Рукоположение
      монах 
      Дамиан 
      1909 
      Место Кутаисская губ. (Абхазия, Гульрипский р.), с.Дранды (в окрестностях г.Сухум), Успенско-Драндский (Второ-Афонский) мужской монастырь 
      Кто рукоположил иеромонах Симон 
      Пострижен в мантию с именем Дамиан.
      Возведен в сан иеромонаха
      иеросхимонах 
      Даниил 
      1926 
      Пострижен в схиму
    Служение
      Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая 
      монах, иеромонах, иеросхимонах 
      Должность настоятель скита 
      Год начала 1916 
      Год окончания 1929 
      О.Даниил ушел в горы в поисках строгой жизни без соблазнов, тревоживших его
      в монастыре.
      Иеромонах Даниил стал иеромонахом-отшельником. За свою жизнь в горах он переменил
      много мест и построил более 20 келий своими руками.
      Из воспоминаний В.Д.Пришвиной (Лиорко) [1]:
          
      "Среди отшельников, тайно населявших горы, о.Даниилу приходилось встречать
          разных людей, начиная с искателей самоуглубленной жизни и кончая спасавшимися
          от политических преследований (в т.ч. и до 1917г.). Почти все эти люди,
          приходившие туда в поисках убежища, становились добрыми монахами.
          О.Даниил знавал из лично, и немногими резкими мазками набрасывал нам их
          портреты... Так рядом с нашим временем в горах Кавказа благодаря их
          труднодоступности шло свое время, своя история. Она изустно передавалась и
          была неведома миру — история многих христианских подвижников, осуществлявших
          образ древнего благочестия, как будто еще не кончились времена Фиваиды..."

      В 1924г. иеромонах Даниил жил один в скиту свт.Николая,
      в келье на поляне "полгоры" около местечка Змейка в горах в нескольких
      километрах от маленького селения Ачиш-Хо в районе Красной Поляны.
      Предшественником о.Даниила здесь был иеромонах о.Трифиллий.
      О.Даниил спускался с гор только 2 раза в год в ближайшее селение, чтобы поменять на
      соль деревянные ложки, вырезанные им из самшита.
      Он знал все пути в окрестных горах, побывал во многих местах Приэльбрусья,
      умел ходить в горах, знал, как ступать, как помогать себе палкой, чтобы
      не провалиться в трещину на леднике или не свалиться в пропасть.
      У о.Даниила был огород.
      В 1924г. келью о.Даниила нашел приехавший из Москвы и также стремившийся к
      пустынножитию 24-х летний Олег Поль (Бурданов).
      Поняв духовное состояние Олега Поля, о.Даниил оставил его жить у
      себя в келье в качестве послушника.
      Между наставником и послушником, писавшим в то время философский труд, сложились доверительные
      отношения, полные уважения и внимания друг к другу.
      Встреча с о.Даниилом была для Олега воистину даром Провидения. Все свободное от
      выполнения молитвенного правила время Олег писал философский труд. Зимой Олег Поль
      уезжал в Москву за необходимыми книгами.
      Летом 1925г. Олег Поль с разрешения о.Даниила, привез к нему Валерию Дмитриевну
      Лиорко (позже жена М.М.Пришвина), с которой его связывала возвышенная духовная
      дружба и Александра Васильевича Лебедева.
      Все трое молодых людей мечтали об аскетической жизни в пустынножитии в горах.
      (Как показало время, этому не суждено было осуществиться).
      Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
          "От Сочи до Красной Поляны шли редкие попутные грузовики берегом Мзымты.
           От Красной Поляны Олег вел нас в течение нескольких часов одному ему
           известными тропами по правому берегу реки Монашки, сбегающей с ледника Ачиш-Хо...
           Было утро. Мы находились на юго-западном склоне Ачиш-Хо. Вершина горы
           блистала розовым и золотым, а у нас еще стоял утренний туманец и кавказская
           душистая сырость, насыщенная пряными запахами южных растений. По краям
           нашей поляны шли непролазные дебри колючек, бурелома и зарослей.
           Среди них поляна наша напоминала зеленую чашу.
           О.Даниил встретил нас просто, немногословно и суховато, словно ему было
           привычным и уже малоинтересным делом принимать у себя молодых девушек,
           и с первого же часа наша жизнь получила благодаря его такту четкий,
           для всех удобный и легкий порядок.
           Мне о.Даниил сразу определил свой деревянный топчан с таким же изголовьем,
           покрытый одной тонкой истертой козьей шкуркой. Правды ради, упомяну, что
           шкурка была полна блох... Олегу и Александру Васильевичу было указано спать
           на полу. В маленькой келье не оставалось больше места, и сам о.Даниил перешел
           в сенцы. Впрочем, мы никогда не видали его лежащим или спящим, хотя вставали
           с солнцем.
           Умывшись у родника, мы совершали полное утреннее богослужение: часы, утреню,
           обедницу по зачитанным и закапанным воском старинным книгам. Книги служили
           многим поколениям и сейчас лежали на аналое.
           В маленькое и единственное окошко видны были холмистые гряды близких зеленых
           и дальних снежных цепей. В него вливался горный чистейший воздух, доносились
           голоса птиц, и мы знали, что ни один звук из человеческого мира не нарушит
           очарования нетронутой природы.
           Совершая последнюю службу — обедницу — о.Даниил вынимал единственную свою
          "роскошную", как он ее называл, вещь — голубую кофейную чашечку с отбитой
           ручкой и выщербленным краем, клал в нее кусочек душистой пихтовой смолы и
           кадил в келье.
           Я стою позади всех. О.Даниил читает быстро, перебегая от слова к слову.
           Его манера читать напоминает его походку. Он грассирует, что редко
           встречается у простого народа, и это почему-то приятно.
           Олег уже усвоил его манеру строгого чтения, как читают в монастырях...
           Церковные гласы вписываются в симфонию утра и сливаются с птичьими голосами...
           Я вижу суетность и убожество всего, чем занят где-то в далеком миру человек;
           вижу прекрасную бедность о.Даниила... Я не могу сдержать слезы... Я выхожу
           из кельи, сижу у родника. О.Даниил говорит мне ласково и серьезно:
               " Слезы — утешение монаха: не стыдись их!"
           Он поразил меня сразу ясностью мысли, способностью к четким формулировкам
           не хуже любого тренированного ума. Каждое произносимое слово, как и каждое
           движение, было у о.Даниила непринужденно и точно. В соединении с деликатностью
           и внешним благообразием это производило сильнейшее впечатление...
           Ведь перед нами был простой крестьянин, живущий один вне каких бы то ни
           было внешних влияний, кроме влияния природы да нескольких имевшихся у него
           древних книг.
           По нашему настоянию впоследствии о.Даниил написал свои воспоминания и
           назвал их "Близ заката". Книга была написана образным языком, но...
           без прописных букв и знаков препинания. Мальчиком, работая на конфетной
           фабрике, он успел "съесть" на конфетах передние зубы, о чем "пресерьезно"
           нам рассказывал, но так, что мы смеялись. Было ему теперь лет 50.
           Седины у него не замечалось, вероятно, из-за светлых волос.
           Был он сухой, небольшой, легкий на ногу, как настоящий горец.
           Смотреть, как он работает или просто движется по земле, — было наслаждением...
           Днем мы работали по хозяйству, читали, помогали о.Даниилу в его небольшом
           огороде, где стояли колоды пчел... С наступлением вечера мы снова вычитывали
           все положенные службы, а потом в сумерки разводили костер, и тут начинались
           увлекательные беседы с участием о.Даниила.
           Иногда он пек нам на угольях "рябчиков" — так называл он блины на закваске,
           которые были высшей роскошью наших трапез. Без нас питаньем о.Даниила много
           лет были овощи и кукуруза, росшие на его огороде, да дикие каштаны и груши.
           Постное масло, как постоянный продукт, появилось в келье о.Даниила только
           с приходом к нему Олега.
           Один-единственный раз о.Даниил отправился в соседнее селение за несколько верст
           с просьбой дать ему бутылку молока. Крестьяне подивились и дали, не
           расспрашивая. Оказалось, что молоко понадобилось ему для кошки, неизвестно
           откуда пришедшей под его защиту, чтобы окотиться...
           У вечернего костра и родилась книга "Близ заката". Рукопись ее не сохранилась,
           хотя и была переписана нами в нескольких экземплярах. "Мы — цари", — любил
           говорить о.Даниил, угощая нас "рябчиками" и повествуя о трудной, полной
           жесточайших лишений и опасностей жизни монахов-пустынников.
           В эти минуты мы поняли, что о.Даниил — не старик, а чудесно сохранившийся
           юноша без возраста, безупречно чистый и крепкий, как орех без чревоточины.
           Свобода и собранность, веселость и неизменное чувство ответственности за
           каждый день, за каждое движение мысли — все это было плодом личных, никем
           не воспитываемых, ничем "практическим" не вознаграждаемых усилий.
           На стенах кельи я увидала однажды торопливо записанные углем отдельные слова.
           О.Даниил нахмурился, помолчал недолго, справился с собой и улыбнулся мне:
              "Сам виноват — надо было вымыть келью к твоему приезду".
           И он рассказал мне просто, не таясь, что имеет обыкновение записывать на
           стене углем (карандаш не всегда бывал в хозяйстве монаха) ценные для него
           мысли, приходящие во время молитвы, чтоб молитву не прерывать...
           Так жили мы под несмолкаемый рокот Монашки, бежавший глубоко под нами...
           Ночью ее голос смешивался с голосами зверей: дикие кошки, рыси, медведи,
           кабаны, горные туры...
           Однажды о.Даниил сказал:
               "Скоро Троица, надо нам сходить к отцам на Медовеевку к о.Савватию.
            Путь долгий. Пока вы тут "прохлаждались", я, сестрица Валерия, тебе
            чарушики сплел".
           О.Даниил протянул мне пару легчайших лапотков из цельного куска кожи,
           размоченной и растянутой по форме ноги без швов — чарушей, лучшей обуви
           горцев:
               "Мы тебе белый апостольник сошьем, в жару у нас так послушницы
                молодые ходят".
           За ночь он сшил мне из куска привезенной нами простыни готовый апостольник,
           подрубленный мелкими ровными стежками. Мы подивились работе.
               "Монах должен все уметь!", —
           весело ответил нам о.Даниил...
      Медовеевка — было поселение монахов, состоящее из нескольких полян с кельями,
      в верстах 30 от Красной Поляны. Там уже издавна обитали несколько весьма
      уважаемых старцев, и посередине был храм, ничем внешне не отличавшийся от
      остальных домиков, только в нем никто не жил и туда собирались несколько раз
      в год по великим праздникам окрестные пустынники для совместного богослужения
      и совершения таинств. Это были единственные дни их свиданий. Если кто не приходил —
      значит заболел или помер. Тогда шли к нему помочь или похоронить.
      Такое же поселение было в районе Сухума, глубоко в горах, называлось оно Псху.
      Там жили отдельно монахи и монахини. Устав там был очень суровый. По рассказам
      о.Даниила, были в те годы на Кавказе еще более глубокие, уединенные поселения
      монахов. О местоположении их не знал и сам о.Даниил, только известно было, что
      путь туда, почти недоступный, идет по висячим спрятанным в тайниках мостам через
      пропасти и потоки. И эта "глубочайшая" пустыня была мечтой каждого монаха...
      На закате мы пришли на центральную поляну Медовеевки... и поспешили в храм,
      где уже начиналась Троицкая всенощная. Вся келья, вдвое больше обычной, была
      устлана свежей травой... Не было ни иконостаса, ни икон, ни лампад, но тем не
      менее, это был храм, т.к. в восточной части кельи стоял грубо вырезанный
      топором престол, покрытый антиминсом, и на нем несколько икон., Перед иконами
      горели толстые самодельные свечи... Службу совершал о.Савватий... Поверх его
      холщовой заплатанной одежды была надета старая парчовая риза, из-под нее
      выглядывали его ноги в лаптях и онучах, аккуратно перевязанные веревочкой.
      На груди висел деревянный священнический крест... Тихие возгласы; в ответ на них
      тихое пение молящихся — все мы, присутствующие, были хором... Глубокой ночью
      кончилась праздничная служба. Монахи улеглись ночевать тут же в храме на траву...
      Когда рассвело, началась литургия. Все исповедались и причастились из самодельной
      деревянной чаши о.Савватия...
      Перед отъездом мы навестили тяжко болящего друга о.Савватия, иеромонаха
      о.Симона, живущего тут же... Ложка постного масла в общий котел, принесенного
      заботливым о.Даниилом в бутылке, была праздничным украшением трапезы для о.Симона.
      Когда мы пришли на свою поляну, оказалось, что дикие кабаны ночью перерыли и
      уничтожили огород о.Даниила...
      О.Даниил ни разу не выказал и тени утомления от нашего пребывания у него... В
      заботах гостеприимного хозяина и внимательного отца было столько благородного
      такта!"

      Осенью 1926г. в скит к о.Даниилу приехал ученик Олега Поля,
      преданный юноша, моложе его на несколько лет, Борис Корди (в будущем архимандрит),
      который вскоре принял монашеский постриг с именем Арсений. Они стали жить в
      скиту втроем, выстроив новые кельи на поляне.
      Из письма Олега Поля В.Д.Пришвиной (Лиорко):
          "...Еще сказал о.Даниил:
                "Как первые монахи нигде не были в монастырях, а почти все —
      святые, так будет и с последними монахами".

      В 1927г., по благословению о.Даниила Олег Поль принял постриг с именем Онисим,
      а в 1929г., по его же благословению, съездил в Ленинград (Санкт-Петербург),
      где архиепископ Димитрий (Любимов) рукоположил его во иеромонаха.
      О.Даниил стал организатором и настоятелем скита "Святителя Николая" в Сочинском р-не
      Тайная "закрытая" монашеская община-скит во имя свт.Николая, в котором жили
      иеромонах Даниил, иеромонах Онисим, иеромонах Арсений (Корди), находилась в
      ведении епископа Майкопского Варлаама (Лазаренко).
      Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
      общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
      недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
      числе иеромонахи о.Даниил, о.Онисим, о.Арсений не признавали обновленцев,
      а также "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), находились на
      нелегальном положении.
      Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Даниил и все монашеские закрытые общины,
      Майкопского района были под угрозой ареста.
      Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу:
           "Началось интенсивное давление от внешних на монашествующих.
            В противоположность сему мы увеличиваем число таковых в том убеждении,
            что с уничтожением монастырей не должно уничтожиться иночество.
            Живем скрыто от "внешних", да и свои немногие знают.
            Имеем просторный подземный храм и полный штат служителей.
            Имеем возможность посвящать ставленников и управлять общинами.
            В Майкопе существует епархиальный административный орган —
            Постоянное совещание пресвитеров, есть два благочинных"
    Аресты
      Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна 
      Год ареста 1929 
      День ареста 15 
      Месяц ареста 10 
      Арестован 15,8 или 11 октября 1929г. как руководитель скита "Святителя Николая"
      Черноморского филиала подпольной церковно-монархической к/р организации ИПЦ".

      По данным [3] арестован в сентябре 1929г.
      Осенью 1929г. в районе Красной Поляны, где жили монахи-пустынножители, появились
      вооруженные отряды чекистов, которые арестовали большинство монахов. На "Змейку"
      в скит о.Даниила также пришли вооруженные люди и увели всех троих (иеромонаха
      Даниила, иеромонаха Онисима, иеромонаха Арсения), а кельи сожгли
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР 
      27/02/1930 
      Обвинение "организатор и руководитель скита Черноморского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ" 
      Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г." -> 
      На допросе 18 октября 1929г. показал:
            "Все члены скитов брали на себя обязательства разъяснять верующим
             положение Церкви".

      На допросе 22 ноября 1929г. признал, что книга "Близ заката" действительно
      написана им, и там он писал, что "Церковь и Царь — союзники"
    Места заключения
      Новороссийск, тюрьма 
      Год начала 1929 
      Арестованных отправили в Новороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов,
      арестованных в горах. Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько
      перевалов с долины Псху и других мест их поселений. У моря всех погрузили на
      баржи, везли в невыносимой тесноте. Монахи пели молитвы.
      О.Даниила вскоре расстреляли

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ