Служение
Пермская губ., г.Чердынь, Иоанно-Богословский женский монастырь
монахиня
Год начала 1913
Год окончания 1919
Игуменией и основательницей монастыря была матушка Руфина (Кокорева Ольга
Андреевна.
Из материалов следственного дела 1933г.:
"В 1919г. из г.Чердыни при отступлении белых эмигрировала в Сибирь, а
потом в Китай [Харбин игумения монастыря Руфина (Кокорева)...].
С Руфиной эмигрировали благочинная того же монастыря Петухова Аполлинария
Михайловна и монашка Мичурина Августа Александровна...
В Харбине Руфина основала общину из монашек, где видным лицом и ближайшим
помощником Руфины стала некто Терехина Антонина Федоровна, служащая
английской конторы...".
После закрытия и разграбления обители многие бывшие его насельницы, в том числе
монахиня Пелагия Ковригина, остались в Чердыни
Места проживания
Пермская о., г.Чердынь
Год окончания 1929
Из материалов следственного дела 1933г.:
"Игумения Руфина завела письменную связь с Чердынью с оставшимися там
монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...".
Игумения, матушка Руфина приглашала Пелагию Ковригину и других монахинь
приехать к ней в Харбин, присылала монахиням деньги.
Из письма игумении Руфины к Пелагии Ковригиной:
"...Молимся о всех вас... Когда получу твое письмо, пошлю тебе денег.
Приезжайте с монахиней Надеждой [Щапковой], займите денег, а по приезде
вашем вышлем все деньги...
Полинька, родная, дорогая, приезжай! Если никто не поедет, ты одна,
моя хорошая, очень нужна... Вам здесь много легче и спасительнее будет...
Кланяйся всем, посылаю всем благословение... Храни тебя и всех моих
сестер Господь. Ваша мама".
Из показаний монахини Пелагии на следствии 1933г.:
"... В письмах ко мне Руфина, Терехина и Петухова называли меня и других
монахинь в Чердыни страдалицы..., видимо, потому, что мы остались
без монастыря и одни, и жили уже не в монастыре...Одновременно с письмами
они помогали нам материально... Посылая на деньги, они обещались выслать
еще большие суммы, если мы поедем к ним. Указывали, что надо ехать до
Владивостока, а там обратиться к монашкам, живущим на морском кладбище,
которые помогут перебраться в Харбин...
Но мы, несмотря на эти приглашения, все же не уехали к ним, связанные в
Чердыни воспоминаниями и близостью монастыря, а также наличием знакомых...
Последнее мое письмо от конца 1928г. по предъявлении признаю, писано мной...".
В Чердыни монахиня Пелагия сначала была прихожанкой собора, после занятия его
обновленцами перешла в Успенскую церковь.
Из письма Пелагии Ковригиной из Чердыни игумении Руфине в г.Харбин от 13.06.1928г.:
"Милая, незабвенная родная мамочка! 4 мая собор взяли обновленцы...
Соборный притч со всем приходом перешел в Успенскую церковь.
Как хорошо направилась церковная жизнь в Чердыни, совместно служили
пассии и акафисты.
Приехали хорошие священники о.Владимир Кожевников, о.Аркадия сын,
вместо Скворцова [обновленца] и в Преображенскую церковь о.Алексей
Горшков и Кольчуга. Теперь его [Скворцова], если кто встретит, называют
Иудой-предателем. В собор к нему никто не ходит.
Также Богоявленская церковь скоро перейдет на обновление.
Затем наш отец Димитрий уехал к себе на родину в Рязань в гости.
Вместо него у нас о.Аркадий [Кожевников]..."
В 1930г. монахиня Пелагия Ковригина переехала в Соликамск
Пермская о., г.Соликамск
Год начала 1930
Год окончания 1933
День окончания 14
Месяц окончания 4
Переехав в Соликамск, обосновалась впоследствии в одном доме с монахинями,
бывшими насельницами Соликамского монастыря.
Работала уборщицей, курьером. С 1931г. копировщица в организации
"Союзкалий".
В октябре 1932г. возобновилась переписка монахини Пелагии с игуменией Руфиной и ее
помощницей Антониной Терехиной, прерванная в 1928г.
Из показаний монахини Пелагии Ковригиной на следствии в 1933г.:
"...В начале января сего [1933 ] года я получила письмо от Терехиной.
Она просила сообщить, не желает ли кто отсюда из СССР переехать к ним
в Харбин...
Обсуждение наше о поездке в Харбин вылилось в желание покинуть
страну, которую мы считали страной насилия м притеснения...
Я лично не разделяла полностью мнения своих товарок, но некоторые стороны
текущей жизни мне также не нравились, и я, если б представилась такая
возможность, также поехала бы к Руфине...".
В начале 1933г. власти решили закрыть церковь.
Верующие, в том числе монахиня Пелагия Ковригина, защищали церковь,
установили дневное и ночное дежурство прихожан, писали ходатайства во ВЦИК
Аресты
Пермская о., г.Соликамск
Год ареста 1933
День ареста 14
Месяц ареста 4
Монахиня Пелагия Ковригина была арестована и заключена в тюрьму вместе с группой
монахинь и священников г.Соликамска, и на них было заведено следственное дело
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
29/10/1933
Обвинение "а/с агитация, член к/р группировки, к/р деятельность, распространение провокационных слухов, сопротивление закрытию церкви, связь с зарубежной монашествующей эмиграцией"
Приговор дело прекратить, из-под стражи освободить
Групповое дело "Дело к/р монархической группировки монахинь и духовенства. Пермская о., г.Соликамк, 1933г."
Дело 879811 ГАДПР Пермской обл.
Из обвинительного заключения по следственному делу на "группировку":
"В дореволюционное время на территории бывшего Верхне-Камского края
главным церковно-монастырским центром являлся гор.Соликамск.
На 4 тыс. жителей имелось 16 церквей и 2 монастыря.
Благодаря проводимой культурно-массовой работе к 1931г. из 16 церквей
осталось открытыми 2, церкви-монастыри были прикрыты в первые годы
революции.
Видя неустанное развитие промышленности [калийное], повышение культурного
уровня населения, а на основе этого отход от религии значительного
числа рабочих и служащих, группа монашек, проживающих в городе после
ликвидации бывшего женского монастыря, и местное духовенство при
посредстве а/с элемента из числа бывших собственников приступила к
организации к/р деятельности...
Как в городе, так и в деревне, группировка вела свою подрывную работу
путем использования беглого и местного кулачества, ссыльных и монашек...
Начиная с зимы 1932/1933г года, группировка в своей а/с агитации шла
явно на ускорение восстания крестьянства, указывая, что перемена власти
будет на Святую Пасху...
Агитация была настолько сильно развита, что к апрелю месяцу в ряде
деревень района, прилегающих к Соликамску, а также соседнего
Камско-Березовского района создалось нервозное настроение среди крестьян...
В 1932г., в момент закрытия одной из Соликамских церквей, группировка
оказала активное сопротивление закрытию церкви путем организации
дневной и ночной охраны церкви верующими из числа ссыльных и монашек и
составления подложных ходатайств во ВЦИК с подписями ссыльных не членов
религиозной общины...
Игумения бывшего монастыря Руфина завела письменную связь с Чердынью с
оставшимися там монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...
Переехав в 1930г. на жительство в г.Соликамск и обосновавшись
впоследствии в одном доме с монашками Соликамского монастыря...,
Ковригина в октябре 1932г. возобновила прерванную переписку с Руфиной...
Следствием выявлено наличие связи с зарубежной монархической монашествующей
эмиграцией и попытка к коллективному переходу госграницы частью членов
группировки..."
Места заключения
Пермская о., г.Соликамск, тюрьма
Год начала 1933
День начала 14
Месяц начала 4
Год окончания 1933
Пермская о., г.Березники, тюрьма ОГПУ
Год начала 1933
Год окончания 1933
Месяц окончания 10
После решения ОСО от 29.10.1933г. Пелагия Ковригина из-под стражи была освобождена.
Дальнейшая ее судьба неизвестна