Служение
Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Александровка, Казанская церковь
иерей
Год начала 1868
Год окончания 1872
О.Александр прослужил в с.Александровке недолго.
В 1871г. тяжело заболел его тесть, и, когда о.Александр приехал навестить
больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, т.к. он собирается
уходить за штат по болезни. О.Александр не хотел переходить в село, где жило
много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство.
Но было трудно отказать тестю, которого о.Александр искренне любил, и он
согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент
был почти уверен, что ему откажут.
Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился
перед ней с такой верой, что о.Александр, бывший тут же, понял, что Господь
эту молитву услышит.
И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово
Казанская губ., Казанский у., Балтасинская вол. (Татарстан, Арский р.), с.Апазово, Покровская церковь
иерей
Год начала 1872
Год окончания 1900
В с.Апазово о.Александр прослужил большую часть своей жизни.
Хотя о.Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные татары
с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение
за назначение в приходы священников из татар, а о.Александр был чисто русским.
В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и
окружным миссионером.
Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
В 1881г. о.Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он
принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во
сне о.Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать
служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала
ему большой помощницей.
Впоследствии о.Александр писал:
"В 1881г. ... более двухсот душ отпало... в мусульманство.
Я немного пал... духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно
пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии
забыл... Я продолжал служить и работать, насколько мог...
Слава Богу, в 1883г. мои отступники все возвратились в православие,
и я еще более ожил духом.
Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит
малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство.
Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается,
учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия...
Меня это поразило. Я написал об этом доклад... что "таковое содержание
книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел...".
В 1887г. я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше
вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве,
весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с
христианским а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались.
Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был
владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы
для курсов, о чем я просил владыку...".
В 1900г. о.Александр был назначен служить в Троицкий собор в г.Мамадыш