Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o60.79 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o60-92.jpg
Дела
o60.92
    Пятаев Михаил Максимович 
    Фамилия Пятаев 
    Год рождения 1891 
    Место рождения Пензенская губ., с.Мачкасы (ныне Пензенская о., Шемышейский р.) 
    священник 
    Родился в крестьянской семье. Окончил сельскую школу, затем учился в Москве.
    Потом жил в г.Саратове, где преподавал русский язык и литературу. Там он женился
    на Евфросинии Фроловне Ивановой. Она была из рода купцов Ивановых, которые
    имели баржи и возили товары по Волге. Отец Евфросинии воспитывал своих детей
    в большой строгости, приучая дочерей прежде всего к домашней работе. Во время
    реформы П.А.Столыпина множество русских крестьян переселялось на мало заселенные
    пространства Сибири. Вместе с крестьянами в Сибирь переезжали священники,
    учителя, врачи. Всем, изъявившим желание переселиться правительство выделяло
    материальную помощь. Так Михаил Пятаев с женой оказались в г.Омске.
    Первое время пребывания в Омске Михаил продолжал преподавать, а затем принял
    решение посвятить свою жизнь служению Богу
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Рукоположение
        диакон 
        1918 
        Место Омск 
        Кто рукоположил архиепископ Сильвестр (Ольшевский) 
        священник 
        1923 
      Служение
        Акмолинская о., г.Омск, Крестовоздвиженский собор 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Акмолинская о., г.Омск, Крестовоздвиженский собор 
        диакон 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1922 
        В 1922г. он попросил архиерея перевести его в село, так как из-за большой семьи
        ему стало трудно жить в городе, и он был переведен в с.Малокрасноярка
        Акмолинская о., Омский у., с.Малокрасноярка, Богоявленский храм 
        диакон, священник (с 1923г.) 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 1 
        Место было глухое, отдаленное от больших городов и железных дорог, но население
        здесь было просвещенным и когда-то зажиточным; в самом селе жили несколько
        купеческих семей. О.Михаил с большой любовью относился к своему приходу. Вокруг
        храма он посадил сирень, обсадил сиренью аллею, ведущую к храму; прихожане
        стали называть ее "пятаевской". Бедняков о.Михаил бесплатно крестил, венчал,
        отпевал. Многие стали ездить к нему из других приходов — не столько из-за
        бесплатных треб, сколько потому, что потянулись к ревностному и образованному
        священнику, который всегда был готов прийти на помощь. Если кто из прихожан
        по-богаче жертвовал, он раздавал эти приношения беднякам. Многие из нищей братии
        находили у него поддержку и пропитание. Для этой цели он сам ловил рыбу и
        многое из того, что наловил, раздавал нищим.
      Аресты
        Акмолинская о., Омский у. (Новосибирская о.), с.Малокрасноярка (Малая Красноярка) 
        Год ареста 1930 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 1 
        К 1930г. стала подниматься новая волна гонений на Церковь.
        В начале 1930г. нужно было перерегистрировать приходскую
        общину, и для этого составлялись списки. О.Михаил обратился в Малокрасноярский
        административный отдел, где ему дали переписать инструкцию и объяснили, как
        правильно по закону составить списки церковного совета, заверили, что
        препятствий никаких не будет. 3 января к одному из бывших членов
        церковного совета Богоявленской церкви с.Малокрасноярка, Дорофею Гришманову,
        один из крестьян принес списки верующих для перерегистрации от о.Михаила и
        предложил обойти со списком деревню. Вместо этого Гришаев пошел в сельсовет
        и заявил о том, что в с.Большеречье ночью приезжал священник Михаил Пятаев
        и без ведома сельсовета послал граждан для производства какой-то регистрации.
        В ту же ночь о.Михаил выехал в Алексеевский сельсовет, откуда собирался ехать
        в с.Михайловку для оформления регистрации. Уже 5 января членами сельсовета в
        соответствии с этим сообщением был составлен акт: "Усматривая поповские ночные
        визиты подозрительными в связи с коллективизацией, а также без ведома сельсовета,
        постановили записать настоящий акт для передачи в административный отдел на
        предмет расследования и привлечения к ответственности". А вскоре, на
        Рождественской литургии, второй священник храма о.Иоанн Куминов, сказал проповедь,
        в которой призывал молодых людей и их родителей чаще посещать церковь и молиться
        Богу: "Посылайте своих детей в церковь, и пусть они там молятся Богу. Не слушайте,
        кто вам что говорит, вас и так задавили непосильными налогами и теперь агитируют
        и хотят ввести в заблуждение". Одна из прихожанок, выйдя из храма, стала всем
        говорить, будто о.Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что "вас
        советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей
        не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам
        говорят советские работники, они вам затуманивают головы".
        После Рождества уполномоченный
        принялся допрашивать крестьян о священниках. Большинство из них отказались лгать
        на священников. О.Михаил, конечно, видел, что власти собираются его арестовать.
        У него был друг детства, который работал в Московской милиции. Он уже давно
        предлагал помочь о.Михаилу переехать в Москву и снова устроиться работать
        учителем, так как "сейчас не подходящее для священнослужителей время". За два
        дня до ареста матушка Евфросиния напомнила о.Михаилу об этом предложении, но
        он сказал: "Я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу?
        Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей
        всех вырастишь и с Божией помощью воспитаешь, никого не потеряешь". "А детей-то
        сколько!" — всплеснула руками жена. "Ну что ж, сделаешь, воспитаешь... с Божией
        помощью".
        Вскоре обоих священников арестовали.
        Семья о.Михаила осталась в тяжелейшем положении: детей было семь, их в лютый
        мороз, полуодетых, погнали в ссылку. Матушка была беременна восьмым ребенком
      Осуждения
        Особая тройка при ПП ОГПУ СССР 
        21/02/1930 
        Обвинение "к/р деятельность с призывами к вооруженному восстанию" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело священников с.Малокрасноярка Акмолинской обл., 1930г." 
        Из материалов дела:
        "Священники Пятаев и Куминов на почве органической
        ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя
        свое положение священнослужителей... использовали религиозные предрассудки
        несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили
        контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян
        провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании
        "Писания Божия". В конце декабря месяца 1929 года на общем собрании граждан
        единогласно было принято — записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев
        на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводил якобы запись
        в общество верующих, между тем как следствием установлено — последний проводил
        агитацию против сплошной коллективизации села".
        В обвинительном заключении было сказано: "Все виновные изобличаются в том, что,
        будучи недовольными Советской властью по своему классовому убеждению и ее
        мероприятиями, проводимыми на селе, организовали группу по привлечению на
        свою сторону чуждого элемента из середняцкой части деревни и на протяжении
        1928–1930 годов проводили контрреволюционную деятельность путем агитации, под
        разными предлогами использовали крестьянские массы, еще не изжившие старых
        религиозных убеждений. Запугивая бедноту священной стихией... вызывали среди
        населения разные толкования по отношению к власти и проводимым ею мероприятиям
        в стране, переустройству отживших форм сельского хозяйства".
        Несмотря на мучительные пытки, пастыри
        отказывались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставляя их
        подписывать показания о том, что священники и члены церковного совета занимались
        организацией крестьян для борьбы с колхозами и Советской властью. О.Михаил
        на допросах показал: "За время моей с Куминовым службы мы нигде и ни в чем
        противозаконном не участвовали. Исполняли только свой религиозный долг. Я,
        Пятаев, обвиняюсь якобы в антисоветской агитации, но это вышло просто по
        ошибке... Во время богослужений я проповедовал исключительно по Божественному
        Писанию. Священник Куминов проповедует чаще, но также только по духовным
        книгам, а о власти и о проводимых ею мероприятиях никогда не говорит. Он просто
        призывал молящихся и молодежь по-христиански молиться Богу и находить время
        для этого, ходить по праздникам в церковь".
        О.Михаил виновным себя не признал
      Места заключения
        Акмолинская о., г.Каинск (ныне Новосибирская о., г.Куйбышев), тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 2 
        В тюрьме тогда беспощадно пытали. У живых людей клещами вырывали золотые зубы,
        срывали едва ли не с пальцами кольца с рук, беспощадно били, так что у многих
        подследственных были выбиты все зубы и поломаны ребра. Следователь ОГПУ на
        допросах жестоко избивал священников, а однажды издевательски приказал вылить на
        о.Михаила содержимое параши
    Кончина
      1930 
      День 28 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Акмолинская о., г.Каинск (ныне Новосибирская о., г.Куйбышев) 
      Место захоронения Акмолинская о., г.Каинск (ныне Новосибирская о., г.Куйбышев), общая могила недалеко от тюрьмы 
      Приговор приведен в исполнение в 23 часа 28.02.1930г.
      28 февраля о.Михаилу дали свидание со старшей дочерью Анной. Свидание было
      через решетку. О.Михаил попросил: "Анна, дай мне свою косу". Анна протянула
      через решетку косу, и вся она была потом мокрая. "Папа, что ты плачешь?" —
      "Мне очень тяжело, потому что вас так много и вы остаетесь одни". В ту же ночь
      Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотой чаши о.Михаила.
      Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная, поспешила она
      в тюрьму с передачей, но оказалось, что он уже расстрелян. Захоронили
      расстрелянных священников в общей могиле недалеко от тюрьмы. Впоследствии на
      этом месте был построен завод, и могилы уничтожены
    Канонизация
      Священномученик священник Михаил Пятаев 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Омская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 15.02 
          Новый стиль 28.02 
          день мученической кончины (1930г.) 
    Реабилитация
      Дата 00/00/1993 
      По году репрессий 1930 
    Публикации ->
      1.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2.Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.11]. Омск: Кн.изд-во, 2004. 224с. С.188–189.
    Заявители ->
      1. Пузырева Александра Дмитриевна
      Дочь о.Михаила Юлия Михайловна Гуселетова проживала в Ялте: Ливадия, ул.Батурина, 5, т.31–44–01
    Документы ->
      1.Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ