Служение
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
иеромонах
Год начала 1898
День начала 21
Месяц начала 10
Год окончания 1920
Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости,
чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он
скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение
старцев.
В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря:
"Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу".
И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев.
Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема,
смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а
прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию
и сама келия говорит за него.
У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить:
"Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы
и у нас кот".
Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой
клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него
всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам.
Лицо его как бы не имело возраста то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою.
Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли.
Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна,
сочились сукровицей это сказалось многолетнее стояние на молитве.
Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял
посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда
долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди
спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он
нигде не учился. Старец говорил:
"Вся наша образованность от Писания".
Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал
письма:
"Одни письма он откладывал со словами:
"Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без
ответа оставить".
Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял,
а некоторые и целовал".
Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей.
В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался
часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над
тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым
серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы...
А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме,
при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и
комнату старца Нектария.
За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на
груди так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама,
сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после
закрытия Оптиной в скиту был музей.
Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и
разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на
вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость
старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая
на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью
сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда
большевики посадили его в тюрьму, он говорил:
"Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда,
было про меня, а я решил, что он ненормальный".
Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.:
"Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но
духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников,
семь столпов"