Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили
ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали
ему поступать в университет. Как способному ученику, они усердно преподавали
ему французский и немецкий языки
Казанская Духовная Семинария
Год окончания1868
По окончании духовного училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию
и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником.
Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе
из семинарии жениться
иерей 1868
В 1868г. Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой.
В это время туда же приехал его брат-священник Иаков, служивший в с.Новотроицком,
и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая
невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному,
но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, т.к. как сам
благочинный был вдов. Брат, о.Иаков Миропольский, спросил Александра: "Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!"
О.Александр впоследствии вспоминал: "И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, и я бессознательно отвечал: "Как хотите..."".
Отец Евгении служил священником в храме в с.Апазово Казанского уезда в приходе,
состоявшем в основном из крещеных татар.
Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому
Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был
рукоположен во священника ко храму в с.Александровку Чистопольского уезда
Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Александровка, Казанская церковь иерей Год начала1868 Год окончания1872
О.Александр прослужил в с.Александровке недолго.
В 1871г. тяжело заболел его тесть, и, когда о.Александр приехал навестить
больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, т.к. он собирается
уходить за штат по болезни. О.Александр не хотел переходить в село, где жило
много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство.
Но было трудно отказать тестю, которого о.Александр искренне любил, и он
согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент
был почти уверен, что ему откажут.
Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился
перед ней с такой верой, что о.Александр, бывший тут же, понял, что Господь
эту молитву услышит.
И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово Казанская губ., Казанский у., Балтасинская вол. (Татарстан, Арский р.), с.Апазово, Покровская церковь иерей Год начала1872 Год окончания1900
В с.Апазово о.Александр прослужил большую часть своей жизни.
Хотя о.Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные татары
с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение
за назначение в приходы священников из татар, а о.Александр был чисто русским.
В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и
окружным миссионером.
Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
В 1881г. о.Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он
принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во
сне о.Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать
служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала
ему большой помощницей.
Впоследствии о.Александр писал: "В 1881г. ... более двухсот душ отпало... в мусульманство. Я немного пал... духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии забыл... Я продолжал служить и работать, насколько мог... Слава Богу, в 1883г. мои отступники все возвратились в православие, и я еще более ожил духом. Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство. Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается, учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия... Меня это поразило. Я написал об этом доклад... что "таковое содержание книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел...". В 1887г. я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве, весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с христианским а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались. Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы для курсов, о чем я просил владыку...".
В 1900г. о.Александр был назначен служить в Троицкий собор в г.Мамадыш Казанская губ., г.Мамадыш, Троицкий собор иерей, протоиерей Должностьепархиальный противомусульманский миссионер-проповедник Год начала1900 Год окончания1906
В 1905г. в связи с революционными волнениями у о.Александра начались неприятности:
мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его
взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства.
В результате создалась невозможная для о.Александра обстановка в городе, и
он попросил архиерея перевести его на старое место, в с.Апазово.
Но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого
поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в
Казанскую Духовную академию