Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o61.85 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o61-85a.jpg
Дела
o61.85
    Белякова Матрена Григорьевна 
    Фамилия Белякова 
    Год рождения 1864 
    День рождения 6 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево 
    Известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши
    или Матроны Анемнясевской.
    Есть слух, что Матреша была пострижена в иноческий сан саровскими старцами с
    именем Мардария, но сама она об этом ничего не говорила
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Места проживания
        Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево 
        Год начала 1864 
        День начала 6 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1935 
        Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как
        вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и
        казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было
        большое семейство — шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве,
        Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком.
        С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была
        жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой.
        После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее
        обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва
        справлялась слепая девочка с этим делом.
             
        Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению
        сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на
        землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда
        же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить.
        Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица
        Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так
        видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после
        каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для
        Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась
        возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла
        только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это
        была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем
        родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею
        сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении
        своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо
        несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом.
             Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле
        этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше
        усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания.
             "Я видела во сне три креста на себе, — говорила Матреша, — один от
        скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей
        вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..."
             Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося
        всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду.
             Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с
        чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин:
        "Матреша, — сказал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то
        угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от
        тебя..." Матреша исполнила его просьбу — и он выздоровел. С тех пор все больше
        и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени
        эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители
        не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных
        мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении
        более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен
        ежедневно.
             По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась
        десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь
        даровал Матреше увидеть другой мир — мир чрезвычайно богатый, полный
        внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки
        зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является
        особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и
        горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего
        детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого
        очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и
        окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно
        предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой
        на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась
        полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую
        немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого
        духовного совершенства, но и сделаться центром и источником
        религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней
        со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что
        нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и
        тяжелом пути человеческой жизни.
             Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней
        приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и
        женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково
        шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие.
             Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала
        наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она
        мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из
        своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно
        беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она
        сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто
        причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она
        приглашала к себе своего духовника — приходского священника, и день принятия
        Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она
        соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты. В церковные посты почти
        ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как
        надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не
        привязываться к земному. Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий,
        молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно
        нести свой крест, ниспосланный Богом, — вот основная мысль ее бесед и
        наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила
        тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на
        факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и
        научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их
        высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться
        им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому
        сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были
        чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств,
        среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления.
        Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное
        его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о
        существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на
        путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну
        болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном
        недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с
        собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела
        человека по пути исправления.
             И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной
        жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши,
        сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у
        Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого.
             Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое
        благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее
        советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и
        скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и
        человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом
        руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только
        посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по
        благословению Матреши" — ни одного дела не начинали без ее благословения, так
        что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
      Аресты
        Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево 
        Год ареста 1935 
        Летом 1935г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного
        выродка Матрены Беляковой". началось оно с доноса на священника Николая
        Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его
        братом, и приготовленной к печати (книга представляла жизнеописание Матроны, и
        рукопись ее сохранилась в следственном деле). Были арестованы 10 человек (хотя
        должны были быть арестованы 12). По списку должна была быть арестована и
        блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Москву и Рязань, а
        Матрону боялись трогать. Наконец было собрано колхозное собрание, на котором
        было постановлено "изъять" Матрону Белякову как "вредного элемента". Из 300
        жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на
        Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких
        кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей
        святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается
        ход коллективизации".
             В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания
        ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и
        близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не
        оклеветал, никто не оказался предателем.
             Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник —
        священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на
        Соловках).
             После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за блаженной
        Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх,
        подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и,
        преодолевая страх, поднял Матренушку с постели. Матрона закричала тоненьким
        голосом. Народ оцепенел. (За свои грехи председатель был наказан: его дети, по
        предсказанию Матроны, после ее ареста перестали расти, сам председатель
        несколько лет спустя очень тяжело умирал. Он кричал так громко от боли, что
        слышало полдеревни. В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!.."
        Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире
        с Церковью".) Жительница Белькова сказала про арест Матреши: "Не уберегли
        такую святыню, отлетела как птица..."
             Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В
        Москве она прожила почти год
      Осуждения
        ././1935 
        Групповое дело "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г." 
        Неизвестно, была осуждена или нет, но по ее делу было осуждено несколько человек
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма (?) 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Предположительно она была заключена в Бутырскую тюрьму, где были заключены все
        ее "подельники". Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом
        почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь
        акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в
        лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
        Москва, Дом хроников имени Радищева 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1936 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 7 
        По другим сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело
        блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить
        ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и
        увечных больных — хронически больных
    Кончина
      1936 
      День 29 
      Месяц 7 
      умерла в заключении 
      Место Москва, Дом хроников имени Радищева 
      Место захоронения Москва 
      Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной
      недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве,
      недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была
      похоронена на кладбище рядом с Домом хроников — Владыкинском. В настоящее
      время, в связи с реконструкцией кладбища, ее могила остается безвестной.
      Молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет
      назад, но и сейчас
    Канонизация
      1
        Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова) 
        Дата 22/04/1999 
        Кем канонизирован Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 
        Кто представил Рязанская епархия 
        Местночтимая Рязанской епархии
      2
        Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Рязанская епархия 
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 16.07 
            Новый стиль 29.07 
            день блаженной кончины (1936г.) 
          2
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02
                                           Тропарь, глас 8:
                 Яко зарница небесного огня возсия в рязанстей стране
                 блаженная старица святая Матрона,
                 еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога,
                 моляще Его даровати нам тоя предстательством
                 в болезнехъ, бедахъ и скорбехъ терпение,
                 и душамъ нашымъ велию милость.
                                         Кондак, глас тойже:
                 Въ немощехъ силу, въ слепоте очи нетленныя обрела еси,
                 пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духомъ насилася еси,
                 младенствующи теломъ, была еси мати скорбящимъ и обуреваемымъ,
                 Темже чтущихъ твою память не остави в молитвахъ,
                 и помози намъ избавитися отъ греховъ покаяниемъ,
                 и улучити съ тобою Царство Небесное
    Публикации ->
      1.Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/ Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. М.: Святитель Киприанъ, 1999. — 72 с.
      2.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ