Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT Дела o60.120 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o60-160a.jpg Дела
o60.160 => o60.160 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Перервинское духовное училище
      Год окончания 1905 
      Московская Духовная Семинария
      Год поступления 1905 
      Год окончания 1911 
    Рукоположение
      диакон 
      1911 
      священник 
      1911 
    Служение
      Московская губ., Подольский у., с.Богородское-Ватутинки, Тихвинская церковь 
      священник 
      Год начала 1911 
      Год окончания 1918 
      Месяц окончания 11 
      В ноябре 1918г. о.Феодор был призван в тыловое ополчение Красной Армии,
      в Подольске, находился там несколько месяцев, выполняя хозяйственные работы.
      В это время, в 1919г., в Подольском уезде произошло восстание против Советской
      власти, которым руководил некто по фамилии Зеленый.
      В июне 1919г. о.Феодор вернулся на приход
      Московская губ., Подольский у., с.Богородское-Ватутинки, Тихвинск-Богородская церковь 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1919 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1930 
      Служил настоятелем храма вплоть до его закрытия в 1930г.
    Аресты
      Московская о., Подольский (Красно-Пахорский) р., с.Богородское-Ватутинки 
      Год ареста 1930 
      День ареста 16 
      Месяц ареста 8 
      Из показаний священника, знакомого о.Феодора:
          
      "Священник Грудаков в декабре 1929г. прислал мне письмо, где писал:
                 "...Утешать и успокаивать тебя не буду... Ведь мы вне закона...
                  Меня вызывали в ОГПУ, шпиговали там около двух часов; по-видимому,
                  им хотелось обвинить меня, но не удалось. Пусть воинствующее безбожие
                  объявило поход против Церкви, но декретом нам разрешено организовывать
                  общины... Отнимут храм — будем совершать богослужение по домам...
                  Не унывай, будем верить верить, что сверх сил Бог испытаний
                  не пошлет, а умирать когда-нибудь придется... ".
           Кроме того, священник Грудаков в период коллективизации являлся
           защитником и организатором всего духовенства. Поддерживая духовенство,
           он говорил:
                 "Спокойствие, ибо эту власть мы переживем и будем жить, как жили раньше".
           В разговорах о коллективизации он выражал мнение, что для народа от
           коллективизации нет никакой пользы, а для нас, духовенства, это есть гибель...
           Он прекрасно знает все законы, и духовенство обращается к нему за справками... ".

      Другой свидетель оговорил о.Феодора, что слышал от него антисоветские высказывания
      15 августа 1930г. органами ОГПУ был выписан ордер на обыск и арест о.Феодора
      "с целью обнаружения оружия и к/р переписки. В зависимости/независимо [подчеркнуто]
      от результатов обыска гр.Грудакова задержать".

      16 февраля о.Феодор был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
      При обыске нашли "тетради с записями, дневники советские, серебряные деньги
      на 20 руб. 50 коп."
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
      05/09/1930 
      Обвинение "к/р агитация, а/с деятельность, проповеди а/с характера, участник к/р восстания Зеленого, противник коллективизации и других мероприятий Советской власти" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет концлагерей 
      Из обвинений:
          "Вел антисоветскую агитацию...
           Высказывал недовольство Советской властью в разговорах с крестьянами...
           Произносил проповеди антисоветского и антиколхозного характера...
           Говорил в проповеди:
              "Надо молиться православным, ибо настало смутное время в нашей стране"...
           Контрреволюционная переписка... ".

      Из показаний о.Феодора на допросе 15 августа 1930г.:
          "Виновным в предъявленном обвинении себя не признаю. В практике моей службы
           как священника Богородской церкви, никогда не произносил никаких проповедей,
           касающихся положения в стране, а также на темы антисоветского характера.
           Будучи аполитичным, в личных беседах с крестьянами я никогда никаких
           недовольств по отношению к Советской власти не высказывал.
           В период коллективизации я никаких разговоров и бесед ни с кем не имел...
           Только был раскулачен; впоследствии все было возвращено.
           Из духовенства связи ни с кем не имею, ни к кому не хожу и никто у меня
           не бывает. Ни с кем никакой переписки не веду...".

      Из "показаний" свидетельницы обвинения 24 августа 1930г.:
          "После Февральской революции к нам приезжали большевики — Широков и Карпов.
           На собраниях обычно выступал поп Грудаков. Выступал с речами против
           большевиков. Даже после Октябрьской революции он, Грудаков, выступал против
           коммунистов. Помню его высказывания:
                  "Пришли к власти "в драных портках", но долго не продержатся".
           Затем призывал верующих изучать Закон Божий после запрещения его
           преподавания в школах...
           В 1919г. во время восстания банды Зеленого Грудаков тоже участвовал в банде.
           Я лично видела его раз за речкой: он, отстреливаясь, убегал в кусты,
           когда пришли его арестовать... ".

      Из показаний о.Феодора на допросе 24.08.1930г.:
          "На фабрику приезжал деятель большевиков — Широков, и я на собраниях иногда
           присутствовал. Я не выступал. Не отрицаю, что я в один из таких моментов
           кому-либо сказал, что большевики пришли к власти на штыках, но это было не
           выступление...
           Издание декрета о запрещении преподавания Закона Божиего меня обескуражило.
           Я психологически не мог с этим примириться. Это насилие над человеческой
           совестью...
           На собрании в школе предложил послать письмо Всероссийскому Поместному
           Собору от имени всех верующих с просьбой ходатайствовать о разрешении
           преподавания Закона Божиего в школе. Но чтобы верующие присылали детей
           ко мне на дом, — этого не говорил.
           В восстании Зеленого участия не принимал и с сочувствием к нему не относился

            — это была синица, пытающаяся поджечь море.
           Еще добавлю, что со всеми мероприятиями Советской власти я соглашался и
           соглашаюсь, за исключением вопроса о том, что "религия — враг народа".
           На основании этого убеждения я среди верующих пытаюсь путем бесед и проповедей
           привить мысль, что религия не есть враг народа, а способна его утешить и
           развивать чувства милосердия и братских отношений...".

      Из обвинительных материалов:
           "Грудаков не отрицает, что ведет среди населения агитацию с целью привить
            мысль, что религия не есть враг народа, с тем, чтобы разбить установку
            Советской власти, что таковая — дурман".

      Виновным в обвинениях в а/с агитации и к/р деятельности о.Феодор себя не признал
      и отказался дать на кого-либо показания, заявив, что ни с кем из духовенства
      связей не имеет.
      Следствие было закончено в начале сентября 1930г.
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1930 
      День начала 15 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1930 
      Находился в Бутырской тюрьме во время предварительного следствия
      Белбалтлаг 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1934 
      Месяц окончания 4 
      С осени 1930г. до весны 1934г. находился в заключении на строительстве
      Беломоро-Балтийского канала.
      Затем находился в заключении на строительстве Сербского порта.
      Был освобожден в апреле 1934г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ