( * ) Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) 
    Год рождения 1889 
    День рождения 25 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Волынская губ., Житомирский у., с.Скаковка (Янковцы?) 
    епископ 
    Родился в семье священника Иоанно-Богословской церкви с.Скаковки Житомирского
    уезда о.Иосифа Венедиктовича Остальского (скончался в тюрьме) и его жены Софьи Павловны,
    дочери священника о.Павла Филипповича Стефановича,
    служившего в с.Янковцы Житомирского уезда.
    Был крещен 16 мая 1889г. в Иоанно-Богословской церкви с.Скаковки,
    где служил его отец. Таинство крещения совершил его родной дед по матери о.Павел
    Филиппович Стефанович.
    У Аркадия было двое братьев — Владимир и Евгений
    Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]
       
      Священномученик епископ Аркадий (Остальский). Икона. 
       
      Священномученик епископ Аркадий (Остальский). Икона. 
       
      Священномученик епископ Аркадий (Остальский). Икона. Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово 
       
      Епископ Аркадий (Остальский) 
       
      Епископ Аркадий (Остальский) 
       
      Епископ Аркадий (Остальский) 
       
      Священник Аркадий Остальский 
       
      Архимандрит Аркадий 
       
      Епископ Аркадий. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год 
       
      Епископ Аркадий. Следственный изолятор поселка Кремль в Соловках. 1931 год 
       
      Аркадий Остальский после окончания семинарии в 1910г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1911г.] [1911-1924гг.] [1925-1926гг.] [1926-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1931гг.] [1931-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Волынская Духовная Семинария в Житомире 
        Год окончания 1910 
        Окончил Духовную Семинарию по I разряду
      Служение
        Волынская губ., Новоград-Волынский у., с.Цвиль (Цвиля?) 
        Должность учитель церковно-приходской школы 
        Год начала 1910 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1911 
        Месяц окончания 10 
        В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне, 1893г.р.,
        хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу
      Рукоположение
        иерей 
        1911 
        День 14 
        Месяц 9 
        Место Волынская губ., г.Староконстантинов, собор 
        По источнику [13] был рукоположен в сан священника в октябре 1911г.
      Служение
        Волынская губ., г.Староконстантинов 
        иерей 
        Должность священник на диаконском штате, епархиальный миссионер 
        Год начала 1911 
        День начала 14 
        Месяц начала 9 
        Сразу после рукоположения Аркадий Остальский был назначен помощником
        епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным
        деятелем. В отчетах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно
        сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в "Епархиальных Ведомостях".
        Душа о.Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему
        как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным
        миссионером. Проповедовал просто и ясно, так, что огонь любви к Богу, горевший
        в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом.
        Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной
        ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему,
        что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных
        слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе
        Полтава, Свято-Николаевская единоверческая церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1914 
        408-й Кузнецкий пехотный полк 
        иерей 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 8 
        Полковой священник в период Первой мировой войны
        Волынская губ., г.Житомир, церковь прп.Серафима Саровского 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 8 
        Еще молодым священником прибыл о.Аркадий с фронта в Житомир и стал настоятелем
        маленькой церкви прп.Серафима Саровского при гарнизонном военном госпитале в
        центре города.
        По благословению архиепископа Евлогия (Георгиевского) он организовал
        Свято-Николаевское благотворительное Братство. Первое учредительное собрание
        братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918г.
        Члены братства оказывали помощь
        нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. О.Аркадий
        поименно помнил всех опекаемых им больных. Деятельное участие в делах братства
        приняли княгиня Наталья Оржевская, ее племянница Наталья Шаховская, Ольга
        Мезенцева, Константин Роше, Антон Дробязко и многие другие. Вместе с членами
        братства о.Аркадий предпринимал пешие паломничества к православным святыням
        в Киев.
        О.Аркадий показывал пример жертвенности и крайнего нестяжания. У него не было
        почти никаких личных вещей и ничего ценного
        Волынская губ., г.Житомир, Никольская церковь 
        священник 
        Год окончания 1922 
        Начавшиеся гонения на Церковь только умножили ревность о.Аркадия, и со всем пылом
        молодой, глубоко религиозной натуры он устремился на защиту православной веры.
        Его проповеди помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это
        страшное время. О.Аркадий часто служил и исповедовал. На исповеди никого не
        торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда
        исповедь затягивалась до двух часов ночи.
        С каждым днем в его храме становилось все больше и больше прихожан и членов
        братства.
        В начале 1920-х годов на Украине была организована раскольничья Украинская
        автокефальная церковь, которую поддерживали националисты-петлюровцы.
        Несмотря на давление петлюровских властей о.Аркадий
        поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея (Успенского),
        непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко
        отрицательно относился к раскольнической "автокефальной Украинской Церкви".
        Весной 1922г. в Волынской епархии начались "изъятия церковных ценностей"
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1912 
        Был награжден набедренником "За примерное исполнение пастырских обязанностей"
      Аресты
        Волынская губ., г.Житомир 
        Год ареста 1922 
        Весной 1922г. по распоряжению правящего епископа Аверкия (Кедрова) о.Аркадий
        огласил в храме послание Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей.
        Это стало известно в ГПУ, и 6 мая о.Аркадий после Литургии при выходе из храма
        был арестован за "агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих".
        Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе
        с о.Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом.
        Но православные, прижавшись друг к другу, затаив дыхание от страха, все же
        остались на месте. Наиболее активная часть протестовавших была арестована
        и помещена в подвалы ГПУ. Также был арестован и отец о.Аркадия священник Иосиф
        Венедиктович Остальский (скончался в тюрьме во время следствия)
      Осуждения
        Окружной суд 
        10/06/1922 
        Обвинение "прочтение послания Патриарха Тихона, сопротивление изъятию церковных ценностей" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел, заменен на 5 лет заключения в лагере 
        Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который
        продолжался несколько дней — с 7 по 10 июня 1922г.
        Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и
        благотворителя о.Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям.
        Множество свидетелей говорили об о.Аркадии как о замечательном, прекрасном человеке,
        бессребреннике, священнике, сумевшем всю свою жизнь отдать на служение Богу и
        людям, приводилась масса примеров его исключительной доброты и
        самоотверженности. Но прокурор, доходчиво объяснил собравшимся, что все
        блестящие характеристики, не только не оправдывают, но, более того, усугубляют
        вину священника. И что идеи, проповеданные и проводимые в жизнь священником,
        не только не нужны молодому советскому государству, но и крайне вредны.
        О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о.Юлиана
        Красицкого: "После окончания следствия отец видел на спине Остальского
        следы пыток". (Сам исповедник никому об этом не говорил).
        Во время чтения приговора о.Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его
        разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. "Ну что ж, — сказал
        о.Аркадий, — благодарю Бога за все. Для меня смерть — приобретение"
        После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен
        на пять лет заключения
      Места заключения
        Волынская губ., г.Житомир, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        ИТЛ 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1924 
        Находясь в заключении, о.Аркадий вместе с Владыкой Аверкием (Кедровым) трудились
        на лесоповале в Корабельной Роще.
        Во время заключения о.Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но
        братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви
        Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или
        на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства.
        Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике,
        о.Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924г.
      Рукоположение
        иеромонах 
        Аркадий 
        1925 
        Место Нижегородская о., г.Саров, Саровская Успенская пустынь 
        В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж за командира
        Красной Армии, потребовав развода. Детей у них не было, о.Аркадий отдавал
        церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз.
        Освободившись из тюрьмы, он поехал помолиться в Дивеевский монастырь, а затем
        в Саров и там принял монашеский постриг
      Служение
        Житомир 
        иеромонах 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий отдавал все время Свято-Николаевскому
        братству. Кроме того, он боролся с обновленчеством, отстаивая Православную Церковь.
        По церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву
        Киев, Никольский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        В Киеве служил в Никольском монастыре
        Москва, храм Пимена Великого в Новых Воротниках 
        иеромонах 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        В Москве останавливался на подворье Валаамского монастыря.
        Служил в храме Пимена Великого в Новых Воротниках.
        Поддерживал добрые отношения с ее настоятелем о.Николаем Баженовым.
        За каждым богослужение проповедовал
      Рукоположение
        архимандрит 
        1926 
        В начале 1926г. был возведен в сан архимандрита
        епископ 
        1926 
        День 15 
        Месяц 9 
        Место Москва 
        Кто рукоположил митрополит Сергий (Страгородский) 
        Был хиротонисан во епископа 2/15 сентября 1926г.
      Служение
        Полтавская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии 
        Год начала 1926 
        День начала 15 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 10 
      Аресты
        Полтавская епархия 
        Год ареста 1926 
        Месяц ареста 10 
        Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом
        всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом
        возвращаться в свою епархию
      Осуждения
        ./10/1926 
        Приговор ссылка 
      Места заключения
        Харьков 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1927 
        В Харьков в то время ГПУ сослало многих выдающихся архиереев украинских епархий.
        По ряду свидетельств, Владыка Аркадий тайно приехал в Лубны, и даже провел
        пасхальное богослужение.
        Это было единственным богослужением, которое он смог провести в своей епархии.
        Под угрозой репрессий Владыка вынужден был скрыться, уехав в Ново-Афонский
        монастырь на Кавказе
      Места проживания
        Кутаисская губ., Сухумский у. (Абхазия, Гудаутский р.), Новый Афон 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1927 
        Владыка Аркадий уехал в район закрытого в 1924г. Ново-Афонского Симоно-Кананитского
        монастыря в Абхазии, жил в горах в скитах, встречался с подвижниками-монахами,
        которые скрывались в то время в пропастях и ущельях Кавказских хребтов.
        После известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) владыка Аркадий
        находился в тайной оппозиции митрополиту Сергию. Он критично отнесся к Декларации митрополита
        Сергия, но оставался в его юрисдикции.
        Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами
        "Мечевского" центра умеренной оппозиции при храме свт.Николая на Маросейке
        в Москве, настоятелем которого после о.Алексия Мечева стал его сын о.Сергий Мечев.
        Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его,
        подавали прошения об увольнении на покой: воздерживались от возношения его имени
        за богослужениями.
        Епископ Аркадий был участником "Кочующего Собора" ИПЦ. Под канонами Собора записано от его имени:
             "Согласился, но подписать отказался".
        Продолжая жить на Кавказе и понимая, что он находится в розыске
        и в любую минуту может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию,
        чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи.
        Несмотря на то, что ему пришлось вести полулегальный образ жизни, Владыка
        продолжал поддерживать тесную связь и частую переписку с духовенством Полтавской епархии.
        Один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом,
        в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту
        Сергию из-за Декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию.
        В ответном письме Владыка высказал свою точку зрения на настоящие события и
        и попытался убедить священника в ошибочности его взглядов, грозящих церковным
        расколом.
        Это письмо, без разрешения Владыки, было в несколько переделанном виде
        выпущено как "Послание Владыки Аркадия к Лубненской пастве", получив широкое
        распространение на Украине:
               "... И так положение Церкви тяжелое. Но как быть нам? Можем
                ли мы подчиняться тем первоиерархам, которые стали на опасный
                путь, ведущий Церковь Христову к новым великим страданиям?
                Прежде всего нужно хорошо уяснить себе то обстоятельство, что для
                Церкви Христовой не может быть большего зла, как раскол.
                Никакие гонения и насилия не могут нанести Церкви такой раны, как
                раскол. Раскол — это вечно ноющая, вечно мучащая Церковь рана.
                И горе тому, кто ее нанесет Телу Христову. Не даром св. Отцы говорили,
                что грех раскола не смывается даже мученическою кровью.
                Посему на церковный раскол с душевной болью можно идти тогда только,
                когда испробованы уже все иные пути и средства спасения верующих.
                Итак, мы ни в коем случае не можем чинить раскола.
                Мы должны стоять на страже чистого Православия и прилагать все
                возможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно
                или бессознательно ведет Российскую Церковь к новому расколу.
                Мы не совершим раскола, но если увидим и уже видим и свидетельствуем,
                что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух Православия;
                "легализованная Церковь" превращается в один из отделов "СОЧИ"
                (секретно особая часть при ГПУ); пастыри связываются неприемлемыми
                их совестью требованиями — тогда с сердцем, облитым кровью и
                слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать:
                    "Архипастыри и пастыри: мы отходим от вас, ибо вы уже отошли
                     от правды Божией, вы создали новое направление в Церкви Божией...
                     От этого нового направления — от этого раскола, мы и уходим.
                     Грех же раскола лежит на вас".
               Но вы спросите: как же все это можно провести на деле?
               Кто должен взять на себя почин? Может ли это сделать
               каждый христианин? Когда и кто правомочен объявить верующим, что
               настал час разрыва с первоиерархом?
               Осуждать еретиков правомочна одна только Церковь.
                  "Если Церковь преслушает, да будет же тебе яко язычник и мытарь" Мф.18,17.
               Выразителем же воли церковной является Собор.
               Но как быть в то время, когда Собору нельзя собраться?
               — Тогда суждение по поводу того или иного церковного явления
               произносят епископы. Их же суждения не есть еще окончательный приговор,
               но есть авторитетнейший голос в Церкви; они являются стражами Церкви и
               ими в междоусобный период управляется Христова Церковь.
               Следовательно и в настоящем деле, почин и решение принадлежат
               епископату...
               Епископы, видя нарушение духа и буквы канонов, в одиночку или
               группами, должны посылать свои протесты митр. Сергию, моля его свернуть
               с неправого пути.
               Если эти протесты не возымут действия, тогда они, согласясь между собой
               (можно и через посредство переписки), сообщают митрополиту Сергию,
               что они отселе не считают его уже Заместителем Патриаршего Местоблюстителя,
               осуждают взятое им церковное направление и отделяются от него.
               То же объявляется и всем верующим.
               С этого момента совесть духовенства и верующих становится
               свободной от всякого рода действий (приказаний, запрещений)
               митр.Сергия и состоящего при нем "синода".
               Отошедшая же от митроп.Сергия Православная Церковь может управляться
               одним из старейших иерархов, или, как это было во время заключения
               Патриарха ТИХОНА, каждая епархия самостоятельно своим архиереем.
               — Какую же роль во всем этом нести должны священники и верующий народ?
               — Судить и запрещать архипастырей они не могут;
               не могут они также без епископов отходить от епископата.
               Но это не значит, что они должны бездействовать.
               Как воины совместно с вождем, так и они, вместе с епископами
               должны бороться за Истину и защищать ее...
               Верующие, пока не пройдет опасность для Церкви, должны возбуждать в
               своих пастырях дух ревности, бодрствования и стойкости и всячески
               (духовно и материально) поддерживать их, дабы те безболезненно и
               право правили слово Истины.
               Молитесь же горячо за своих архипастырей и пастырей, возьмите на себя
               заботы об их семьях, дабы пастыри видели, что их семьи не будут
               нищенствовать без них, и тогда смело, с любовью, а когда потребуется,
               то и с настойчивостью, сообщайте ему мнения и суждения верующих
               по разным вопросам церковной жизни.
               Опираясь на ревность и любовь своей паствы и понуждаемый ею, пастырь
               будет истинным стражем православия.
               А это залог правого пути Церковного.
               — Есть еще и другой, менее болезненный путь. Так как митр. Сергий
               не есть Патриарший Местоблюститель, а только Заместитель Патриаршего
               Местоблюстителя Митрополита Петра Крутицкого и что заместительство
               он несет, как послушание нынешнему главе Российской Церкви
               Митрополиту ПЕТРУ, то для каждого ясно, что митрополит ПЕТР,
               когда угодно, может освободить митрополита Сергия от сего послушания
               и возложить оное на другого архипастыря.
               Точно также сами собой падают все права и обязанности митрополита
               Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в случае смерти
               митрополита ПЕТРА.
               Вот те мысли, которыми считаю нужным поделиться с вами,
               моля Господа о Вашем умудрении и укреплении.
               Благословение Божие буди со всеми вами, братие. Аминь.".
        Это письмо было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ"
        Киев 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1927 
        Месяц окончания 4 
        Скитания и жизнь в тяжелых условиях, подорвали здоровье
        епископа, и он тяжело заболел. Болезнь застала его в Киеве во время одного из
        переездов. Его приютила в своем доме одна его духовная дочь, которая перешла
        жить к своей подруге, благодаря заботе ее и ее матери Владыка поправился, но
        оставаться в Киеве он не мог, полагая, что его разыскивает ОГПУ. Он не мог
        подвергать опасности людей, позаботившихся о нем
      Аресты
        Год ареста 1927 
        Месяц ареста 4 
        Вновь был арестован в апреле 1927г. и сослан в Казань
      Места заключения
        Казань 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 3 
        Из ссылки бежал и нелегально поселился в Ленинграде
      Места проживания
        Санкт-Петербург (Ленинград) 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1928 
        Проживал тайно на подворье Киево-Печерской Лавры.
        Но Пасху 1928г. он решил встретить открыто.
        Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый
        день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где
        выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа.
        Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы
        предварительно Владыка запросил разрешение властей. Тогда Владыка Аркадий
        принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его
        дело
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1928 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 5 
        В Москве Владыка Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы
        прояснить свое положение. 9 мая 1928г. он явился в ОГПУ на Лубянку
        "для объяснений", там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован
        сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя
        ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа.
        Ему вменили в вину его "Послание к Лубненской пастве"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        23/07/1928 
        Обвинение "обращение с посланием контрреволюционного содержания к верующим Полтавы" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет заключения в лагере 
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1928 
        День начала 15 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1928 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 7 
        27 июля 1928г. он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий лагерь.
        Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было
        негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути.
        На остановках конвой вытаскивал из вагонов трупы
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1928 
        День начала 12 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1931 
        12 августа 1928г. епископ прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту,
        на самую тяжелую работу.
        10 сентября 1928г. епископа перевели в 12-ю роту и назначили сторожем.
        3/16 сентября перевели сторожем в 6-ю роту.
        Сторожем он прослужил до 9 мая 1929г., когда его снова отправили на общие работы.
        С 9 мая 1929г. он занимался рытьем дренажных колодцев.
        В июне 1929г. епископа Аркадия отправили на общие работы на Троицкую командировку
        на остров Анзер.
        В октябре 1930г. его перевели во 2-ю роту пос.Савватьево, где он получил место
        сторожа.
        Осенью 1930г. епископ Аркадий (Остальский) организовал вокруг себя
        православных священников, внимательно следил за их дисциплиной, благочестием и
        за тем, чтобы никто не утратил бодрости духа и молитвенного настроя,
        организовал сбор средств на нужды заключенного духовенства.
        Режим на Соловках был относительно "свободным",
        бежать с острова на материк по техническим причинам не представлялось
        возможным, и потому администрация разрешала выходить из барака, но не
        далее положенного расстояния, и епископ совершал тайные богослужения.
        21 ноября/4 декабря 1930г. на Введение Божией Матери во храм
        Владыка Аркадий совершил тайное богослужение, сказав проникновенную
        проповедь о значении церкви в жизни верующих.
        Богослужение состоялось также и на праздник Крещения в 1931г.
        В марте 1931г. его снова перевели на общие работы на участок Овсянка, а затем
        он на том же участке работал сторожем.
        В лагере епископа помещали то в барак с уголовниками, то в роту к заключенному
        духовенству. Владыка на всех оказывал благотворное влияние, раздавал все, что ему
        присылали духовные дети, старался, чтобы и духовенство помогало друг другу.
        По мере возможности владыка совершал богослужения, иногда с оставшимися на воле
        соловецкими монахами, которые не пожелали оставить Соловецкую обитель.
        На Благовещение 1931г. епископ Аркадий возглавил
        Божественную литургию в часовне на втором этаже в сослужении
        священников Михаила Савченко, Константина Травина, Филиппа Дмитриева и др.
        На службе присутствовало около 20 человек.
        В конце богослужения епископ Аркадий произнес слово утешения,
        в котором так нуждались все живущие на Соловках.
        После этого заключенный (бывший член ВКП(б) и начальник милиции)
        донес о том, что группа заключенных священников,
        возглавляемая епископом Аркадием Остальским, проводит под видом религиозных
        бесед агитацию, направленную на дискредитацию советской власти.
        Тюремщики писали о Владыке:
             "... Группировал вокруг себя служителей культа, ведя среди них агитацию
              против обновленческого направления... Среди служителей культа имеет
              большое влияние ..."
      Аресты
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год ареста 1931 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 4 
        Епископ Аркадий и другие заключенные священнослужители (всего 22 человека),
        близкие к Владыке, были арестованы.
        Против Владыки начали новое, внутрилагерное дело, обвинив его в совершении
        тайных богослужений и помощи заключенному духовенству
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ СССР 
        14/08/1931 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, нелегальные собрания антисоветской организации под видом религиозных бесед" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор добавить к сроку заключения еще 5 лет заключения в лагере 
        Групповое дело "дело епископа Аркадия (Остальского) и др., Соловецкий лагерь, 1931г." 
        Дело Д.П-15353 Архива УФСБ по Архангельской обл. (Внутрилагерное дело Д.58/2280).
        По делу было осуждено 15 человек, в отношении остальных дело было прекращено.
        главным обвиняемым был епископ Аркадий (Остальский).
        Из обвинительного заключения:
           "Произведенным расследованием установлено: заключенный Остальский
            пользуется среди заключенных священников званием епископа, группирует
            вокруг себя последних в лице Савченко М.Д., Вознесенского А.В.,
            Ильина В.С., Травина К.П., Дмитриева Ф.Д. и других в их среде.
            Под видом религиозных бесед проводил антисоветскую агитацию.
            С этой целью проводил сборище заключенных в помещении вольных монахов.
            Так, 21 ноября 1930 года заключенный Остальский, собрав группу заключенных
            священников и рядовых верующих, после совершения с присутствующими
            религиозных обрядов — исповеди и причастия, произнес проповедь, в
            которой указал, что верующая масса и духовенство в данное время
            подвергаются гонениям так же, как и христианство подвергалось гонениям
            в первые века. Аналогичную по содержанию беседу Остальский провел в
            праздник Крещения в 1931 году.
            Заключенный Остальский с целью создания себе авторитета среди
            окружающих его заключенных, помимо исполнения обрядов с антисоветским
            оттенком, занимался награждением заключенного духовенства и призывами
            организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих
            деньгами, продуктами и одеждой.
            Так, Остальский торжественно в присутствии вышеуказанного духовенства
            и рядовых верующих наградил заключенного священника Савченко Михаила
            палицей, причем во время выдачи награды последнему произнес следующую речь:
                "Приходит конец света. Настала власть сатаны; духовенству нужно
                 объединяться, поддерживать друг друга материально, для чего надо
                 производить сбор денег, продуктов и одежды, привлекая к этому и
                 рядовых верующих".
        В "Заключительном постановлении" записано:
           "Поведение остальных участников группы Остальского — заключенных Травина,
            Коновалова-Ларского, Сахарова, Гундяева, Седова, Телухина, Оегостурова и
            Александрова выразилось: первых двух, то есть Травина и Коновалова-Ларского,
            совместно с епископом Остальским в совершении религиозных обрядов,
            а со стороны остальных — в посещении нелегальных собраний".
        14 августа 1931г. ОСО при Коллегии ОГПУ добавило Владыке Аркадию
        еще 5 лет концлагеря, 6 священникам, проходивших по делу —
        по 2 года, остальным — по 36 месяцев штрафного изолятора
      Места заключения
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения, следственный изолятор 
        Год начала 1931 
        День начала 7 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения, Секирная Гора 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 7 
        После приговора он был переведен на некоторое время на Секирную Гору — аналог
        внутренней тюрьмы с самым тяжелым режимом, самое тяжелое место на Соловках
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год окончания 1937 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 1 
        На Соловках владыка Аркадий помогал многим заключенным священнослужителям, среди
        которых оказались и священники братья Правдолюбовы.
        Владыка рассказывал позже, что в лагере ему предлагали остаться добровольно
        на службе в качестве кассира и обещали прекратить его преследование, если он
        откажется от священнослужения. Но он отказался.
        Был освобожден 26 января 1937г. Из лагеря вышел совершенно седым
      Служение
        Бежецкая епархия 
        епископ 
        Должность епископ Бежецкий 
        Год начала 1937 
        К месту назначения он выехать не смог.
        Приехал в Москву, но так как в Москве он проживать не имел права,
        то поехал в Касимов
      Места проживания
        Рязанская о., г.Касимов 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1937 
        В Касимове около 4-х месяцев жил в семье священника
        Николая Правдолюбова — у его матушки Пелагеи Ивановны.
        В начале 1937г. он последний раз посетил Житомир, чтобы помолиться на
        могиле матери, и встречался с бывшими членами Свято-Николаевского
        братства и с собратьями по служению — о.Илией Николаевым и о.Иоанном Серовым
        Рязанская о., с.Селищи 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1937 
        Несколько месяцев жил в селе Селищи у протоиерея Михаила Дмитрова.
        Племянники о.Михаила находились в ссылке на Соловках.
        В мае 1937г. епископ Аркадий ездил в Патриархию к митрополиту Сергию и хлопотал
        о награждении протоиерея Михаила митрой.
        Митрополит Сергий удовлетворил просьбу епископа, и Владыка сам привез в
        Селищи митру и возложил ее на о.Михаила
        Калуга, Выгонный пер., 5 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1937 
        Две недели жил в Калуге. Поддерживал дружеские отношения с калужским архиепископом
        Августином.
        Три раза за это время ездил в Москву на 3–4 дня, останавливался в Москве
        иногда у двоюродной сестры Н.К.Асетницкой.
        Заходил к Н.А.Гринвальд, а также бывал у В.А.Костомаровой.
        Все они были близкими знакомых по церкви, еще с 1926г.
        Побывав у настоятеля Пименовской церкви о.Николая Баженова, епископ Аркадий рассказал
        о своих злостраданиях. Отец Николай спросил его, чем он собирается заниматься.
        Владыка ответил:
             "Я много выстрадал за время пребывания в лагере, но я снова горю желанием
              работать над укреплением Православной Церкви и разъяснять верующим смысл
              событий, происходящих в жизни русского народа, укреплять веру в народе,
              хотя бы мне и снова пришлось пострадать за это. Я готов на все"
      Аресты
        Калуга 
        Год ареста 1937 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 9 
        Обвинение при аресте "контрреволюционная агитация" 
        На момент ареста проживал в Калуге.
        21 сентября в 9 ч. вечера НКВД арестовало архиепископа Августина, о чем тут же
        узнал Владыка Аркадий. В этот же день, около полуночи, преосвященный Аркадий
        отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но сотрудники Калужского
        РО УНКВД уже искали его. Состав был задержан, в вагон зашли сотрудники НКВД
        вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
        07/12/1937 
        Обвинение "контрреволюционная фашистская агитация" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        На допросе 17 октября 1937г. Владыка Аркадий сказал то, что говорил и раньше:
              "Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения.
               Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу
               положить наше нравственное усовершенствование. Последнее является
               средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь.
               Нравственное усовершенствование является единственным средством
               укрепления Церкви, и наивысшим средством мы не можем располагать...
               О борьбе с советской властью какими-либо физическими или иными
               средствами я давно перестал и думать...
               И сама Церковь в современном состоянии не способна к какой-либо подобной
               борьбе. Только нравственное усовершенствование служителей Церкви и
               верующих свяжет их между собой и сделает Церковь гибкой для
               сопротивления наступающего неверия..."
        Из протокола допроса 15 ноября 1937г.:
            " — Ваше отношение к Советской власти?
              — После 15 лет, проведенных в ссылке,... я остаюсь не согласным с
                Советской властью только по вопросу религии и закрытия церквей.
              — ...Вы после отбытия ссылки вернулись в Москву и возобновили
                нелегальную к/р деятельность...
              — Нет, к/р деятельностью я не занимался... Свою к/р деятельность я
                категорически отрицаю".
        7 декабря Владыка был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Калуга, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 22 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 22 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1937 
      День 29 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
    Канонизация
      Священномученик епископ Аркадий (Остальский) 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Тверская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 16.12 
          Новый стиль 29.12 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 25/07/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Житомирской о. 
        По году репрессий 1937 
      2
        Дата 26/09/1989 
        По году репрессий 1931 
    Публикации
      1 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. 
      С.84–87. 
      2 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. 
      С.349. 
      3 Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). 
      С.113. 
      4 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      С.963. 
      5 Волынские епархиальные ведомости. 1911. 22 сент. N 39. 
      С.744. 
      6 Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись. 
      7 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.10. 
      8 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. 
      С.443–468,608–612. 
      9 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      10 Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. 
      С.150,184. 
      11 Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. 
      С.285–325. 
      12 Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря. 
      13 Тимиряев Е.Р., Александров И.В. "Пусть наши скорби велики..."// Православная Житомирщина. 2001. Квiтень-Травень. 
      С.7. 
      14 Тимиряев Е.Р., Александров И.В. "Пусть наши скорби велики..."// Православная Житомирщина. 2001. Червень-Липень. 
      С.7. 
      15 Тимиряев Е.Р., Александров И.В. "Пусть наши скорби велики..."// Православная Житомирщина. 2001. Серпень-Вересень. 
      С.7. 
      16 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.10. 
      17 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. 
      С.10. 
      18 http://www.fond.ru/ (сайт Регионального общественного фонда мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). 
      С сайта взята только икона
      19 За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. 
      С.28–29. 
      20 http://drevo-info/ru/articles/4514.html (Древо. Открытая Православная энциклопедия. Аркадий (Остальский)). 
       
    Документы
      1 ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.73. 
      2 Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл. 
      3 Обзорная справка по архивно-уголовному делу N 25517-П на епископа Аркадия (Остальского) 
      4 Архив УФСБ Житомирской обл. Д.25517-П. 
      5 ГА Житомирской обл. Ф.1. Оп.77. Д.361. 
      Л.292 об.293. 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ