Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Троицкий Петр Васильевич) Дела obr.15 => obr.15 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Места проживания
      Калининская о., г.Кувшинов (около города) 
      Год начала 1944 
      Место жительства для своих духовных чад (за исключением Агриппины Николаевны и
      двух-трех из Санкт-Петербурга), как потом и место погребения, о.Павел захотел оставить
      неизвестным.
      О.Павел был великим аскетом, постником, всегда молился, жил очень строгой жизнью,
      ничего не имел. Даже литургию совершал он, используя в качестве чаши стеклянную
      рюмку. Все подарки, присылавшиеся ему, он обычно сразу кому-нибудь отсылал — передаривал.
      В начале Великого Поста всегда писал: "Я теперь ухожу в затвор". Весь Великий Пост
      он не отвечал на письма. О.Павел категорически запрещал говорить о себе: очевидно,
      он жил нелегально или, скорее всего, под другим именем. Все силы он отдавал молитве,
      службе и писанию писем.
      Агриппина Николаевна была прихожанкой храма свт.Николая в Кузнецах. В 1951г.
      настоятелем храма стал протоиерей Всеволод Шпиллер, вернувшийся из болгарской
      эмиграции в Россию. Агриппине Николаевне понравилось его благоговейное служение
      и она рассказывала о нем о.Павлу. Около 1970-х годов начинаются удивительно
      близкие, особенные отношения о.Павла с о.Всеволодом, их переписка и духовная связь.
      О.Всеволод считал о.Павла святым старцем, своим духовником, хотя ни разу его
      не видел. В это время и в последующие годы по благословению о.Павла устанавливается
      через Агриппину Николаевну его письменная связь с целым рядом молодых священников
      и их семьями. Письма (их сохранилось примерно 300–400), содержавшие указания
      о воле Божией, и духовные наставления о.Павла воспринимались как письма "с неба",
      становились святыней и руководством к жизни для его учеников. Они свидетельствуют
      о том, что о.Павел — удивительный подвижник, обладавший такими поразительными
      духовными дарами, которые всегда соединяются в нашем представлении с великой святостью.
      Он был совершенно прозорлив, знал, где что происходит, кто что думает и делает,
      предсказывал будущее, отвечал на письма, еще не полученные и даже еще ненаписанные.
      Переписка с ним осуществлялась через посыльных, и нередко бывало так, что передается
      посыльному письмо для о.Павла, а посыльный вручает его ответ, который написан
      раньше, чем то письмо, которое передается, — и тем не менее, в ответе отвечено
      на все, о чем спрашивается в письме. О.Павлу была свойственна удивительная свобода,
      он никогда не говорил того, чего не думал или не знал. Главным принципом его
      подвижнической жизни было следование воле Божией, и он в письмах часто писал:
      "Такова воля Божия". Те, кто с ним переписывался, хорошо знали, что если послушаться
      благословения о.Павла, то все будет так, как он говорит, все будет хорошо. И горе
      тому, кто спросил и не послушался. Агриппина Николаевна говорила, что о.Павел
      живет в доме, хозяйкой которого является некая Мария Николаевна. У нее была
      дочь Галина. Мужа Галины звали Анатолием. Галя и Толя часто ездили в Москву,
      привозили письма о.Павлу и отвозили его ответы, записывали в Николо-Кузнецком
      храме проповеди о.Всеволода на магнитофон или получали чьи-то записи и очень
      быстро доставляли их о.Павлу, который очень дорожил этими проповедями и часто
      их слушал.
      В период восстановления Московского Данилова монастыря, в 1985г. архимандрит
      Герман (Красильников), служивший в с.Шеметово под Сергиевым Посадом и знавший
      о.Павла еще до его ареста в 1939г. , предлагал наместнику Данилова монастыря
      архимандриту Евлогию (Смирнову) съездить с ним к о.Павлу в Кувшинов, но внезапно
      скончался, не оставив адреса старца.
      В своем письме в 1989г. о.Павел писал: "Очень прошу обо мне никому не говори.
      Я никого не боюсь, но хочу умереть тихо, без всяких почестей, как миллионы людей
      умирали в лагерях без всякой вины. У меня нет зла на всю эту страшную жизнь и на
      этих людей с 1917г. Теперь как будто стали понимать всю прожитую жизнь — все
      развалили, разгромили, расстреляли, уничтожили, а теперь пожинают всходы своего
      посева за 72 года..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ