Рукоположение
      протоиерей 
      1900 
    Служение
      Киев, Подол, церковь блгвв.кнн.Бориса и Глеба 
      протоиерей 
      Должность законоучитель I коммерческого училища и женской гимназии (до 1918г.), основатель и член "Общества трезвости" , духовник киевского духовенства 
      Год начала 1900 
      Год окончания 1934 
      День окончания 29 
      Месяц окончания 7 
      На средства церкви о.Михаил построил детскую школу-приют.
      Был духовником киевского духовенства и популярным у киевлян и верующих окрестных
      сел пастырь.
      Его ценил и к нему направлял людей св.прав.Иоанн Кронштадтский, который говорил
      своим паломникам из Киева:
          
      "Зачем вы так далеко ехали ко мне, убогому? Там у вас в Киеве есть о.Михаил,
           к нему и обращайтесь".

      О.Иоанн Кронштадтский подарил о.Михаилу свой портрет с личным посвящением.
      Этот портрет бережно хранился в семье Едлинских.
      В Саровской пустыни о.Михаил получил от дивеевских инокинь "святыньки" — личные
      вещи св.прп.Серафима Саровского (поручи,четки, воздушек от чаши, иконку Божией
      Матери "Умиление" и камушек с образом старца Серафима). Эти "святыньки"
      в дальнейшем бережно хранил его сын о.Георгий Едлинский, священник Макариевского
      храма в Киеве.
      В 1905г. с крестным ходом о.Михаил выступил навстречу толпе, управляемой
      черносотенцами, предотвратив погром евреев.
      Алтарник храма, М.Дубинин вспоминал:
           "До конца 1918г. я в течение двадцати лет был свидетелем жизни о.Михаила.
            Жизнь, наполненная молитвой, самоотверженной работой для ближних, смирением
            и молчаливой уступчивостью. Отец Михаил был очень чуток и сострадателен
            к чужому горю, беде и нужде, с которыми в нашем приходе ему часто приходилось
            сталкиваться. Особенно много бедняков ютилось на Трухановом острове,
            отрезанном от Подола главным руслом Днепра. Остров принадлежал приходу
            нашей Борисоглебской церкви и батюшке приходилось и в бурю, и в ледоход,
            и по не окрепшему льду пробираться туда, чтобы напутствовать умирающих
            своих прихожан. И не только наши, но и бедняки из других приходов обращались
            к батюшке за утешением, молитвой и денежной помощью.
            Считая пьянство первопричиной человеческой нужды и духовного падения,
            батюшка особенное внимание уделял борьбе с этим злом. С приходящими к нему
            за помощью алкоголиками о.Михаил обыкновенно уединялся в своей молельне
            дома или в церкви. Там они вместе становились на колени и усердно молились.
            Затем больной давал зарок не пить водки сначала в продолжение нескольких
            дней, а потом и неделю, пока не отвыкал от своей грешной и вредной привычки.
            Сколько матерей с детьми приходило со слезами радости благодарить батюшку
            за исцеление их мужей-кормильцев от этого греховного недуга.
            В своей борьбе с "зеленым змием" батюшка выискал забытый всеми закон,
            запрещающий продажу водки вблизи Божиих храмов. В результате многие питейные
            заведения должны были покинуть территорию нашего прихода.
            Борясь с алкоголизмом, батюшка предложил нашим прихожанам подавать нищим,
            стоящим у входа в храм, вместо денег — купоны (продавались у свечного ящика).
            За эти купоны можно было получить в приходской столовой обед.
            Раздача купонов имела двоякую цель: их можно было использовать только
            в нашей приходской столовой, а не на водку, и кроме того, жертвователи
            более щедро раздавали купоны, чем наличные деньги.
            Батюшка ежедневно получал по почте письма, в почти каждое из которых были
            вложены деньги и записки с просьбой помолиться за кого-либо, отслужить
            молебен или панихиду.
            Денег, получаемых о.Михаилом в письмах, было так много, что это дало ему
            возможность построить на церковном дворе громадный четырехэтажный дом,
            с расчетом поместить в нем детский сад для малышей, матери которых отправлялись
            на поденную работу, приходскую школу, помещения для приюта, кухню, столовую,
            квартиры для учителей и служащих и двухсветный зал со сценой. В этом зале по
            воскресеньям устраивались лекции, представления и концерты с участием
            киевских артистов. Репертуар был религиозно-нравственного содержания,
            а целью было — дать людям полезный и приятный отдых и отвлечь их
            от праздности и пьянства.
            Случалось иногда, что некоторые матери не являлись в детский сад в конце
            дня за своими детьми, а оставляли их навсегда. Пришлось, кроме детского
            сада, создавать еще и детский приют. Большие суммы денег, позволившие батюшке
            развернуть широкую благотворительность, получались не только благодаря
            щедрости жертвователей, но и от ограниченности средств, отпускаемых им
            на потребности своей семьи.
            Матушка Анна Николаевна и ее дочери одевались более чем скромно.
            А сам батюшка носил летом соломенную шляпу, на дне которой зияла дыра
            размером с пятикопеечную монету".

      М.Дубинин рассказывал не только о делах милосердия о.Михаила, без которых
      "вера мертва есть", но также и о вере:
           "Батюшкины проповеди всегда вызывали слезы у молящихся. А как батюшка
            молился! Сколько раз мне приходилось наблюдать, как батюшка, поднявши руки
           "горе" и устремивши вдохновенно взор ввысь, горячо молился, а в это время
            по его щекам и бороде катились крупные слезы, озаренные светом мерцавших
            лампадок. Киевские священники избрали о.Михаила своим духовником.
            Они знали, кого выбирали!".

      Во время войны 1914–1918гг. под опекой о.Михаила были организованы дежурства
      по уходу за ранеными и опека над беженцами, вскоре появившимися в городе.
      Несмотря на близость фронта, церковная жизнь в приходе о.Михаила продолжалась.
      В 1914г. был освящен придел св.прп.Сергия Радонежского в Борисоглебской церкви.
      Всегда погруженный в молитву и священнодействие, о.Михаил и после революции
      оставался в центре людских проблем и трагедий, но в то же время был недосягаем
      ни для каких соблазнов и смущений. Его убежденность и личный пример не колеблющейся
      веры и верности Церкви помогали отпавшим правильно сориентироваться и вернуться
      в церковное лоно, а смущающимся обрести душевный мир и отчетливое представление
      о характере и движущих силах русской смуты.
      Протоиерей Михаил Едлинский и после революции 1917г. оставался одним из немногих
      нравственных ориентиров среди киевского духовенства. Он безбоязненно
      называл вещи своими именами и открыто, не обращая внимания на возможные последствия
      для себя лично, обличал самосвятов и раскольников, называя при этом Советскую власть
      "поддерживающей врагов Церкви", "антихристовой" и "богоборческой".
      О.Михаил прослужил в Борисоглебской церкви 40 лет до ее закрытия.
      29 июля 1934г. вышло постановление о закрытии Борисоглебской церкви.
      О.Михаил с семьей были выгнаны из дома
      Киев, церковь св.Николы Доброго на Покровской ул. 
      протоиерей 
      Должность второй священник 
      Год начала 1934 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1935 
      После закрытия Борисоглебской церкви о.Михаил служил вторым священником (по приглашению)
      в церкви Николы Доброго на Покровской ул.
      Настоятелем церкви был профессор-библеист КДА протоиерей Александр Глаголев.
      О.Михаила с прот.Александром Глаголевым связывала особая духовная дружба.
      У о.Александра некоторое время находили молитвенное пристанище священники
      Анатолий Жураковский, Адриан Римаренко, Сергий Сидоров и др.
      Киев, церковь св.Николая Набережного 
      протоиерей 
      Год начала 1935 
      Год окончания 1937 
      После закрытия церкви Николы Доброго о.Михаил Едлинский вместе с о.Александром
      Глаголевым перешли служить в церковь Николая Набережного.
      Гонение на церковь, ее физическое уничтожение острой болью отзывались в душе
      о.Михаила. Со временем он стал собирать материалы о подобных преступлениях,
      которые впоследствии передал врачу Г.Косткевичу. Впоследствии НКВД этот шаг был
      расценен как "связь с "Истинно-Православной" церковью" и поставлен в вину
    Места проживания
      Киев, ул.Братская, 9 
      Год окончания 1937 
      День окончания 17 
      Месяц окончания 10 
    Награды
      митра 
      Год награждения 1910 
      орден св.Анны II степени 
      Год награждения 1913 
      День 6 
      Месяц 5 
    Аресты
      Киев 
      Год ареста 1937 
      День ареста 17 
      Месяц ареста 10 
      О.Михаил был арестован вместе с группой киевских священников и почти одновременно
      с митрополитом Константином (Дьяковым). Когда о.Михаила арестовали, ему было
      уже 78 лет
    Осуждения
      тройка при Киевском Облуправлении НКВД УССР 
      13/11/1937 
      Обвинение "участник контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией" 
      Статья ст.54–10,54–11 УК УССР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      После ареста состоялся всего один допрос.
      Несмотря на чрезмерное "использование мер
      физического воздействия", от которых скончались на допросе его "подельники" —
      митрополит Константин (Дьяков) и протоиерей о.Александр Глаголев о.Михаил
      не отрекся от веры, не лжесвидетельствовал, как того требовали следователи, и
      не проклинал своих убийц
    Места заключения
      Киев, Лукьяновская тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 17 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1937 
      День окончания 17 
      Месяц окончания 11 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ