Рукоположение
иерей
1954
Кто рукоположил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров)
Рукоположен во священника во второй половине 1954г. архиепископом Уфимским и
Стерлитамакским Иларионом (Прохоровым) к Христорождественской церкви с.Ново-Петровского
(Троицкого) и назначен ее настоятелем
Служение
Башкирская АССР, Архангельский р., с.Ново-Петровское (Троицкое), Христорождественская церковь
иерей
Должность настоятель
Год начала 1954
Год окончания 1959
Имя священника В.С.Гундяева часто упоминалось в информационных отчетах
Уполномоченного Совета по делам РПЦ по БАССР как ревностного пастыря и хорошего
проповедника. Так, в отчете за 1-ю половину 1956г. он указан священником
Христорождественской церкви с. Н.-Петровского Архангельского р-на.
Уполномоченный сообщал:
"Священник Гундяев... посвящен епископом Арсением в 1953г.
...Будучи ярым противником евангелистов [сектантов], он после каждой
службы выступает с проповедями, в которых поносит руководителей евангелистских
общин... взывает к верующим к борьбе с ними"
[Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.67.)].
В октябре 1957г. Уполномоченный сообщал в Москву:
"Священник Гундяев, служащий по-прежнему в Архангельском районе, совершая
частые выезды на большие расстояния, посещает верующих на дому, напоминает
о праздниках и их значении, рассказывает о нуждах церкви, в связи с чем
благочинный ставит его в пример многим другим за его ревность в церковном
служении" [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.262.)].
В Информационном отчете за 1-е полугодие 1958г. Уполномоченный особо выделил
деятельность о.Василия Гундяева:
"Священник Гундяев (Архангельский район) в своих проповедях призывает
верующих воспитывать детей в религиозном духе. Обращаясь к матерям и
бабушкам, рекомендует, чтобы они чаще приводили детей в церковь,
приучали их молиться и не боялись школьной администрации. Он говорил:
"В церковь надо ходить обязательно с жертвой, строго соблюдая церковные
правила"".
Подобные проповеди расценивались Уполномоченным как проявление нелояльности
к Советской власти [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.398.)]
Башкирская АССР, Покровский р., с.Уса-Степановка, Петропавловская церковь
иерей
Должность настоятель
Год начала 1959
Год окончания 1964
С 1959г. до 1964г., когда у него началась тяжелая болезнь, о.Василий проходил
служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии, в с.Уса-Степановка
[4], [5].
В дневниках приема Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Башкирской АССР
сохранился ряд записей, отражающих нелегкое пастырское служение о.Василия
в период хрущевских гонений на Церковь.
Дневник приема Уполномоченного В.Михайлова. 1959г., 17 сентября:
"Принят священник Гундяев из Покровского р-на. Сообщил, что в районном
отделении госбанка отказываются принимать на текущий счет деньги,
принадлежащие церковной общине. Это неправильно, и я пообещал Гундяеву
принять надлежащие меры".
18 ноября 1959г. в должности Уполномоченного Михайлова сменил Николай Сигачев
жестокий гонитель Церкви, руке которого принадлежат все последующие записи.
Дневник приема. 1959г., 25 декабря:
"Принят священник Гундяев из с.Уса-Степановка Покровского р-на (80 лет),
его сын настоятель Покровской церкви в Ленинграде. Просил, чтобы ему
выделяли лошадей для выездов на требы. Границы своего прихода не знает.
Другие тоже не знают, и это их не интересует".
Дневник приема. 1960г., 11 апреля:
"Приняты из с.Уса-Степановка (Покровский р-н) священник Гундяев, члены
совета Колонских, Пастухов и Устинова, которые жаловались на директора
НСШ д.Ежовка (якобы грозит закрыть церковь и оскорбляет верующих".
В докладной записке о положении церкви в БАССР за 1960г. Уполномоченный
Н.Сигачев отмечал:
"В.Гундяев принадлежит к тем священникам, которые с целью расширения своего
влияния и скрытия незаконных действий, выезжали в другие деревни вечерами,
оставаясь там ночевать у доверенных лиц, совершали требы, проводили беседы
на религиозные темы... При этом он ведет религиозную работу (беседы,
крещение детей и т.д.)"
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372)].
Дневник приема. 30 июня 1961г.:
"Принят Гундяев (Уса-Степановка), предупрежден за сбор заявлений в члены
20-ки и ремонт церкви в 1960г. (самовольно)".
В справке о деятельности РПЦ в БАССР в 1961г. Уполномоченный писал:
"Только в результате слабого контроля за деятельностью священнослужителей
им удается совершать подворные обходы верующих с молебном, крестить детей
в частных домах (Архангельский и Покровский районы)... читать проповеди,
враждебные по своему содержанию (г.Уфа Еварестов М., Покровский р-н
Гундяев)...
В своих проповедях священник Гундяев (д.Уса-Степановка, Покровский р-н)
запугивал посетителей церкви неизбежностью войны, призывал их скупать
продукты, промышленные товары и призывал усердно молиться Богу;
возводил клевету на коммунистов, именуя их опасными безбожниками, внушал
недоверие к ним.
К себе на квартиру Гундяев зазывал детей и одарял их деньгами.
Накануне религиозных праздников к нему на квартиру собирались с ночевкой
верующие из других деревень.
В этой же квартире он в нарушение установленного порядка крестил детей
(без согласия родителей, в антисанитарных условиях).
В июле 1961г. Гундяев, с целью привлечения на сторону церкви верующих,
распустил слух о ее закрытии, а потом сам обходил деревни и собирал
заявления от пожилых людей об их согласии сохранить церковь.
За эти действия Гундяев с регистрации снят и от службы отстранен"
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. ЛЛ.67.)].
В записке "О праздновании Рождества в Башкирской АССР в 1962г." Уполномоченный
особо указал:
"В с.Уса-Степановка, Покровского района священник Гундяев, чтобы удержать
верующих, прибывших из других населенных пунктов, разрешил им ночевать
в своем доме. Ночевок в молитвенных зданиях [запрещенных] не отмечалось"
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.1.)].
Дневник приема. 1962г., 22 января:
"Гундяев В.С. (Уса-Степановка) снятие с регистрации. Вместе с ним была
К. ...Подтвердила, что Гундяев крестил детей в своей квартире, каждый раз
читал проповеди, на разные вопросы дает хорошие ответы, детям дает конфеты.
Гундяев заявил, что ему доставляет радость приобщать детей, поэтому он
призывал к этому родителей, давал им конфеты, молится за неверующих,
считает их заблудившимися. Сделано последнее предупреждение и оставлен
до 1 мая, а если будут жалобы снят раньше (он и жена больны, по 80 лет)".
Обвиняя священника "в распространении слухов о закрытии церкви в Уса-Степановке",
Уполномоченный в то же самое время готовил обоснование и документы для ее
ликвидации.
5 апреля 1962г. некое "доверенное лицо" передало ему подготовленные материалы
и получило рекомендацию "собрать документы [на церковь] как на клубное здание".
Уже 11 апреля материалы об изъятии здания были посланы Уполномоченному нарочным.
Дневник приема. 1962г., 14 июля:
"Гундяев В.С. (привез с собой ходатаев и заявление от них с просьбой оставить
его) в связи с временным снятием с регистрации за активную работу с детьми и
проповедническую деятельность".
В тот же день записано:
"Гундяев снят на 4 мес. за привлечение детей".
В докладной записке "О фактах нарушения законодательства о культах церковниками",
от 15 августа 1962г., Уполномоченный сообщал:
"[Епископ] Никон и [секретарь Уфимского епархиального управления архимандрит
Иосиф] Чернышев открыто берут под защиту всех нарушителей законодательства
из числа духовенства и стараются продвинуть их на лучшие приходы,
выдают им награды или отпускные грамоты, как это было со священником
Гундяевым: за нарушения законодательства он снят на 4 мес. с регистрации,
а Чернышев выдал ему справку, что он находится в отпуске...
Многие священники также допускают нарушения законодательства.
Эти нарушения выражаются в чтении проповедей на общественно-политические
темы (Еварестов, Гундяев, Бусел), привлечении молодежи и детей в церковь
(Таврион (Батозский), Гундяев)..."
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.72.)].
21 августа 1962г. Уполномоченный сообщил епископу Никону и секретарю епархиального
управления архимандриту Иосифу (Чернышеву) об изъятии здания в Уса-Степановке.
Уже 23 августа к Н.Сигачеву приехали верующие из Уса-Степановки
"по вопросу изъятия здания и осуществления аренды. Корсакова сказала, что
после снятия священника они не прекращали собираться в церкви, открывал
сторож, читали монашки Зонова и Белова, и вели службу".
Дневник приема. 1962г., 6 сентября:
"28 августа старосте был дан срок на освобождение помещения. Отказался
сделать, направил делегацию в Москву (Корсакова, Шамотурин, Зохваткин)
и ключи якобы увезли. 5-го ему снова предложили открыть, отказался.
Тогда ... сняли замок и все перенесли в амбар".
Дневник приема. 1962г., 15 сентября:
"Приходил Гундяев с просьбой дать ему справку [о регистрации] раньше срока".
Дневник приема. 1962г., 1 октября:
"Приходил [епископ] Никон, беседа по фактам нарушения законодательства
о культах священниками (...Гундяев проповеди и поездки в Москву...)".
В информационном отчете Уполномоченного сообщалось:
"За 1962 год и первый квартал 1963г. в БАССР закрыто 7 церквей... и у двух
религиозных общин изъяты молитвенные помещения, как общественные здания
(д.Уса-Степановка Уфимского района и д.Ивановка Кармаскалинского района)"
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.175.)].
По-видимому, верующие арендовали какое-то молитвенное помещение, и в списке
действующих приходов по состоянию на 5 мая 1963г. указано, что
"в д. Уса-Степановка имеется Петропавловский молитвенный дом, но священника
[Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.167.)].
Больше имя иерея Василия Гундяева в материалах Совета по делам РПЦ по Башкирской
АССР не встречается.
Святейший Патриарх Кирилл вспоминал:
"Дед нам рассказывал, как он за 14 километров ходил причащать больных.
Во времена хрущевских гонений возникла опасная ситуация, связанная
с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу
деда с отцом дед насмерть стоял, защищая храм. Держал его своей силой
до последнего, и церковь тогда не была закрыта.
Но в середине 60-х годов дед стал слепнуть и понял, что больше служить
не сможет просто опасно было совершать литургию, ведь священник имеет
дело со Святыми Дарами.
Тогда он собрался и поехал в Москву к Патриарху Алексию I, который его
очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни и сказал:
"Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть
приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет".
Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами:
"Вы, отец Василий, и так всю жизнь посвятили Церкви Божией и сделали
столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно,
считайте, что Вы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе
домой, к семье".
И дед уехал.
Храм после этого закрыли".
После закрытия храма в 1964г. иерей Василий вернулся в свое родное село
Места проживания
Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное
Год начала 1964
Год окончания 1969
День окончания 31
Месяц окончания 10
Село Оброчное к 1968г. территориально вошло в состав Мордовской АССР.
Местные жители вспоминали, что сюда на родину он вернулся уже совсем ослепшим
и прожил еще недолго