Служение
Уфимская автокефальная епархия
епископ
Должность епископ Стерлитамакский, викарий Уфимской епархии, управляющий Уфимско-Уральской епархией (2-й заместитель архиепископа Андрея (Ухтомского)
Год начала 1928
Месяц начала 2
Год окончания 1929
В Уфимской епархии к 1927г. образовались два течения: "иоанновское" полуобновленческое
течение сторонников епископа Иоанна (Пояркова) и "андреевское" автокефальное
течение православных староцерковников патриаршей ориентации, сторонников
епископа Андрея (Ухтомского), не признававшее прав митрополита Сергия (Страгородского)
на руководство Русской Церковью и выступавших против его "Декларации" от 29 июля 1927г.
Летом 1927г. епископ Андрей (Ухтомский) был вновь сослан в Среднюю Азию.
Уфимскую автокефальную кафедру возглавил его заместитель епископ Аввакум (Боровков).
21 февраля 1928г. последний был также арестован и сослан в Коми АО.
2 февраля 1928г., епископ Вениамин, второй заместитель епископа Андрея (Ухтомского),
по его благословению прибыл в Уфу и после ареста епископа Аввакума с зимы-весны 1928г.
стал управлять Уфимско-Уральской автокефальной епархией.
В состав автокефальной Уфимско-Уральской (Челябинской) епархии входили приходы,
расположенные не только в Башкирии.
По одним сведениям (митрополита Мануила (Лемешевского) и его последователей),
Вениамин (Троицкий) был епископом Стерлитамакским.
По другим сведениям на 28 июня 1929г. он являлся епископом Бирским, подтверждением
чему является то, что в следственных делах епископа Вениамина имеется документ
указ священнику "андреевского" течения о.Тимофею Стрелкову:
"Прибыть для исполнения пастырских обязанностей настоятеля при храме св.Димитрия
Солунского, что в Симском заводе Уральской (Челябинской) обл.", с его личной печатью
и подписью:
"Епископ Бирский, Управляющий Уфимско-Уральской епархией. 28 июня 1929г. Уфа".
Епископ Вениамин служил в Симеоновской церкви Уфы кафедральной для "андреевского"
течения, жил в сторожке при храме.
В Уфе Владыку Вениамина любили и почитали.
Возглавляя епархию в течение 2-х с половиной лет, Владыка Вениамин принял
энергичные меры по укреплению и распространению староцерковнического
"андреевского" течения. Священнических хиротоний было всего около шести
(по показаниям епископа на допросе), но течение укреплялось
за счет перехода приходов из обновленчества и от "иоанновцев".
В июне 1928г. произошел разрыв Владыки с участником его хиротонии епископом
Иовом (Афанасьевым), который отошел от "андреевцев", был отстранен от
управления Нижегородским викариатством Уфимской епархии и выбыл за пределы
епархии. Потом епископ Иов вернулся, перейдя к иосифлянам (?) и получив
от них благословение на управление иосифлянскими приходами всей епархии,
стал к 1929г. именоваться "епископ Уфимский" (его признавали только два
прихода, один из них при Крестовоздвиженском храме г.Уфы).
Владыка Вениамин поддерживал постоянную связь с архиепископом Андреем (Ухтомским),
находившимся сначала в ссылке в г.Кзыл-Орда в Казахстане, затем в заключении
в Ярославле. Между архиереями происходила постоянная переписка, чаще всего
переправлявшаяся через особых посыльных.
Владыка Вениамин оказывал ссыльным архиереям архиепископу Андрею (Ухтомскому)
и епископу Аввакуму (Боровкову) посильную помощь деньгами, продуктами и проч.
В свою очередь и Владыка Андрей старался поддерживать своего заместителя.
Когда среди уфимских староцерковников возникли нестроения между почитателями
разных автокефальных епископов, Владыка Андрей, стремясь успокоить паству, написал
из Кзыл-Орды уфимцам послание:
"Страшное время переживаем все мы... Я мучаюсь, когда слышу об огорчениях и
разделениях между вами. Помните, что это для меня хуже всякой тюрьмы и умоляю вас:
пожалейте меня и не губите святого дела разделениями и разномыслиями.
Святитель Аввакум с любовию ко Христу служил народу Божьему;
также и святитель Вениамин душу свою отдал на то же служение народу Божьему.
Потому прошу и умоляю вас молиться обо мне грешном и об них обоих и не делать
между ними никакого разделения... "
Нестроения удалось преодолеть: 26 мая 1929г. общее собрание Симеоновского прихода,
в котором участвовало 238 прихожан, выразило Владыке Вениамину полное доверие.
Владыка Вениамин не оставлял своим попечением и ташкентскую паству.
В августе 1928г. он на довольно длительное время (более 3-х недель) выезжал
в Ташкент.
Из показаний на допросе случайного попутчика Владыки Вениамина 18-летнего
Павла Мальцева:
"2 августа 1928г. я со своим школьным товарищем Петровым Николаем Ермолаевичем
поехал в Ташкент провести там каникулы. С нами вместе в вагоне ехал
архиерей Вениамин. Петров был хорошо знаком с ним и прислуживал ему. С архиереем
ехала еще одна монашка... Архиерей в Ташкенте в Соколовской даче снял два домика,
где жили до его приезда человек восемь монашек. По приезде в Ташкент на вокзале
архиерея встретили с большим почетом, были, преимущественно, монашки...
На даче встретила нас группа монашек, одетых в черные костюмы, выстроившихся
в две шеренги... По приезде на дачу архиерей прошел в дом, переменил свою мантию,
взял в руки посох и говорил монашкам речь:
"... Мы находимся на маленькой шлюпке, вокруг нас свирепствуют волны, мы должны
бороться и пристать к берегу... ".
Ни одного вечера не было, чтобы кто-нибудь к нему [архиерею] не приходил.
Обыкновенно вечером пили чай в саду за большим столом, где просиживали часов до
12 ночи, и в его кабинете.
За время пребывания в Соколовской даче в течение трех недель я жил за счет
архиерея, меня кормили, ничего не спрашивали...
Выехал домой я вместе с Петровым, а архиерей остался там.
На обратном пути Петров вез от архиерея решето винограду и письмо Кзыл-Ордынскому
архиерею [Владыке Андрею (Ухтомскому)], который был предупрежден телеграфно Петровым.
и встретил нас на вокзале, где Петров вручил ему письмо и посылку.
Кроме того, Петров вез много писем по разным адресам в Уфу, их было штук шесть... "
18 декабря 1928г. Владыка Вениамин в Симеоновском храме г.Уфы постриг
во иночество с именем Неофит своего духовного сына Николая Куликова, члена автокефальной
ташкентской общины, приехавшего из Ташкента.
С конца 1928г. власти начали кампанию по закрытию Симеоновского храма.
После появления в газете "Красная Башкирия" и др. газетах сообщений о готовящемся
закрытии всех церквей народ поднялся на защиту храма.
В декабре 1928г. толпа до 150 человек собралась у Симеоновской церкви. Верующие
кричали:
"Грабители-коммунисты насильно хотят закрыть и ограбить нашу церковь. Умрем,
а закрыть не дадим!"
22 февраля 1929г. собравшаяся толпа двинулась к зданию Горсовета с требованием
не закрывать Симеоновскую церковь. В горсовет верующих не пустили, и толпа,
в основном, состоявшая из женщин, направилась к клубу им.Ленина ("Дом Ленина"),
где в это время происходила женская конференция, не имевшая никакого отношения
к церковным делам. В этих волнениях было обвинено духовенство.
21 марта 1929г. после вышеописанных беспорядков Владыку Вениамина вызвали
на допрос и задали три вопроса:
"Какая Вами говорилась проповедь в церкви относительно закрытия Симеоновской церкви?"
"Что Вас понудило назначить верующим по этому случаю 3-х дневный пост и молиться?"
"Какие Вами давались советы верующим, обратившимся к Вам по настоящему вопросу
и вообще, что Вам известно о причинах, побудивших верующих к организованному
выступлению с протестом против закрытия церкви, а также о самом факте выступления?"
На все эти вопросы он своей рукой написал нижеследующие ответы:
"Ответ 1:
24 февраля 1929г. в воскресенье после обычной воскресной проповеди я обратился
к верующим со следующими словами:
"... Каждый христианин, читающий Евангелие, знает, что говорит Христос своим
последователям, как они должны реагировать на все испытания, выпавшие на их долю...
Христос ясно говорит... о победе мира духовного над раздражением сердечным, о
том, что кротость и смирение есть оружие христианина. Наши благочестивые предки
поступали так во все часы сомнений, недоумений, печали и т.п. Они обращались
к Богу с горячей молитвой, налагали на себя пост, делали добрые дела и старались
как можно меньше грешить. Господь слышал их молитвы и отвращал то или другое
испытание. И я вас призываю к тому. К молитве и посту, хотя бы на три дня.
Молитва и пост избавит многих христиан от ненужного раздражения, гнева, злобы и
других нехристианских проявлений. Кто слушает голос мой, да выполняет то, что
говорит ему его епископ. В смирении вашем усовершенствуйте души ваши".
Ответ 2:
"Лицам, обращающимся ко мне за советом, как им относиться к газетным сообщениям,
я говорил, что придавать им особенного значения не следует, т.к. от слов до дела
еще далеко, что надо больше молиться и любить других. Без любви к ближним и храмы
теряют смысл".
Ответ 3:
"Мое личное мнение по поводу скопления народа в клубе им.Ленина таково:
Эта толпа, состояла, преимущественно, из женщин, проявила женскую невыдержанность
и легкомыслие, ... требуя от лиц, совершенно не причастных к власти оставления
храмов... Нельзя не заметить, что газеты действительно "пересолили",... и народ,
прочитав о ликвидации всех храмов, чрезвычайно опечалился и взволновался...
По моим сведениям и опросам некоторых о причине их хождения в Ленинский дом
... смотрю на это, как на наивное проявление своих просьб наивных женщин,
решивших искать "главных начальников" в Ленинском клубе... ".
По свидетельствам очевидцев и участников событий, после призыва епископа Вениамина:
"В Симеоновской церкви происходило усердное моление верующих, подряд три дня
сюда стекались массы людей". Вся церковь держала пост, как это было принято на
Руси во дни общественных бедствий.
В результате в 1929г. Симеоновский храм удалось от закрытия отстоять.
О служении Владыки Вениамина на Пасху 1930г. свидетельствуют воспоминания
исповедницы инокини Марии (Артемьевой; 19042003):
Однажды к ней пришел ее двоюродный брат, прихожанин Симеоновской церкви, и
говорит: "Пасху хотят у нас сорвать, чтобы торжества не было". Она к епископу
Вениамину, а Владыка сказал: "Это не страшно, Господь не допустит этого".
На Пасху "те" пришли с духовым оркестром, встали в ограде церкви. Подошел момент
крестного хода, стали выходить из церкви. Преосвященный Вениамин впереди, а на
праздник кто-то из церковных принес ему парчевое облачение епископа Андрея,
(который давно находился в ссылке), оно яркое, блестящее, Владыка в сияющем
облачении вышел и возгласил: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!... "
Незваные гости замерли, "разинули рты", как выразилась матушка Мария, и ничего
не сделали.
Вскоре после Пасхи (?) 1930г. епископ Вениамин с иеромонахом Неофитом совершили
поездку в Рязань и Оренбург, чтобы проведать и поддержать находившихся там
в ссылке монахинь ташкентской общины.
Одним из результатов этой поездки явилось основание в Оренбурге "андреевской" общины.
Из письма об этом иеромонаха Неофита (Куликова) от 4 июня 1930г. к сосланной
в Чимкент уфимской монахине Саломии (Зелинской А.И.):
"... Аз многогрешный вместе с Владыкой
совершили двухнедельную поездку в города Рязань и Оренбург, где обитают в ссылке
сестры ташкентской общины. Поездка прошла вполне благополучно, и вот ее результаты:
поездка лишний раз подтвердила наше общее мнение, что церковная жизнь под
управлением митрополита Сергия благодаря компромиссам идет и скоро, и верно, к
замиранию...
В Оренбурге часть христиан,... разочаровавшись во всех и вся, не доверяя ни тем,
ни другим, совсем никуда не ходят, а собираются по домам и читают Слово Божие и
самоопределяются...
Не успели мы показаться туда, как к Владыке пришла кучка людей побеседовать с
ним о своих нуждах. И в результате двух бесед организовали маленькую общину
нашего направления мыслей и взглядов. Они просили время от времени наездом
посещать их священнику для исповеди, причастия и преподания Слова Божия,
для назидания в вере... И сколько таких людей плачущих и жаждущих в настоящее
время в России, ой как много!...
Теперь еще об Уфе... Симеоновская церковь центр верующей Уфы, и слава о ней
бежит далеко за пределы ее. За последнее время от Иоанна и епископа Павла
(обновленческого) к нам присоединяются сельские приходы. Уставные службы, проповеди,
акафисты, беседы, обеды по воскресным дням для нищих, народное пение, на которых
и в которых отдыхает душа народа, привлекает их всех к нам в Симеоновскую
(историческую) церковь для молитвы.
Были дни, когда мы висели на волоске от смерти, но теперь немножко легче.
Надолго ли? Дай Бог, подольше. В скором времени пришлю Вам артоса. Получили ли
Вы, матушка Саломия, святую воду и вообще все посылки, посылаемые к Вам?
Что у Вас нового? Какие у Вас нужды?...
В[ладыка] В[ениамин] приветствует и благословляет Вас и подумывает о Вас.
Простите грешного, иер[омонах] Неофит"