Рукоположение
      диакон 
      1901 
      День 17 
      Месяц 2 
      иерей 
      1901 
      Священническая хиротония последовала вскоре после диаконской
    Служение
      Вятская губ., Уржумский у. (Республика Марий Эл, Куженерский р.), с.Салтак-Ял, Казанско-Богородицкая церковь 
      иерей 
      Должность законоучитель, заведующий церковноприходских и земских школ и школ грамоты 
      Год начала 1901 
      Год окончания 1918 
      День окончания 17 
      Месяц окончания 9 
      О.Анатолий получил назначение в Казанско-Богородицкую церковь с.Салтак-Ял,
      где прослужил 17 лет.
      В семье Ивановских родились дети: Вера (1894г.р.), Нина (1895г.р.),
      Феофания (1897г.р.), Ольга (1900г.р.), Людмила (1903г.р.), Наталья (1905г.р.),
      Александра (1907г.р.), Всеволод (1909г.р.).
      О.Анатолий совмещал священническое служение с просветительской деятельностью —
      преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамотности (1901–1903гг.),
      Аргаранурской церковно-приходской школе (1901–1914гг.), Шагаранурской
      церковно-приходской и Мокрушинской земской школах (с 1914г.), Салтак-Яльской
      земской школе (с 1901г.).
      В первых трех из упомянутых учебных заведений о.Анатолий был и заведующим.
      В начале XX века некоторые преподаватели Салтак-Яльской школы были настроены
      революционно, насаждали свои взгляды, развращая тем самым крестьян. Они
      организовывали собрания учителей для чтения сомнительной нелегальной
      литературы. Эти встречи проходили и в воскресные дни, отвлекая прихожан
      от посещения храма Божиего. Желая образумить заблудших, оградить паству
      от влияния революционных идей о.Анатолий побудил учащихся включить в утреннее
      и вечернее правила молитву о наставниках, за что подвергался нападкам
      либеральной прессы.
      Семья оказывала о.Анатолию большую помощь в трудах на благо Церкви Христовой.
      Супруга о.Анатолия Юлия Михайловна активно участвовала в просвещении местного
      населения. Еще в 1900г. при ее участии была открыта Знаменская церковная школа
      Яранского уезда, поначалу располагавшаяся в доме семьи Ивановских, в которой
      обучалось 37 девочек, 30 из них были марийками. За "любовное обращение
      с инородцами и усердные заботы, вызвавшие стремление среди инородцев черемис
      отдавать девочек в школу", Юлии Михайловне и ее помощнице была объявлена
      благодарность; о действиях их, как достойных подражания, сообщалось
      в "Вятских епархиальных ведомостях". Впоследствии матушка Юлия приняла участие
      и в устройстве Салтак-Яльской женской школы Уржумского уезда
      В клировых ведомостях писали, что о.Анатолий "вел себя скромно, поведения был
      весьма хорошего".

      После революции 1917г. начались гонения на верующих.
      В качестве одного из поводов для гонений на верующих и духовенство советская
      власть использовала напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе гражданской
      войны и иностранной интервенции. В сентябре 1918г. в уездные города Поволжья
      из ЧК Восточного фронта поступила телеграмма:
         
      "На Чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая
          широкая необузданная агитация духовенства против советской власти...
          Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем
          прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство,
          установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них,
          несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против
          советской власти".

      В Уржумской комиссии по борьбе с контрреволюцией 13 сентября 1918г. на это
      указание откликнулись так:
         "Уржумская комиссия по борьбе с контрреволюцией предписывает всех попов,
          выступивших с контрреволюционными проповедями и агитациями, немедленно
          арестовывать и препровождать в комиссию с протоколами обвинения".

      С 4 октября 1918г. подобные указания стали еще более жестокими:
         "Комиссия предлагает попов замеченных в противосоветской агитации немедленно
          арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении расстреливать
          на месте".

      Такая директива нашла отклик на местах. Ревностное служение о.Анатолия,
      его твердая вера в Бога, то уважение, которым он пользовался среди прихожан,
      вызвали неудовольствие новой власти, представители которой стали добиваться
      смещения священника.
      О.Анатолий понимал необычайную важность того, чтобы о решениях Патриарха,
      Поместного Собора, проходившего в то время в Москве, знали на местах,
      на самых отдаленных приходах. Власти делали все, чтобы верующие по-прежнему
      пребывали в неведении относительно положения Церкви в стране.
      О.Анатолий читал с амвона воззвание Патриарха Тихона, прекрасно сознавая,
      чем это ему грозит.
      Это вызвало неудовольствие богоборческой власти
    Награды
      набедренник 
      Год награждения 1905 
      скуфья 
      Год награждения 1913 
      нагрудный знак в память 300-летия царствования Дома Романовых 
      Год награждения 1913 
      медаль в память 25-летия церковно-приходских школ 
    Аресты
      Республика Марий-Эл, Куженерский р., с.Салтак-Ял 
      Год ареста 1918 
      День ареста 30 
      Месяц ареста 9 
      Обвинение при аресте "ведение в проповедях агитации против Советов" 
      17/30 сентября 1918г. на основании "сигнала с мест" о.Анатолий был арестован
      Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией
      "как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями".
      Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря.
      23 сентября/6 октября 1918г. диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили
      в органы советской власти прошение:
        "17/30 сентября 1918г. священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят
         военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы
         совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского
         мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические
         темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения"
    Осуждения
      Вятское отделение ЧК при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте 
      18/10/1918 
      Обвинение "антисоветская агитация" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      На допросе 16 октября 1918г. о.Анатолий своей вины не признал, показав:
         "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и
          агитации никогда не вел".

      На вопрос, как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства, ответил:
         "Это значит лишить государственную власть благословения Божьего".
      Батюшка твердо заявил, что "признает советскую власть лишь в гражданских,
      но не в церковных делах".

      О том же самом он говорил и на повторном допросе 18 октября:
         "Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха
          Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять
          предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна
          вмешиваться в церковные дела".

      Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией,
      саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте
      от 18 октября 1918г. священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу
    Места заключения
      Вятская губ. (Кировская о.), г.Уржум, тюрьма 
      Год начала 1918 
      День начала 3 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1918 
      День окончания 30 
      Месяц окончания 10 
      На основе материалов следственного дела и чудом сохранившихся собственноручных
      тюремных записях батюшки, известны подробности его пребывания в узах.
      Дорога о.Анатолия к месту заключения в Уржуме заняла четыре дня.
      По дороге он успел побывать в Токтайбеляке, Сернуре
      (где смог посетить благочинного), Красном Ключе, Косолапово, Мари-Биляморе,
      а 3 октября прибыл в Уржум и был помещен под стражу.
      В камере содержалось 13 человек, арестованных нередко выводили на принудительные
      работы. Батюшке приходилось и картошку копать, и воду носить. Пребывая
      в заключении, арестованные находились под постоянной угрозой расправы.
      4 октября о.Анатолий записал:
          "Ждали, что, вот позовут кого-либо к стенке, т.е. на расстрел в лес.
           Когда услышали звонок у входных в тюремный двор ворот, то настала
           мертвая тишина. Посмотрели в окно: вот идут трое вооруженных людей.
           Сердце у всех [приговоренных] захолонуло и ждали, что отворится наша
           камера, и поведут обреченных. Но проходит минута за минутой, а замка
           к нашей камере и к другим не отпирают. Просто была, таким образом,
           смена караула и больше ничего".

      А 8 октября в камеру приходил комиссар, который заявил батюшке:
          "Ну, отец, вы уже достаточно пожили на свете, помутили народ. Теперь
           уже больше Вам не придется этого делать".

      В тот день о.Анатолий записал:
          "Вечером, хотя не было уверенности, что меня поведут на заклание, но все-таки
           чувствовал неприятное ... настроение и ждал прихода за мною стражи".

      Несмотря на опасности, трудности и скорби тюремной жизни, о.Анатолий исполнял
      свои пастырские обязанности и в заключении.
      Побуждаемые батюшкой Анатолием арестованные не раз просили разрешения
      на совершение Всенощного бдения и Литургии, но согласия властей не получили.
      О.Анатолий читал в камере Евангелие (Нагорную проповедь, стихи о воскресении
      Лазаря, беседу с самарянкой) с последующим обсуждением прочитанного заключенными.
      У батюшки с собою была и одна из книг епископа Феофана (Говорова) (будущего
      святителя Феофана Затворника). Заметив, что интерес к освоению духовной
      литературы ослабевает, о.Анатолий испросил с воли сочинения Чехова, которые
      читал товарищам по заключению, отвлекая их от праздных разговоров и уныния.
      19 октября 1918г., на следующий день после приговора о расстреле, батюшка
      получил духовное утешение от встречи с супругой.
      В этот день он записал в тюремном дневнике:
          "После допроса я вышел в вестибюль и стал надевать рясу и шапку.
           Так как никто меня не спрашивал, куда я собираюсь, и не удерживал,
           то я вышел на улицу, нашел квартиру Юли ..., где пил чай и закусывал.
           Юля между тем ходила в комиссию за справками о деле, но там, узнавши,
           что я вышел на свободу, послали за мной конвой, и я вернулся в комиссию,
           а потом в тюрьму".

      О.Анатолий и не думал скрываться. Прекрасно понимая, что ему грозит расправа,
      он попрощался с супругой и, по всей вероятности, дал последнее напутствие детям

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ