Образование
      Духовная Семинария
      Год окончания 1903 
      Московская Духовная Академия
      Год поступления 1903 
      Год окончания 1907 
      кандидат богословия 
      После окончания Духовной Академии, 13 июня 1907г. обвенчался с Зинаидой
      Неофитовной Любимовой (1888–1963), дочерью профессора, протоиерея Неофита
      Порфирьевича Любимова, известного в Москве миссионера и проповедника,
      настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище,
      (расстрелян в 1918г., прославлен в лике священномучеников в 2000г.).
      О.Неофит Любимов имел свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую
      литературу, эти устремления впоследствии духовно сблизили Николая Варжанского
      с его тестем
    Служение
      Московская епархия 
      Должность помощник противосектантского миссионера, епархиальный миссионер-проповедник 
      Год начала 1908 
      Год окончания 1917 
      В 1908г. был назначен помощником противосектантского миссионера, а позже
      был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника.
      За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями
      (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как
      талантливый защитник Православия.
      В 1908г. в журнале "Миссионерское обозрение" он опубликовал статью
      "Новая "универсальная" религия", вышедшую затем отдельным изданием.
      В этом же году выходит его работа "Как проповедует граф Л.Н. Толстой о Боге".
      Этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели
      против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные
      проповедники, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн
      Восторгов и другие.
      Николай Варжанский, приводя места из сочинений Л.Н.Толстого, доказывает,
      что он пантеист, отрицающий Бога Творца, и, несмотря на употребляемые
      писателем религиозные понятия, учение его по существу атеистично.
      В 1909–1910гг. Николай Варжанский публикует ряд статей и брошюр апологетического
      содержания: "Против пьянства телесного и духовного (о "братцах" и "беседчиках")"
      "О бессмертии души. О субботе и воскресенье"; "Церковь и секты".
      Неутомимому борцу против антицерковных лжеучений принадлежит более 30 больших
      и малых работ.
      Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы было издание
      в 1910г. капитального труда Николая Варжанского.
          
      "Доброе исповедание: Православный противосектантский катехизис" (1910г.)
      Книгу редактировал духовный наставник автора архиепископ (впоследствии
      митрополит) Антоний (Храповицкий), которого Николай Варжанский называл
      "постоянный вдохновителем".
      Николай Варжанский также опирался на помощь своего тестя, протоиерея Неофита
      Любимова, опытного в вопросах апологетики, имевшего свое миссионерское
      издательство.
      Работе над этим православным противосектантским учебником предшествовали
      проводимые автором народные курсы, главным образом в рабочей среде.
      Второе издание труда имеет посвящение:
          "Посвящаю книгу искренне любимым православным московским рабочим".
      Замечательной является и та духовно-нравственная настроенность, с какой писалась
      эта книга:
          "Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного
           достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого
           дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих истину и подвизающихся
           за веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи, и они придут на помощь
           мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты
           и ясности настоящего народного учебника".

      Все 29 разделов "Доброго исповедания" охватывают главные темы христианского
      учения, по которым православные люди ведут борьбу с различными лжеучениями
      сектантов. Весь материал, преподанный в форме вопросов и ответов, расположен
      в строго систематическом порядке: о единстве истины Божией, о Церкви,
      об источниках изучения христианства — Священном Писании и Священном Предании;
      затем говорится о таинствах, храме, святом кресте, иконах, мощах, о почитании
      Божией Матери и Церкви Небесной, о молитвах за умерших и о бессмертии души.
      Книга имела огромный спрос.
      За десять месяцев разошлось 5000 экземпляров первого тиража. Автор получил
      много теплых благодарственных писем.
      Так, диакон Антоний Романенко писал:
           "Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это
            превосходит все написанное доныне,... слыхал многих других, но то, что я
            нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность
            и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!..
            Опыты по Вашим руководствам в школах, в которых я состою законоучителем,
            дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания".

      Автор получил письмо и от преосвященного Сильвестра (Ольшевского),
      епископа Прилукского, викария Полтавской епархии:
           "Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные
            миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как
            они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу.
            Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!"

      Книга "Доброе исповедание" была высоко оценена и в опубликованных на нее
      рецензиях. Харьковский епархиальный миссионер Л.З.Кунцевич писал:
           "Хотя народная листковая литература у нас слаба, но зато в прошлом году
            многие миссионеры обогатили православных ревнителей солидными руководствами
            к ведению полемических бесед. К числу их принадлежит книга
            "Доброе исповедание",... она очень полезна..."
      В "Московских ведомостях" (1910. N 273) отмечалось:
           "Автор книги просто и ясно, вполне понятным для рабочего люда языком
            излагает христианское мировоззрение. Проводя сравнение между
            православной христианской верой и различными сектантскими лжеучениями,
            автор дает неотразимое оружие против доводов всевозможных еретиков,
            которых так много появилось в последнее время".

      Вторая противосектантская книга Николая Варжанского "Оружие правды" (1910г.)
      представляет собой весьма удобный конспект для ведения противосектантских бесед.
      Он содержит места из Священного Писания по темам и пунктам, по которым сектанты
      ведут наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения.
      Кроме этих пособий, Николай Варжанский составил небольшой курс сектоведения
      для церковно-приходских школ "Образец здравого учения" (1912).
      Книга вышла под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела
      протоиерея Иоанна Восторгова. Руководимое им книгоиздательство "Верность"
      помогало в распространении трудов Николая Варжанского.
      Николай Варжанский не ограничивал свою миссионерскую противосектантскую
      деятельность теоретической работой. Он много и убежденно выступал в самых
      различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом.
      Специально для рабочих, с целью обогатить их духовно, привлечь к
      общественно-полезной деятельности и отвратить их от пьянства, он организовал
      и возглавил "Варнавинское Братство (Общество) Трезвости", штаб-кварти-
      ра которого располагалась за Семеновской заставой в Лефортово, населенном,
      главным образом, рабочими.
      Пьянство было самым страшным пороком общества в те годы, и поэтому святой
      особенно заботился о том, чтобы люди, придя ко Христу, осознавали свою
      зависимость от пагубной привычки, избавлялись от нее и помогали выздоравливать
      другим. Общество имело свое помещение и свой храм.
      В помещении общества часто проходили лекции. В качестве лекторов
      Николай Юрьевич приглашал известных миссионеров, профессоров, общественных
      деятелей, а рядом был храм, в котором члены общества вместе молились Богу.
      Лекции собирали до 1000 человек.
      Вскоре Николай Юрьевич стал хорошо известен в среде рабочих.
      Как миссионер, он активно боролся с сектами, как со старыми, так и с новыми,
      с сектой "братчиков" — трезвенников.
      Из архивных документов того времени [7]:
           "17 февраля 1911г. в пригородном селе Успенском, Богородского уезда
            происходило собеседование с сектантами-"братчиками", которое вел
            прибывший из Москвы господин епархиальный миссионер Н.Ю.Варжанский.
            Собеседование это привлекло со всей окрестности множество слушателей,
            как из рабочих, так и из интеллигенции, а равно присутствовало на
            собеседовании немало и духовенства. Перед началом собеседования был
            отслужен молебен местным настоятелем и благочинным 20-го округа
            о.А.А.Холмогоровым, соборне, при стройном пении приходского хора и всего
            народа. Отец благочинный Холмогоров обратился к слушателям с задушевной
            речью, в которой убеждал их не увлекаться лжеучением "братчиков",
            не прельщаться их фарисейской трезвостью, а для того, чтобы трезвость в
            приходе процветала под покровом святой церкви. Отец благочинный объявил,
            что при приходском храме открывается общество трезвости, посвященное
            имени Св. Предтечи Господня Иоанна. ...
            На беседу приехали из Москвы посланные "братца" Колоскова Иван Федоров
            и богородская пропагандистка секты лжемироносца Колоскова Авдотья
            Карякина, которые и выступали защищать своего "братца" Иванушку".
            Но их защита только еще более обличила их лжеучителя в глазах слушателей,
            и оба они посрамлены были...
            Секта "братчиков" появилась первоначально на фабрике Богородской
            Глуховской мануфактуры. Все богородские и окрестные пастыри повели
            беседы против сектантов особенно усердно, когда "братцы" Колосков и
            Григорьев были отлучены от церкви. Были приняты предупредительные меры
            к ограждению распространения секты.
            Собеседование в селе Успенском 17 февраля имело значение важное и
            произвело неотразимое впечатление. Православные слушатели и духовенство
            выразили Н.Ю.Варжанскому глубокую благодарность.
            На беседу епархиальный миссионер был приглашен отцом благочинным
            Холмогоровым, который принял меры, чтобы беседа имела успех и достигла
            цели, оказал радушие и гостеприимство, предоставив в своем доме отдых
            прибывшему на собеседование духовенству.
            Население с сочувствием отнеслось и к беседе, и к своему настоятелю,
            благодарило его за устройство бесед".

      Николай Варжанский опубликовал более 40 больших и малых богословских трудов,
      получивших широкое распространение и высокую оценку.
      Николай Юрьевич был также активным участником Миссионерских съездов
      Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода 
      Должность делопроизводитель, коллежский секретарь, титулярный советник (с 1914г.) 
      Год начала 1911 
      День начала 14 
      Месяц начала 3 
      Помимо миссионерских трудов, Николай Юрьевич вел также полезную для Церкви
      административную работу.
      С 14 марта 1911г., оставаясь в должности московского епархиального
      миссионера-проповедника, состоял также на службе в канцелярии Святейшего Синода.
      За свои труды в 1912г. был награжден орденом Станислава III степени.
      В 1914 г. он стал титулярным советником и был удостоен ордена Анны III степени.
      Москва, храм св.равноап.кн.Владимира при Московском Епархиальном доме 
      Должность псаломщик 
      Год начала 1915 
      День начала 7 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1915 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 3 
      С 7 января по 28 марта 1915 г. Николай Варжанский занимал должность
      псаломщика при храме св.равноапостольного князя Владимира при Московском
      епархиальном доме
      Москва, Божедомский пер. (Делегатская ул. при Советской власти), Московская Духовная Семинария 
      Должность преподаватель словесности 
      Год начала 1907 
      Год окончания 1917 
      В качестве штатного преподавателя Московской Духовной Семинарии Николай Юрьевич
      вел курс словесности
    Награды
      орден Станислава III степени 
      Год награждения 1912 
      День 6 
      Месяц 5 
      орден Анны III степени 
      Год награждения 1914 
      День 6 
      Месяц 5 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1917 
      День ареста 24 
      Месяц ареста 4 
      После Февральской революции и прихода к власти безбожного правительства
      вести просветительскую деятельность Николаю Юрьевичу становилось все труднее.
      24 апреля 1917г. Николай Варжанский был председателем чтений лекций
      миссионеров в помещении Варнавинского "Общества Трезвости".
      В президиуме сидели известные миссионеры, профессора и священники.
      В зале присутствовало около тысячи слушателей — мужчин и женщин, в основном рабочих.
      Перед началом лекций Николай Юрьевич предложил помолиться Богу, затем,
      обратившись к собравшимся, сказал:
           "Братья и сестры, сейчас будет лекция профессора Кузнецова (Епископ Ефрем(Кузнецов))
            по вопросу объединения Церкви".

      Лектор, коснувшись истории Русской Православной Церкви, призвал православных
      объединиться вокруг Церкви. Он говорил об объединении и о новом строе, заметив,
      что он вряд ли народу принесет много хорошего.
      После доклада начались прения, и было много выступавших, некоторые из них
      весьма откровенно высказывали свои мнения о происходящих событиях.
      Иногда из зала раздавались громкие протесты, но всякий раз Николай Юрьевич
      вставал и весьма миролюбиво старался успокоить аудиторию.
      Председатель местного Совета рабочих и крестьянских депутатов Степанов,
      присутствовавший в зале, счел, что на чтениях проводится
      "агитация за возвращение старого строя", и послал за милицией.
      Во время речи четвертого оратора в зал ворвался вооруженный отряд милиционеров;
      наставив револьверы на членов Президиума, они закричали:
            "Ни с места, вы арестованы!"
      Степанов вскочил на стол и зачитал бумагу:
            "Помещения Варнавинского Общества Трезвости реквизированы для культурно-
             просветительских целей".

      В это время в зале раздались крики:
            "Уходите! Будут стрелять!"
      В зале поднялась паника. Часть людей, давя друг друга, бросилась на лестницу, но
      большинство перешло в соседний домовый храм и, опустившись на колени, стало
      молиться.
      Миссионер Николай Варжанский и епископ Ефрем (Кузнецов) были арестованы.
      Стража, окружившая арестованных, заявила народу:
         "Против лекции по существу мы ничего не имеем, но она отвлекает народ от
          от его главного дела — от революции. Вы зовете народ в беспартийные
          церковные организации, а народу нужно заниматься политикой. Когда Россия
          будет устроена, тогда и можете это делать".

      Стражники разогнали слушателей и держали под дулами револьверов арестованных.
      При объяснении со стражей Николай Юрьевич и епископ Ефрем (Кузнецов) заметили,
      что "прежний государственный строй препятствовал свободе слова и Церкви, но, как
           это и не удивительно, — это повторяется и теперь".

      Стражники возразили:
           "Мы никакого насилия не совершаем".
      Вскоре арестованные были освобождены

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ