Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page NIKA_ROOT INDEX √одјреста 1934 ƒела o22.37 => o22.37 ‘отографии
2 ‘отоальбом ‘отоальбом o22-37a.jpg
ƒела o22.37
    —кадовский »ван √еоргиевич 
    √од рождени€ 1875 
    ƒень рождени€ 30 
    ћес€ц рождени€ 5 
    ћесто рождени€ ’ерсон 
    протоиерей 
    ѕо данным [ƒ2], отчество — √ригорьевич.
    ќтец будущего протоиере€ »оанна √еоргий Ћьвович —кадовский был потомственным двор€нином,
    предводителем двор€нства в городе ’ерсоне и крупным землевладельцем.
    —емь€ была в родственных отношени€х с основателем города —кадовска “аврической губ.
    ѕо свидетельству родственников √еоргий Ћьвович —кадовский был убит на пороге своего дома
    в 1919г.
    –одство ‘отографии[1] [2] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[по 1918г.] [1918-1934гг.] [1934-1937гг.] [1937г.]
      ќбразование
        ’ерсонское реальное училище
        √од поступлени€ 1888 
        √од окончани€ 1890 
        ’ерсонское сельскохоз€йственное училище
        √од окончани€ 1896 
        ѕосле окончани€ сельскохоз€йственного училища около двух лет жил в имении у отца
        ялтинские высшие курсы по химии и виноделию
        √од поступлени€ 1899 
        √од окончани€ 1902 
        ѕосле окончани€ курсов вернулс€ домой и помогал отцу в ведении хоз€йства в имении
      ћеста проживани€
        ’ерсонска€ губ., ’ерсонский у., родовое имение 
        √од начала 1902 
        √од окончани€ 1918 
        ¬ 1905г. служил чиновником по особым поручени€м у генерал-губернатора.
        — 1906г. занимал должность земского начальника в ’ерсонском уезде.
        ¬ 1909г. ушел в отставку. «ан€лс€ сельским хоз€йством, которое, как он говорил
        позже, увлекло его своей патриархальностью. ќт отца ему досталось больша€
        усадьба с 750 дес€тинами земли, садом в 20 дес€тин, и проч. имуществом.
        »ван √еоргиевич —кадовский был женат на ≈катерине ¬ладимировне —кадовской.
        ѕриблизительно в это врем€ »ван √еоргиевич познакомилс€ с выдающимс€
        архиереем –усской ÷еркви епископом ’ерсонским ѕрокопием (“итовым) и
        склонилс€ мыслью к прин€тию св€щенного сана.
        ¬о врем€ первой мировой войны »ван √еоргиевич был мобилизован р€довым
        в действующую армию и направлен в 457-ю пешую “аврическую дружину. ƒружина
        сто€ла в городе ’ерсоне в ожидании отправки на фронт. Ќо вскоре произошла
        ‘евральска€ революци€. и »ван √еоргиевич был по возрасту освобожден от службы
        и вернулс€ в свое имение.
        ¬скоре —оветска€ власть конфисковала его имение, оставив —кадовскому и его
        семье дом и некоторое количество сельскохоз€йственного инвентар€, чтобы можно
        было заниматьс€ хоз€йством, но без наемного труда. ¬ 1918г. »ван √еоргиевич,
        решив прин€ть сан св€щенника, раздал все свое сельскохоз€йственное имущество
        кресть€нам
      –укоположение
        св€щенник 
         то рукоположил митрополит ќдесский ѕлатон (–ождественский) 
        Ѕыл рукоположен во иере€ в 1918г. или чуть позже.
        ћитрополит ѕлатон назначил о.»оанна в Ѕлаговещенский женский монастырь, который
        находилс€ недалеко от ’ерсона, но от этого назначени€ о.»оанн отказалс€ и
        был направлен в архиерейскую церковь города ’ерсона
      —лужение
        ’ерсон, архиерейска€ церковь 
        св€щенник 
        √од окончани€ 1922 
        ’ерсон, кафедральный собор 
        св€щенник 
        ƒолжность  третий св€щенник 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1925 
        ¬ 1923г. в ’ерсоне стали активно действовать обновленцы ("живоцерковники").
        «а противодействие обновленцам епископ ѕрокопий был арестован и выслан с ”краины.
        ¬ 1925г. собор зан€ли обновленцы, и о.»оанн, как сторонник истинной ѕатриаршей
        ѕравославной ÷еркви, ушел из собора
        ’ерсон, кладбищенска€ церковь 
        протоиерей 
        √од начала 1925 
        √од окончани€ 1926 
        ¬ 1926г. о.»оанн ушел из кладбищенской церкви, потому что туда был прин€т певчий
        из обновленческого хора без соблюдени€ установленного на это чина приема. — этого
        момента о.»оанн оставалс€ без места.
        ѕо данным [4]:
        26.10.1927г. в ’ерсон приехал временно управл€ющий епархией архиепископ
        јнатолий (√рисюк), назначенный митрополитом —ергием (—трагородским).
        Ѕлагочинный протоиерей »оанн —кадовский, протодиакон ћихаил «ахаров, св€щенник
        ƒимитрий ћирошкун и иеромонах јфанасий его не признали. ¬ беседе с ¬ладыкой они
        отвергли его права на управление ’ерсонской и Ќиколаевской епархией как неканонические.
        јрхиепископ јнатолий несколько мес€цев ждал обещанных письменных объ€снений,
        но не дождалс€ и запретил протоиере€ »оанна —кадовского, протодиакона ћихаила
        «ахарова, о.ƒимитри€ ћирошкуна и иеромонаха јфанаси€ в св€щеннослужении
        в пределах епархии. ќтец »оанн —кадовский и о.ћихаил «ахаров были изгнаны
        из кафедрального собора
      ћеста проживани€
        ’ерсон, ѕролетарска€, 55 
        √од окончани€ 1929 
        ќ.»оанн —кадовский и о.ћихаил «ахаров стали служить на квартирах.
        ќни пытались добитьс€ у властей выделени€ им церкви как "особому независимому течению", но получили отказ.
        ќбщина о.»оанна —кадовского насчитывала около 100 человек. ќн выезжал служить
        в окрестные села.
        ¬округ о.»оанна, как наиболее стойкого сторонника ѕатриаршей ÷еркви, собралось
        около 50 или 60 православных человек, не желавших идти на компромиссы с обновленцами.
        ќ.»оанн с участием протодиакона ћихаила «ахарова, у которого он поселилс€ с матушкой
        ≈катериной ¬ладимировной, регул€рно совершал богослужени€ у себ€ дома, говорил
        проповеди, ободр€л малодушных, решительных готовил к подвигу исповедничества.
        ƒуховному подвигу о.»оанна последовали лучшие св€щеннослужители и мир€не во всей
        округе.
        ќбщина о.»оанна стала духовным €дром единомышленников и сподвижников арестованного
        в 1925г. ¬ладыки ѕрокопи€ (“итова), св€завшим с ним херсонскую паству. »м€
        ¬ладыки непопустительно поминалось во врем€ богослужени€ вплоть до мученической
        кончины последнего. ¬ерующие регул€рно собирали дл€ своего архиепископа посылки
        и передачи. ќ.»оанн и его жена ≈катерина ¬ладимировна, протодиакон ћихаил «ахаров и
        другие духовные чада архиепископа доставл€ли ему передачи и многочисленные письма,
        благодар€ которым ¬ладыка ѕрокопий, невзира€ на заключени€, этапы и
        непрекращающиес€ ссылки не только формально, но и фактически оставалс€ главой
        ’ерсонской епархии.
        ¬ 1926г. о.»оанн ездил в ћоскву увидетьс€ с архиепископом ѕрокопием
        перед отправкой его на —оловки.
        ¬ 1928г. о.»оанн снова поехал на —оловки (в  емь) с целью повидать ¬ладыку
        ѕрокопи€, но свидани€ не дали
        ќ.»оанн —кадовский осталс€ верным ¬ладыку ѕрокопию и отказывалс€ признать
        архиепископа ƒимитри€ (Ћюбимова)
      јресты
        ’ерсон 
        √од ареста 1931 
        ƒень ареста 15 
        ћес€ц ареста 1 
        ƒе€тельность общины о.»оанна не осталась не замеченной ’ерсонским ќ√ѕ”.
        ’ерсонское управление ќ√ѕ” с окт€бр€ 1929г. осуществл€ло слежку за
        о.»оанном —кадовским и другими местными антисергианами, но аресты прошли
        только 15 €нвар€ 1931г. — в ’ерсоне, селах јрнаутки и ћалые  опаны.
        15 €нвар€ 1931г. о.»оанн —кадовский и р€д его ближайших сподвижников были арестованы
        по делу о "раскрытой на ”краине к/р организации церковников, именовавшей себ€
        "»стинно-ѕравославной ÷ерковью"
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при  оллегии ќ√ѕ” 
        02 /01 /1932 
        ќбвинение "руководитель ’ерсонской к/р группы ќдесского филиала к/р монархической организации "»ѕ÷", проводившей а/с агитацию против меропри€тий —оветской власти" 
        —тать€ ст.58–10,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор  5 лет концлагерей 
        √рупповое дело "ƒело епископов ѕавла ( ратирова), »оасафа (ѕопова), св€щенника √ригори€ —елецкого и др. ’арьков, 1931г." -> 
        ƒело N ƒ.65744 ÷√ј ќќ ”краины. ‘.263. ќп.4.
        √лавными обвин€емыми по делу проходили епископы ѕавел ( ратиров), »оасаф (ѕопов),
        св€щенник √ригорий —елецкий (будущий игумен »оанн) и другие св€щеннослужители и монашество.
        ¬сего по делу проходило 136 человек.
        »з обвинени€:
           "ѕринадлежал к к/р организации "»стинно-ѕравославна€ ÷ерковь".
            ќрганизатор и руководитель ’ерсонской к/р группы — нелегальной религиозной
            общины из более ста человек антисоветски настроенных элементов.
            ’ерсонска€ к/р группа через —кадовского была св€зана с Ќиколаевской группой.
            —овершал нелегальные богослужени€ на квартире. ќрганизовывал конспиративные
            собрани€ членов группы. ¬ел антисоветскую агитацию.
            ѕоддерживал отношени€ с архиепископом ѕрокопием (“итовым) и организовывал
            помощь сосланному духовенству. –аспростран€л к/р литературу".
        Ќа допросе о.»оанн сказал:
           "я придерживаюсь монархических убеждений, но не
            протестую против других форм правлени€ и принимаю их, как волю Ѕожию.
            —оветскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою,
            котора€ послана люд€м за грехи. ...
            ¬ 1926г. € ездил в ћоскву с целью получить свидание с архиепископом
            ѕрокопием. ¬ 1928г. € ездил в  емь дл€ свидани€ с архиепископом ѕрокопием,
            но неудачно, так как свидани€ не получил.
            ћо€ жена ≈катерина —кадовска€ ездила к архиепископу ѕрокопию в ќбдорск
            в 1928 и в 1930г., чтобы передать ему облачение и посылки.
            Ќа обратном пути, где-то около “обольска, она была арестована,
            и € с ней с тех пор больше не виделс€".
        ќ.»оанн не отрицал своего личного вли€ни€ на своих духовных чад, но назвать их
        отказалс€.
        ѕризнал себ€ виновным "частично". ¬иновным в а/с агитации он себ€ не признал.
        22 ма€ 1931г.  оллеги€ ќ√ѕ” утвердила обвинительное заключение по делу.
        2 €нвар€ 1932г. о.»оанн —кадовский был приговорен к 5 годам концлагерей и отправлен
        в лагерь.
        ѕо данным [6] приговор — 8 лет концлагерей
      ћеста заключени€
        ’ерсон, тюрьма 
        √од начала 1931 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 1 
        √од окончани€ 1931 
         роме о.»оанна, в той же тюрьме содержались протодиакон ћихаил «ахаров и другие
        заключенные, проходившие по тому же делу.
        — лета 1930г. там же находилась под стражей и матушка ≈катерина
        ¬ладимировна
        ѕермска€ о., ¬ишерский концлагерь 
        √од начала 1931 
        √од окончани€ 1933 
        ƒень окончани€ 16 
        ћес€ц окончани€ 2 
        16 феврал€ 1933г. о.»оанн —кадовский и протодиакон ћихаил «ахаров были досрочно
        освобождены из лагер€ с прикреплением к определенному месту жительства и
        ограничением проживани€ в 12 населенных пунктах на 3 года ("-12").
        ќ.»оанн —кадовский и протодиакон ћихаил «ахаров были определены на жительство
        в г. амышин
      ћеста проживани€
        —аратовска€ о., г. амышин 
        √од начала 1933 
        ƒень начала 16 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1934 
        ƒень окончани€ 1 
        ћес€ц окончани€ 10 
        ¬  амышине о.»оанн с матушкой и протодиакон ћихаил «ахаров поселились у ƒарьи
        јлексеевны ‘унтиковой. ” нее также жил высланный с ”краины епископ »оасаф (ѕопов).
        ¬ сент€бре 1934г. к ним прибыл по окончании  азахстанской ссылки архиепископ
        ѕрокопий (“итов).
        ¬  амышине ¬ладыка ѕрокопий, епископ »оасаф и о.»оанн также организовали
        домашнюю церковь. ¬округ них собрались истинные сторонники ѕравослави€.
        ќбразовалась группа последователей "»стинно-ѕравославной ÷еркви", котора€
        оказала большое нравственное воздействие на жителей  амышина.
        —в€зь с ’ерсонской епархией не прерывалась. ѕисьма передавались через монаха
        јфанаси€ (—тореуса). ѕередавались и пожертвовани€, на которые жили ссыльные
        св€щеннослужители
      јресты
        —аратовска€ о., г. амышин 
        √од ареста 1934 
        ƒень ареста 1 
        ћес€ц ареста 10 
        ¬ св€зи с организацией домашней церкви, органы Ќ ¬ƒ стали искать поводы дл€
        очередного ареста св€щеннослужителей. ѕриехавший в  амышин св€щенник о.√еоргий
        „удновский, под давлением Ќ ¬ƒ, дал необходимое дл€ ареста лжесвидетельство, и
        1 окт€бр€ 1934г. о.»оанн —кадовский, архиепископ ѕрокопий (“итов),
        епископ »оасаф (ѕопов) и св€щенник ≈встафий ћаркович Ќориц, приехавший
        из ’арькова, были арестованы, как и сам о.√еоргий „удновский.
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при ”Ќ ¬ƒ ———– 
        17 /03 /1935 
        ќбвинение "контрреволюционна€ пропаганда, принадлежность к »ѕ÷ ("»стинно-ѕравославной ÷еркви"), нелегальные богослужени€ на дому" 
        ѕриговор  5 лет ссылки в  аракалпакию 
        √рупповое дело "дело архиепископа ѕрокопи€ (“итова), епископа »оасафа (ѕопова), св€щенника »оанна —кадовского и св€щенника ≈встафи€ Ќорица, г. амышин, 1935г." 
        ќ.»оанн на допросах вел себ€ с удивительным мужеством и бесстрашием.
        Ќа вопрос следовател€, чем он занималс€ в  амышине, он ответил, что "ничем
        определенным не занималс€, а существовал на то, что собирал милостыню".
         роме того, из ’ерсона ему присылали посылки. –аботать он не пошел потому,
        что "стар и болен, и кроме того поступив на какую-нибудь ответственную работу,
        тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического стро€,
        который враждебен ÷еркви".
        ќ.»оанн подробно отвечал на вопросы следовател€, о том, как он
        представл€ет себе социально-политический строй в виде теократического
        государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной –оссии.
        »з протокола допроса:
            "ƒореволюционный строй –оссии близок моим представлени€м об идеальном
             общественном строе, и € €вл€юсь его сторонником.
             ƒолжен однако оговоритьс€: во-первых, если € €вл€юсь сторонником
             –оссийской монархии, то это не значит, что € сторонник монархии вообще.
             я сторонник такой монархии, в которой монарх €вл€етс€ именно помазанником
             Ѕога...
             ¬о-вторых, €вл€€сь сторонником российского монархического стро€, € отнюдь
             не €вл€юсь сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе
             идеи, которые имели место на практике. ... »звращени€ эти €вл€лись
             результатом исторического падени€ нравственности в –оссии, приведшей
             в конце концов к по€влению в –оссии враждебных монархии политических
             течений и образованию антимонархических партий социал-демократов,
             социал-революционеров и так далее и к свержению монархии революцией".
        »з протокола допроса:
          "— —читаете ли ¬ы, что каждый последователь "»стинно-ѕравославной ÷еркви"
             должен €вл€тьс€ сторонником российской монархии?
           — ƒа, € считаю.
           — —читаете ли ¬ы, что дл€ последовательного сторонника »ѕ÷ недопустимо
             ло€льное отношение к советской власти?
           — ƒа, истинный последователь ѕравославной ÷еркви не может относитьс€
             ло€льно к советской власти, не может вступать в какие-либо компромиссы
             с ней, участвовать в советском строительстве.
           — »ѕ÷, и ¬ы, как ее представитель, ставите своей задачей увеличение
             числа последователей »ѕ÷?
           — ƒа, ѕравославна€ ÷ерковь и €, как ее последователь, ставим своей
             задачей распространение нашего учени€ и увеличение числа истинных сторонников
             ѕравославной ÷еркви... ƒолжен сказать однако, что непосредственную задачу
             увеличени€ числа монархистов и вообще политических задач € не преследую."
        ќбвинений в контрреволюционной пропаганде о.»оанн не признал
      ћеста заключени€
        ”збекска€ ——–,  аракалпакска€ ј——–, г.“урткуль, „имбайска€, 40 
        √од начала 1935 
        √од окончани€ 1937 
        ƒень окончани€ 24 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ¬ г.“урткуле архиепископ ѕрокопий, о.»оанн и матушка ≈катерина ¬ладимировна
        организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную дл€ местных жителей.
        “е, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в
        лице исповедников де€тельное участие и духовную поддержку.
        ∆или ссыльные по-прежнему на пожертвовани€ из ’ерсонской епархии.
        ќ.»оанну оказывала также помощь родна€ тет€ ќльга Ћьвовна —кадовска€-ѕикар,
        проживавша€ в јнглии в г.ћанчестере и регул€рно высылавша€ ему небольшие
        денежные переводы. ќрганы Ќ ¬ƒ воспользовались этим, как одним из поводов,
        чтобы арестовать св€щеннослужителей, хот€ во избежание непри€тностей о.»оанн не
        переписывалс€ с ќльгой Ћьвовной, ограничива€сь лишь уведомлени€ми о получении
        денег
      јресты
        ”збекска€ ——–,  аракалпакска€ ј——– (”збекистан,  аракалпаки€), г.“урткуль 
        √од ареста 1937 
        ƒень ареста 24 
        ћес€ц ареста 8 
        24 августа св€щенник »оанн —кадовский и архиепископ ѕрокопий (“итов) были арестованы
      ќсуждени€
        тройка при ”Ќ ¬ƒ ”збекской ——– 
        28 /10 /1937 
        ќбвинение "организаци€ нелегальной молельни на дому, систематическа€ контрреволюционна€ монархическа€ агитаци€" 
        —тать€ ст.66 ”  ”з——– 
        ѕриговор  высша€ мера наказани€ — расстрел с конфискацией имущества 
        √рупповое дело "дело архиепископа ѕрокопи€ (“итова) и св€щенника »оанна —кадовского, г.“урткуль, 1937г." 
        ќ.»оанн подтвердил, что, действительно, совершал в своей квартире богослужени€.
        ќн был обвинен в том, что проводил среди верующих контрреволюционную
        агитацию против обновленцев как признающих —оветскую власть — власть јнтихриста —
        и что призывал не признавать —оветскую власть.
        ќ.»оанн сказал, что он без исповеди не допускал до участи€ в богослужени€х тех
        верующих, которые раньше посещали молитвенные учреждени€ не истинно православного
        направлени€, в том числе и обновленческого толка.
        —вои разногласи€ с обновленцами о.»оанн мотивировал тем, что последние нарушили
        церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти, но
        по€снил, что об этом среди верующих не рассуждал.
        ¬иновным в контрреволюционной антисоветской агитации о.»оанн себ€ не признал
     ончина
      1937 
      ƒень 23 
      ћес€ц 11 
      расстрел 
      ћесто ”збекска€ ——–,  аракалпакска€ ј——–, г.“урткуль 
      ќ.»оанн —кадовский был расстрел€н вместе со св€тителем-подвижником
      ѕрокопием (“итовым).
      “есно св€занный с архиепископом ѕрокопием и любивший его при жизни, о.»оанн
      разделил с ним и мученическую кончину. ѕогребены они были в общей безвестной
      могиле
     анонизаци€
      —в€щенномученик св€щенник »оанн —кадовский 
      ƒата 20/08/2000 
       ем канонизирован јрхиерейский —обор –усской ѕравославной ÷еркви, 13–16 августа 2000г. 
       то представил ћосковска€ епархи€, —оловецкий монастырь 
      ƒни пам€ти
        1
          —обор новомучеников и исповедников –оссийских 
          ѕервое воскресение, начина€ с 25.01/07.02
        2
          —тарый стиль 10.11 
          Ќовый стиль 23.11 
          день мученической кончины (1937г.) 
    ѕубликации ->
      1.ƒе€ние ёбилейного ќсв€щенного јpхиеpейского —обоpа –усской ѕpавославной ÷еpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников –оссийских XX века. ћосква, 12–16 августа 2000г.
      2.∆итие св€щенномученика ѕрокопи€, архиепископа ’ерсонского/ —ост. прот.Ќ.ƒоненко. Ћюберцы: »здательство храма ѕреображени€ √осподн€, 2000.
      3.ƒамаскин (ќрловский), игумен. ћученики, исповедники и подвижники благочести€ –оссийской ѕравославной ÷еркви ’’ столети€: ∆изнеописани€ и материалы к ним. “верь, 2000.  н.5. —.357–364.
      4.Ўкаровский ћ.¬. »осифл€нство: течение в –усской ѕравославной ÷еркви. —ѕб.: Ќ»÷ "ћемориал", 1999. —.121–123.
      5.ќсипова ».». "—квозь огнь мучений и воды слез...": √онени€ на »стинно-ѕравославную ÷ерковь: ѕо материалам следственных и лагерных дел заключенных. ћ.: —еребр€ные нити, 1998. —.325.
    ƒокументы ->
      1.ћатериалы —инодальной комиссии по канонизации св€тых –усской ѕравославной ÷еркви.
      2.÷√ј ќбщественных организаций ”краины. ƒ.Ќ-7377.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ