Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Троицкий Петр Васильевич) Дела obr.15 => obr.15 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Места проживания
    Места проживания
    Калининская о., г.Кувшинов (около города) 
    Год начала 1944 
    Место жительства для своих духовных чад (за исключением Агриппины Николаевны и
    двух-трех из Санкт-Петербурга), как потом и место погребения, о.Павел захотел оставить
    неизвестным.
    О.Павел был великим аскетом, постником, всегда молился, жил очень строгой жизнью,
    ничего не имел. Даже литургию совершал он, используя в качестве чаши стеклянную
    рюмку. Все подарки, присылавшиеся ему, он обычно сразу кому-нибудь отсылал — передаривал.
    В начале Великого Поста всегда писал: "Я теперь ухожу в затвор". Весь Великий Пост
    он не отвечал на письма. О.Павел категорически запрещал говорить о себе: очевидно,
    он жил нелегально или, скорее всего, под другим именем. Все силы он отдавал молитве,
    службе и писанию писем.
    Агриппина Николаевна была прихожанкой храма свт.Николая в Кузнецах. В 1951г.
    настоятелем храма стал протоиерей Всеволод Шпиллер, вернувшийся из болгарской
    эмиграции в Россию. Агриппине Николаевне понравилось его благоговейное служение
    и она рассказывала о нем о.Павлу. Около 1970-х годов начинаются удивительно
    близкие, особенные отношения о.Павла с о.Всеволодом, их переписка и духовная связь.
    О.Всеволод считал о.Павла святым старцем, своим духовником, хотя ни разу его
    не видел. В это время и в последующие годы по благословению о.Павла устанавливается
    через Агриппину Николаевну его письменная связь с целым рядом молодых священников
    и их семьями. Письма (их сохранилось примерно 300–400), содержавшие указания
    о воле Божией, и духовные наставления о.Павла воспринимались как письма "с неба",
    становились святыней и руководством к жизни для его учеников. Они свидетельствуют
    о том, что о.Павел — удивительный подвижник, обладавший такими поразительными
    духовными дарами, которые всегда соединяются в нашем представлении с великой святостью.
    Он был совершенно прозорлив, знал, где что происходит, кто что думает и делает,
    предсказывал будущее, отвечал на письма, еще не полученные и даже еще ненаписанные.
    Переписка с ним осуществлялась через посыльных, и нередко бывало так, что передается
    посыльному письмо для о.Павла, а посыльный вручает его ответ, который написан
    раньше, чем то письмо, которое передается, — и тем не менее, в ответе отвечено
    на все, о чем спрашивается в письме. О.Павлу была свойственна удивительная свобода,
    он никогда не говорил того, чего не думал или не знал. Главным принципом его
    подвижнической жизни было следование воле Божией, и он в письмах часто писал:
    "Такова воля Божия". Те, кто с ним переписывался, хорошо знали, что если послушаться
    благословения о.Павла, то все будет так, как он говорит, все будет хорошо. И горе
    тому, кто спросил и не послушался. Агриппина Николаевна говорила, что о.Павел
    живет в доме, хозяйкой которого является некая Мария Николаевна. У нее была
    дочь Галина. Мужа Галины звали Анатолием. Галя и Толя часто ездили в Москву,
    привозили письма о.Павлу и отвозили его ответы, записывали в Николо-Кузнецком
    храме проповеди о.Всеволода на магнитофон или получали чьи-то записи и очень
    быстро доставляли их о.Павлу, который очень дорожил этими проповедями и часто
    их слушал.
    В период восстановления Московского Данилова монастыря, в 1985г. архимандрит
    Герман (Красильников), служивший в с.Шеметово под Сергиевым Посадом и знавший
    о.Павла еще до его ареста в 1939г. , предлагал наместнику Данилова монастыря
    архимандриту Евлогию (Смирнову) съездить с ним к о.Павлу в Кувшинов, но внезапно
    скончался, не оставив адреса старца.
    В своем письме в 1989г. о.Павел писал: "Очень прошу обо мне никому не говори.
    Я никого не боюсь, но хочу умереть тихо, без всяких почестей, как миллионы людей
    умирали в лагерях без всякой вины. У меня нет зла на всю эту страшную жизнь и на
    этих людей с 1917г. Теперь как будто стали понимать всю прожитую жизнь — все
    развалили, разгромили, расстреляли, уничтожили, а теперь пожинают всходы своего
    посева за 72 года..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ