Рукоположение
      епископ 
      1916 
      День 20 
      Месяц 11 
      Место Чита, Александро-Невский кафедральный собор 
      Кто рукоположил епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский) 
      5 октября 1916 г. был Высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о
      восстановлении в Забайкальской епархии Селенгинского викариатства и о бытии
      на этой кафедре архимандрита Ефрема "как человека со специальным знанием
      миссионерского дела, долголетним опытом и немало с пользой потрудившегося на
      поприще миссионерского служения".

      20 ноября 1916г. он был хиротонисан во епископа Селенгинского.
      Хиротонию, состоявшуюся в читинском Александро-Невском соборе, возглавил
      Забайкальский и Нерчинский епископ Мелетий (Заборовский).
      При наречении во епископа архимандрит Ефрем говорил об ответственности
      святительского служения:
          
      "Я сознаю великую высоту предстоящего мне звания и служения Церкви Божией
           и знаю, что для сего необходима чистота веры, высота благочестия, сила
           знания, несокрушимая ревность; зная то, что служение сие утверждается не
           на внешнем господстве над наследием Божиим, превозношении и преобладании,
           а на внутренней силе духа, созидаемого верой и любовью, укрепляемою
           смиренномудренным восприятием ига Христова.
           Сознаю и связанную с высотою служения великую ответственность, особенно в
           наше время, когда требуются особые силы и для устроения внутренней церковной
           жизни среди верных, и для распространения Царства Божия среди неверующих"
    Служение
      Забайкальская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии 
      Год начала 1916 
      День начала 20 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1918 
      Архиерейское служение епископа Ефрема продолжалось менее двух лет.
      Это были годы начавшегося тяжелейшего испытания и для Церкви, и для каждого
      ее служителя. Преосвященный с высоким христианским достоинством выдержал эти
      испытания.
      Монархические взгляды епископа Ефрема были широко известны в Чите, известно было,
      что именно он был организатором Забайкальского отдела "Союза Русского Народа".
      Вскоре после Февральской революции 1917г. на его квартире в миссионерском училище
      был сделан обыск, были найдены какие-то издания "Союза Русского Народа" и
      список 246 его членов.
      В местных газетах появились требования "революционного духовенства"
      к правящему архиерею отстранить епископа Ефрема от всех должностей, и прежде
      всего, от руководства Забайкальской Миссией. Епископ Мелетий (Заборовский)
      вынужден был передать эти требования на рассмотрение Синода,
      но, хотя новый состав Синода тогда охотно увольнял на покой многих архиереев,
      епископ Ефрем был оставлен на прежнем месте.
      Несмотря на это, в читинских газетах продолжалась кампания против Начальника
      Миссии.
      Его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви и монархии
      была известна не только верующим, но и представителям новой революционной
      власти.
      Забайкальский комитет общественной безопасности потребовал удалить епископа
      Ефрема на покой в монастырь за пределы епархии как "зарекомендовавшего себя
      всей прошлой деятельностью ярым реакционером".

      Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и
      лояльности, новый представитель службы общественной безопасности запретил ему
      въезд в Читу и ходатайствовал перед краевым комиссариатом о предписании владыке
      покинуть Забайкалье.
      В 1917г. владыка Ефрем выехал в Москву для участия во Всероссийском
      Поместном Соборе в статусе Заместителя Члена Собора,
      замещая епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      епископ 
      Должность член Священного Собора 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1918 
      Член Собора как заместитель епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия
      (Заборовского).
      Епископ Ефрем обсуждал проекты соборных постановлений о приходском уставе,
      бракоразводных вопросах и др.
      Во время обсуждения Патриаршего воззвания об анафематствовании гонителей
      Церкви 22 января 1918г. он выступил на Соборе с докладом, характеризуя
      большевизм как сатанизм и антихристианство, называл революционную смуту карой Божией
      за вероотступничество, измену и предательство, обличал интеллигенцию,
      подготовившую свержение монархии.
         "...Что представляют собой переживаемые события в глазах верующего?
          Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни
          государства, церкви, общества... Несомненно то, что виноваты в этом целые
          классы людей служения общественного, государственного, церковного.
          Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление все святое
          вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок
          во всей наготе — вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей
          Родины. И вот гнев Божий: война...
          Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ... одумался и покаялся,
          даже напротив...
          Тогда Божьим попущением — крах государственного строя и революция с ее
          беспредельным углублением...
          Не будет легче Церкви, когда сойдут со сцены нынешние ее гонители,
          а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей
          политической программе также задачу отделения церкви от государства...
          Пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над
          созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной
          виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмем военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших
          представителей, окружавших верховную власть, — они пошли на переворот,
          забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стерта с лица земли".

      17 февраля 1918г., во время обсуждения соборного постановления по поводу
      ареста Камчатского епископа Нестора (Анисимова, впоследствии митрополита),
      заявил:
          "Раз Собор должен сделать выступление, то не по отношению к одному лицу.
           Собор должен выразить негодование и призвать верующий народ к защите
           страждущих в подобных случаях".

      Подпись владыки Ефрема стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918г.
      о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского,
      которого он чтил и до прославления. Возможно, он был одним из инициаторов его
      прославления
      В конце января или в начале февраля 1918г. владыка Ефрем прислал на имя
      епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, передающую его духовное
      настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь:
           "Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой,
            предал анафеме гонителей, призвал верных к защите и мученичеству".

      В апреле 1918г., после первых двух сессий, в работе Собора был объявлен перерыв.
    Места проживания
      Москва, квартира протоиерея Иоанна Восторгова 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1918 
      День окончания 5 
      Месяц окончания 9 
      Во время работы Собора владыка жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова,
      с которым его связывали давние дружеские отношения, а также совместная миссионерская
      работа и деятельность в "Союзе Михаила Архангела".
      Остался в Москве после перерыва в работе собора в апреле 1918г.
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1917 
      В конце 1917г. или в начале 1918г. епископ Ефрем подвергался кратковременному
      аресту, но не изменил своих убеждений, выступал как противник революции и
      большевизма
      Москва, квартира протоиерея Иоанна Восторгова 
      Год ареста 1918 
      День ареста 2 
      Месяц ареста 6 
      2 июня (по другим данным, 30 мая) 1918г. по обвинению в "погромной агитации"
      епископ был арестован органами ВЧК вместе с протоиереем Иоанном Восторговым.
      Арестованные были заключены в Бутырскую тюрьму
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1918 
      День начала 2 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1918 
      День окончания 5 
      Месяц окончания 9 
      В заключении владыка проявил себя стойким, мужественным исповедником

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ