюрьмам в 1933г., когда службы в храме не
было, деньги на уплату налога занимались в долг у прихожан. Когда о.Василий вернулся
из заключения, им было отдано долгов 156 руб.
Из письма о.Василия Владыке Артемону:
"На меня, как на священника, наложили две тысячи яйцезаготовки. Только что
выполнил еще добавили налог 2000 штук яиц.
Из Щигровского РайФО в ноябре 1933г. прислали извещение о том, что я, как
служитель культа, имею доходность 6000 рублей в год, и исходя из этого
определили величину налога и культсбора до трех тысяч рублей.
Когда я лично обратился с заявлением в Щигровскую Районную Налоговую Комиссию
на неправильное обложение, мне сказали:
"Заявление оставьте мы рассмотрим, а деньги платите".
И только в области (и то случайно) мне установили доходность в 2400 рублей
в год, налогу 226 рублей, культсбора 312 рублей и самообложения
226 рублей, а всего 764 рубля.
Обо всем этом я, священник Пинаев, от имени общины верующих, в августе и
сентябре 1933г. писал заявления Председателю Культовой Комиссии при ВЦИК,...
прокурору Воронежской обл. и секретарю Воронежского Обкома.
Лично и от своего имени разновременно и несколько раз я писал
Преосвященнейшему Курскому Онуфрию и некоторым лицам в Москву.
В заявлениях от общины верующих и в своих письмах ничего лишнего не писал
и не рисовал яркими красками, а только перечислял по порядку времени когда,
что и кем сделано... ".
Большая часть приходских средств уходила на оплату различных государственных
налогов с пенями. Государство требовало налоги даже за те месяцы, которые о.Василий
провел под арестом.
Поэтому вести капитальный ремонт храма, в котором он так нуждался, не было никакой
возможности.
Сам он не мог выдержать больших физических нагрузок после содержания по тюрьмам
у него обнаружился миокардит и сердечная недостаточность.
Однако о.Василий прилагал все усилия, чтобы содержать храм и прилегающую территорию
в чистоте и порядке и, невзирая на свои немощи и на внешнюю обстановку,
не благоприятствующую благоустройству храма, вел восстановительные работы.
Кого-то звал на помощь, с кем-то договаривался. Отец Василий всех помощников
и добровольных, и за определенную плату принимал радушно. Таким образом были
вставлены стекла в верхних окнах храма, отремонтирована и покрашена железная крыша
храма, в караулке устроена русская печь для обогрева прихожан, перестелены полы,
обрезаны и обкопаны плодовые деревья, росшие в церковном дворе, сделаны водосточные
трубы.
О.Василий делился с епископом Артемоном своими строительными планами на ближайшее
будущее.
О.Василий показал себя не только образованным пастырем, радеющим о духовном
возрастании своих прихожан, но и хорошим хозяйственником, заботящимся о благолепии
своего храма.
Поддерживать храм в пристойном виде в 1930-е годы было делом нелегким, требовавшим
больших сил и средств. О.Василий писал владыке Артемону:
"Церковные средства так ограничены и на таком учете, что бережется каждый
рубль, каждый гривенник, чтобы без напряжения оплачивать налоги, по возможности
ремонтировать и содержать в чистоте святой храм и приобретать необходимые
предметы и принадлежности для совершения Богослужения".
О.Василию приходилось терпеть нападки от неверующих селян.
Из письма о.Василия епископу Артемону:
"На второй день Св.Пасхи не успел я покрестить младенцев, как приехала власть
из сельсовета обыскивать квартиру попа и церковь. Видите ли, учительница
Беленькова (живет при школе у церковной ограды) пожаловалась в сельсовете,
что ей "притоптали весь огород" (это в то время, как лежал снег) и что
"поп собрал до 60 тысяч яиц, 16 мешков пасок и лепешек и до двух тысяч
серебра и все это попрятал в кладовке церкви под пол... И где только они не
искали: и в кладовках, и на колокольне, и под жертвенниками, и под престолами.
Осматривали даже полы в церкви не найдется ли там где трещинка, куда бы
можно было все это запрятать. Посылая обыскивать, председатель сельсовета
решительно заявила:
"Если найдете в церкви хотя бы даже одну лепешку или десяток яиц и
деньги, то собирайте все и из квартиры попа и везите вместе с попом в
сельсовет".
Обыск, конечно, ничего не дал