Заозерский Александр Николаевич 
    Год рождения 1879 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Москва 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    Сын священника из Петропавловской церкви при Мариинской больнице, Николая Павловича
    Заозерского
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1908г.] [1908-1920гг.] [1920-1922гг.]
      Образование
        Москва, Заиконоспасское духовное училище 
        Московская Духовная Семинария 
        Год окончания 1899 
        действительный студент 
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1903 
        кандидат богословия 
        После окончании Академии митрополитом Владимиром (Богоявленским) определен на
        должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате
      Служение
        Москва, ул.Арбат, Троицкая церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1903 
        Год окончания 1908 
      Рукоположение
        иерей 
        1908 
      Служение
        Москва, Девятинская церковь на Пресне 
        иерей 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1909 
        Во все время своего священнического служения — с 1908 по 1918гг. о.Александр
        состоял законоучителем средних учебных заведений и церковноприходских школ
        Москва, Александро-Невский храм при Мещанских училищах и богадельне 
        иерей 
        Должность помощник благочинного, благочинный 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1919 
        В 1913г. о.Александр овдовел и священноначалие предложило ему принять сан епископа,
        но он отказался, мотивируя отказ желанием быть ближе к народу.
        С 1910 по 1917гг. о.Александр состоял помощником благочинного, а с 5 июля 1917г.
        благочинным.
        С 1914 по 1918гг. читал лекции по догматическому богословию и вел практические
        занятия по проповедничеству на Московских Пастырских курсах. С 1914 по 1918гг.
        преподавал в Московской Духовной семинарии на кафедре гомилетики. Кроме этого,
        он был секретарем "Общества любителей духовного просвещения" и товарищем
        председателя отдела распространения религиозно-нравственных книг.
        В 1917г. принимал активное участие в церковно-общественной жизни, автор ряда хроникальных
        публикаций на эту тему в "Московском Церковном Голосе"
        Москва, храм Параскевы Пятницы в Охотном ряду 
        иерей 
        Должность настоятель, благочинный Пречистенского Сорока 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1920 
        В 1919г. безбожные власти закрыли Александро-Невский храм, как домовый, и отец
        Александр был назначен в церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном Ряду,
        где и прослужил до своей мученической кончины
      Рукоположение
        протоиерей 
        1920 
      Служение
        Москва, храм Параскевы Пятницы в Охотном ряду 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный Пречистенского Сорока 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 4 
      Осуждения
        Московский Ревтрибунал 
        08/05/1922 
        Обвинение "сопротивление изъятию церковных ценностей" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г." 
        О.Александр был одним из 54 арестованных по делу об изъятии церковных ценностей,
        так называемому "Московскому судебному процессу 1922 года", проходившему с
        26 апреля по 8 мая 1922 года в Московском революционном трибунале. Его обвинили
        в том, что, "получив послание Патриарха Тихона, распространил его по церквам.
        Ознакомив прихожан с воззванием Патриарха и постановлением ВЦИК, сделал доклад
        по вопросу об изъятии ценностей, после которого собрание высказалось в пользу
        изъятия ценностей". Кроме того, о.Александр и о.Христофор Надеждин, как благочинные
        московских храмов, обвинялись в хранении обращения "К православному населению
        города Москвы" и обращения во ВЦИК, которое подписали сотни православных людей.
        На предварительном следствии в тюрьме ГПУ обвиняемые виновными себя не признали.
        О.Александр держался на суде мужественно и с достоинством. Судьям не удалось
        соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Он не
        признал себя виновным в контрреволюционной агитации против изъятия церковных
        ценностей. Сказал только, что читал в храме послание Патриарха Тихона. Но через
        кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, назвать отказался:
        "Ко мне пришел незнакомый гражданин и принес несколько экземпляров воззвания
        Тихона и текстов протеста, то число, которое хватало на все церкви моего благочиния.
        Все воззвания Патриарха и текст протеста я разослал по церквам по долгу своей службы,
        подчиняясь распоряжению высших церковных властей".
        В последний день процесса обвиняемым было предоставлено сказать последнее слово.
        Протоиерей Александр сказал:
            "Граждане судьи, прежде чем покинуть этот зал и уйти, может быть, в вечность,
           я хотел бы реабилитировать себя... Я думаю, что весь наш процесс, который
           совершается здесь — громадное недоразумение... Ведь и все благочинные читали
           воззвание, а на скамье оказалась небольшая группа людей. Наши мысли и мы далеки
           от той политической жизни, которую нам пытаются навязать... мы действительно
           строим только одну духовную жизнь, все другое — политика, тем более контрреволюционная,
           нам чужды совершенно. Если я и совершил какое-либо преступление, прочитав
           к/р воззвание (хотя это не доказано), возбудил этим толпу, если мы действительно
           что-либо совершили, то это плод нашего незнания ориентации в новой обстановке...
           Для меня смерть не страшна — я, как верующий, верую, что Господь шлет каждому
           умереть тогда, когда надо, но нам жизнь нужна, чтобы реабилитировать себя не
           здесь, а на деле; мне хотелось бы послужить своему народу, который я люблю".
        В заключении Троцкого по ходатайству о возможном смягчении приговора говорится:
        "по обстоятельствам дела и по характеру личности данных в сторону смягчения не
        имеется".
        В обвинительном заключении сказано, что Заозерский Александр обнаружил в своей
        деятельности, так и на самом суде наибольшую из всех сознательность и непримиримость
        по отношению к Советской власти, ее мероприятиям и является идеологом
        контрреволюционной позиции духовенства.
        18 мая 1922г. политбюро утвердило предложение Троцкого — расстрелять 5 человек
        из 11-ти, ранее приговоренных к расстрелу.
        Протоиереи — Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах
        Макарий Телегин и мирянин Сергий Тихомиров остались приговоренными к расстрелу
      Места заключения
        Москва, тюрьма ГПУ 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 5 
        Москва, Бутырская тюрьма, камера смертников 
        Год начала 1922 
        День начала 8 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 5 
        После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они
        пребывали до своей мученической кончины
    Кончина
      1922 
      День 26 
      Месяц 5 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Калитниковское кладбище 
      Священников расстреливали вместе с группой других заключенных. Чтобы нельзя было
      узнать в них лиц духовного звания, их остригли и обрили. Могильщики рассказывали,
      что тела их были привезены на Калитниковское кладбище и здесь захоронены.
      По данным [4],[5] был расстрелян 02.06.1922г.
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Александр Заозерский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 13.05 
          Новый стиль 26.05 
          день мученической кончины (1922г.) 
    Реабилитация
      Дата 00/00/1997 
      По году репрессий 1997 
    Публикации
      1 Московский журнал. 1994. N 1. 
      С.36–37. 
      2 Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922гг. М., 1999. 
      С.89,93,95,107,109–111,119,123,160. 
      3 Крылова Т.О. История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997. 160с. 
      С.125,127. 
      4 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. 
      С.54,63–66,79. 
      5 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      6 Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. 
      С.476–477. 
      7 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь:"Булат", 2007. 
      С.76–122. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ