Служение
Приморская о. (Приморский край, Кировский р.), с.Антоновка, Покровская церковь
священник
Должность настоятель
Год начала 1918
Год окончания 1919
В 1918г. о.Павел по собственному желанию перешел на место штатного священника, настоятеля
Покровской церкви с.Антоновка в 50 км от Спасска, в лесной местности.
Старший сын о.Павла Евгений стал пономарем храма.
Из воспоминаний семьи Лазаревых:
"Часто о.Павел размышлял:
"Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас
живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне
о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца.
Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй,
а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину
Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут
иметь неотразимую силу примера".
О.Павел часто высказывался среди домочадцев:
"Христианам нужно быть апостолами просвещения вот наше назначение.
Итак, будем следовать по пути Святых Апостолов Господа Христа, которые
не делали заговоров злодеяния и не основывали ни тайных, ни явных
политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного
Учителя и не отрекались от него даже пред языческими царями, но,
не страшась мучений, шли на смерть за Истину.
Своим страданием и чистой совестью они утвердили на земле Алтарь
для прославления Творца".
О.Павел предчувствовал, что его ждет страдальчество и исповедание веры.
Своей жене он часто советовал:
"Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук,
а бодро стоял за Веру в Господа Христа до смерти...".
В январе 1919г. батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему
явился Владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев
о.Павла убьют.
Старший сын о.Павла Евгений, впоследствии вспоминал, что одной из любимых
книг папы в это время стал роман Сенкевича "Камо грядеши", посвященный
гонениям на первых христиан.
О.Павел стал для сельских прихожан и духовным отцом, и авторитетным советчиком.
В условиях анархии власти и разброда в умах прихожане находили в о.Павле надежду
и опору.
О.Павел продолжал ревностно служить, просвещать и обучать деревенских детей
основам религиозной жизни, Закону Божиему.
По житейским нуждам он участвовал в деятельности кооператива в нескольких
селениях: Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка.
Организовывал прихожан на сбор продовольственной помощи для обедневших жителей
и лично развозил ее по домам нуждающихся. При этом и сам батюшка содержал свое
домашнее хозяйство. Эти меры помогали сельчанам выживать в условиях постоянных
поборов на нужды противоборствующих сторон: то казаков атамана Калмыкова,
то интервентов-японцев, то красных партизан, то просто бандитских групп,
О.Павел не боялся защищать свою паству от беззаконий как одних, так и других.
В 1919г. в д.Никитовка (ок.10 км. от Антоновки) объявились красные партизанские
отряды Гурко, Морозова, Алешечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием
А.П.Баранова.
Крестьян запугали жестокими расправами над теми, кто отказывался давать
продовольствие на содержание отрядов.
О.Павел по сути оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам,
захватившим власть, окончательно подчинить своему влиянию население.
В первый воскресный день после праздника Вознесения о.Павел служил литургию
в своем храме. Церковный староста, пономари, в том числе старший сын батюшки
Евгений, как обычно, находились рядом с настоятелем в алтаре.
Неожиданно в храм с шумом и наглостью вошли несколько вооруженных людей
красных партизан. Они принялись хулить Спасителя и надругаться над святынями.
О.Павел спокойно вышел из алтаря и безбоязненно продолжил каждение.
Народ, испугавшись было вооруженных людей, но видя стойкость священника,
почувствовал уверенность, и партизаны при людях не решились арестовать батюшку