Служение
Вятская губ., Уржумский у. (Марийская АО, Ново-Торъяльский кантон (Республика Марий Эл, Ново-Торъяльский р.)), с.Старый Торъял, церковь Казанской иконы Божией Матери
диакон, священник (с 29.06.1910)
Должность законоучитель
Год начала 1910
День начала 8
Месяц начала 5
Год окончания 1930
День окончания 24
Месяц окончания 1
Помимо исполнения священнических обязанностей о.Гурий занимался просветительской
деятельностью.
С 30 сентября 1910г. по 1 сентября 1911г. преподавал Закон Божий в Токтар-Солинском
земском училище;
с 10 ноября 1910г. в Староторъяльской второклассной мужской школе;
с 31 августа 1910-го в Ошканерском земском училище и Ядыкбелякском училище
Министерства народного просвещения.
Эти его труды были весьма успешны и заслужили одобрение епархиального
начальства:
13 ноября 1914г. за работу по церковно-школьному делу о.Гурий был удостоен
архипастырского благословения.
После революции 1917г. о.Гурий по-прежнему служил на территории Марийского
края.
Казанская церковь с.Старый Торъял с 1926г. входила в состав Краснококшайского
Православного церковного управления староцерковников, которое до образования
в конце 1920-х гг. Марийского викариатства Нижегородской епархии находилось
под омофором Афанасия (Малинина), епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
В условиях гонений на Церковь о.Гурий твердо исповедовал Православие:
совершал богослужения, проповедовал, проводил крестные ходы, о чем свидетельствуют
заявления приходского совета, поданные в органы советской власти
Ново-Торъяльского кантона.
В окормляемый о.Гурием приход входило 30 деревень.
Батюшка пользовался огромным уважением и доверием верующих, чему способствовало
и знание им марийского языка.
Когда власти мобилизовали о.Гурия и служившего с ним диакона Иоанна Домрачева
на тяжелые трудовые работы, прихожане выступили в защиту своего пастыря.
11 мая 1919г. они направили в Вятскую комиссию по освобождению от мобилизации
при Губернском отделе труда прошение, в котором ходатайствовали об освобождении
священнослужителей от мобилизации на трудовые работы, "так как состоящий
из 30 селений приход останется без отправления религиозных потребностей,
а заменить мобилизованных другими не представляется возможным за неимением
подходящих лиц".
Ревностное служение о.Гурия имело благодатные последствия, что наглядно
проявилось во время последующих испытаний, в период закрытия храма.
Старо-Торъялский храм, построенный в 1751г., был деревянным.
В 1926г., по благословению о.Гурия, верующие стали собирать средства на возведение
каменного здания.
В то же время на собраниях прихожан единогласно принимались постановления
о необходимости содержания старого здания церкви.
В декабре 1928г. было решено осуществить его ремонт.
Такая решимость пришлась не по нраву властям.
7 декабря 1928г. здание храма было осмотрено специальной комиссией.
В акте, составленном по итогам обследования, говорилось:
"Здание церкви ни разу не ремонтировалось, находится в аварийном состоянии,
плохо ведется учет церковного имущества".
На основании этого предлагалось расторгнуть договор с религиозной общиной,
что и сделал Ново-Торъяльский кантонный Исполком 5 мая 1929г.
Здание церкви после соответствующего ремонта предполагалось передать под клуб.
В качестве обоснования подобного решения приводились и данные опроса,
организованного работниками сельсовета, в ходе которого из 599 опрошенных
431 выступили за закрытие церкви.
Окормляемые о.Гурием верующие выступили против такого постановления и стали
защищать свой храм.
В ходе опроса населения, организованного членами церковного совета,
за необходимость сохранения молитвенного здания выступило 1086 человек.
Крестьяне были настроены решительно и прямо заявляли:
"Отдай одну церковь, так сейчас же и следующие станут прикрывать".
В заявлении, поданном прихожанами в Мароблисполком в мае 1929г., говорилось,
что закрытие храма церковный совет считает неправильным, указывалось
на противоречие в постановлении Ново-Торъяльского кантисполкома от 5 мая 1929г.
(в нем утверждалось, что здание храма пришло в ветхость, и в то же время
говорилось, что оно может быть использовано под клуб).
Верующие просили отменить постановление о закрытии церкви и оставить
молитвенное здание в пользовании прихожан.
Несмотря на это, 6 ноября 1929г. Областной исполком принял решение о расторжении
договора с общиной верующих с.Старый Торъял и закрытии храма "ввиду его ветхости".
Церковь было решено снести, а верующим предлагалось войти в состав прихода
Вознесенской церкви села Новый Торъял.
24 января 1930г. административный отдел Мароблисполкома отдал распоряжение
о ликвидации здания храма.
Таким образом, церковь в селе Старый Торъял была закрыта.
Труды батюшки на приходе в селе Старый Торъял были оценены епархиальным
начальством: в 1930г. он был награжден наперсным крестом.
После ликвидации властями прихода в Старом Торъяле в 1930г. о.Гурий получил
назначение в Богоявленскую церковь с.Тумью-Мучаш