Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Иакинф (Питателев Илья Иванович)
    Иакинф (Питателев Илья Иванович) 
    Год рождения 1882 
    Место рождения Пермская губ., г.Верхотурье (Верхотурский у., пос.Усть-Актайский N 77 ?) 
    монах 
    Родился в крестьянской семье недалеко от Верхотурского монастыря.
    Семья Питателевых была уважаема в Верхотурье.
    Они были потомками первых строителей Верхотурья — переселенцев из Новгорода,
    появившихся на Урале в начале XVIII века. Переселились на Урал по "выклику"
    глашатаев царя Федора Иоанновича — бирючей, чтобы построить и заселить выбранное
    под город Верхотурье пространство в верховьях р.Туры.
    Из книги священника о.Петра Торопова — духовника семьи Питателевых [Д3]:
       "В нынешнем населении г.Верхотурья элемент потомков этих строителей преобладает,
        и все они принадлежат к вере Православной".
    Род Питателевых всегда отличался крепкой верой, благочестием, благотворительностью.
    Особенно увеличилась помощь Церкви, когда материальное благосостояние семьи выросло.
    Это было связано с открытием в 1819г. в Верхотурском крае золотоносных песков,
    благодаря которым к 1849г. Россия стала добывать половину мирового золота.
    Деревня Питателева, названная так по обычаю давать названия населенным пунктам по
    именам первых поселенцев, оказалась в центре возникших золотых приисков.
    Она стала оживленным пунктом, земледелие и охота стали приносить стабильно
    высокие доходы.
    Питателевы за все благодарили Бога и неустанно помогали в строительстве храмов.
    Вскоре они переселились в Верхотурье, поселились в Ямской слободе, рядом со
    Знаменской церковью, посвященной Новгородскому Знамению Божией Матери.
    Настоятелем Знаменской церкви был о.Петр Матвеевич Торопов, ставший духовников
    семьи Питателевых.
    У Ивана Питателева — отца будущего монаха — было четыре сына: Осип, Григорий,
    Максим, Илия. Илья был младшим. На души детей оказывало благотворное воздействие
    благочестие отца, набожность матери, неуклонное следование всем обычаям
    Православной Церкви, посещение богослужений в храме, пост и молитва.
    В собственности семьи Питателевых была заимка на берегу реки Каменка на Малом
    Актае недалеко от Мало-Актайской монастырской пустыни, в 22 верстах от города.
    Здесь Илия познакомился со знаменитым подвижником, старцем Илией (Чеботаревым),
    ранее схимонахом Валаамской обители, подвизавшимся в келье на небольшом расстоянии
    от скита Большой Актай. Богомольцы и духовные чада отца Илии могли попасть к
    старцу только через заимку Питателевых.
    Маленький Илья имел возможность непосредственно наблюдать подвижническую жизнь
    старца, слышать рассказы верующих о его прозорливости.
    Все это оказало сильное влияние на духовный настрой отрока.
    Старшие братья получили образование в церковно-приходской школе, женились, имели
    большие семьи, занимались предпринимательской деятельностью. В их семьях жили
    по заповедям Божиим, отдавали часть доходов на благоукрашение церквей,
    сделали большое пожертвование на строительство Верхотурского Крестовоздвиженского
    собора.
    Младший брат Илья избрал для себя "благую часть". В 1900г. скончался схимонах
    Илия (Чеботарев). Перед смертью он благословил юношу на поступление в монастырь
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1912-1918гг.] [1918г.]
      Служение
        Пермская губ., г.Верхотурье, Верхотурский Николаевский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1918 
        В Верхотурский монастырь поступил осенью 1912г.
        Из послужного списка братии монастыря [Зв1]:
           "К послушаниям способен"
        В Верхотурской обители он прожил всего 6 лет.
        После революции территория монастыря была занята красноармейцами, которые
        поселились в монастырских зданиях. Монахам предложили перебраться на монастырское
        подворье "Большой Актай".
        Большевистские власти постоянно угрожали уничтожить и пытались осквернить
        святыню — мощи св.праведного Симеона Верхотурского, находившиеся в монастыре.
        Но благодаря самоотверженной защите этой святыни со стороны настоятеля —
        архимандрита Ксенофонта (Медведева) рука святотатцев святых мощей не коснулась.
        Но братское имущество подверглось почти полному разграблению.
        17 августа 1918г. группа вооруженных подвыпивших красноармейцев ворвалась в
        Преображенский храм. Они прошли в алтарь и стали искать клад под Святым Престолом,
        сдвинули Престол с места, богослужебные предметы разбросали по алтарю, а наиболее
        ценные, с их точки зрения, предметы похитили. После такого нашествия совершать
        богослужения в этом храме стало невозможно.
        За три месяца правления большевиков были изъяты все продовольственные запасы
        монастыря. Насельники монастыря остались без теплой одежды и без куска хлеба.
        Но несмотря на тяжелые внешние условия, духовная жизнь в обители укрепилась.
        Как свидетельствовал сам архимандрит Ксенофонт, гонения и притеснения большевиков
        "подняли дух иночествующей братии и они с обновленною силою стремятся, добрым
        подвигом подвизаясь, достичь Царствия Божиего и правды Его".
        В эти скорбные дни или незадолго до них Илия Питателев принял иноческий постриг
      Рукоположение
        монах 
        1918 
        Место Пермская губ., г.Верхотурье, Верхотурский Николаевский мужской монастырь 
        Принял иноческий постриг летом (весной?) 1918г. во время оккупации монастыря
        большевиками
      Служение
        Пермская губ., г.Верхотурье, Верхотурский Николаевский мужской монастырь 
        монах 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В октябре 1918г. в город Верхотурье вошли войска адмирала Колчака.
        Монастырь встретил их колокольным звоном, как освободителей.
        В игуменском корпусе расположился штаб 16-го Ишимского полка. Красные войска ушли
        в леса по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита.
        Около него проходила дорога, соединяющая Богословский тракт с Кушвинским,
        ставшая линией фронта.
        Настоятель благословил монахов Каллиста (Опарина) и Иакинфа (Питателева)
        переселиться в Мало-Актайский скит и по возможности охранять его от разграбления.
        Иакинфа выбрали не случайно: эти места были знакомы ему с детства
        Пермская губ., Верхотурский у., скит "Малый Актай" Верхотурского Николаевского мужского монастыря 
        монах 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        Монах Иакинф стал жить и подвизаться на месте молитвенных подвигов почившего
        схимонаха, старца Илии (Чеботарева).
        Скит "Малый Актай" был основан в 1911г. последователями старца Илии
        Евдокимом Плонкиным и иеромонахом Дамианом (Лисицыным) и был приписан к
        Верхотурскому Николаевскому монастырю. На месте молитвенного дома бывших
        пустынножителей возвели деревянный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери.
        В скиту, кроме храма, было три жилых деревянных дома, хозяйственные постройки.
        Старшим в Мало-Актайской пустыни в 1918г. был иеромонах Игнатий (Кевролетин).
        Чтобы не допустить разграбления и святотатства со стороны большевиков, насельники
        Мало-Актайской пустыни иеромонах Игнатий и монах Аарон повезли некоторые
        богослужебные предметы, запасные Святые Дары, Святой антиминс в монастырь
      Аресты
        Пермская губ., Верхотурский у., скит "Малый Актай" Верхотурского Николаевского мужского монастыря 
        Год ареста 1918 
        Обвинение при аресте "разведывательная деятельность" 
        После отъезда монаха Аарона и иеромонаха Игнатия в скиту находились монахи
        Каллист и Иакинф. В это время в обитель нагрянул отряд красноармейцев.
        Они произвели обыск, разыскивая будто бы спрятанные ценности; взломали пол
        на амвоне, искали клад и в алтаре, разбросав при этом оставшиеся Богослужебные
        предметы по полу. Разозленные неудачными поисками, бандиты обвинили монахов
        Иакинфа и Каллиста в "разведывательной деятельности" и арестовали
    Кончина
      1918 
      День 30 
      Месяц 10 
      расстрел 
      Место Пермская губ., Верхотурский у., ст.Карелино 
      Место захоронения Пермская губ., г.Верхотурье, Верхотурский Николаевский монастырь, около кладбищенского храма св.Неофита 
      Арестованных повели лесными путями до линии фронта, потом по железной дороге
      довезли до станции Карелино.
      По словам очевидцев, ехавших в одном вагоне с монахами, безбожники предлагали
      монахам Иакинфу и Каллисту отречься от Христа и этим сохранить себе жизнь.
      Отречься от Спасителя монахов хотели заставить публично. Монахи категорически
      отвергли это предложение и тут же были убиты выстрелами из револьвера
      Это произошло 17/30 октября 1918г.
      Тела убитых бросили в болото недалеко от места расстрела.
      После освобождения Верхотурья от красных была найдена могила убиенных монахов.
      Тела мучеников с трудом удалось достать из замерзшего болота.
      10 ноября их перевезли в монастырь.
      12 ноября монахи Каллист и Иакинф по чиноположению Православной Церкви были
      погребены на монастырском кладбище при церкви св.Неофита, единственной не разграбленной
      большевиками церкви монастыря. С северной стороны этого храма находилась могила
      почитаемого монахом Иакинфом старца Илии (Чеботарева).
      На погребении мучеников присутствовали многие жители города, которые были потрясены
      жестокостью убийства.
      В 1930-е годы храм св.Неофита уничтожили, кладбище сравняли с землей, а на его
      месте возвели административные здания ЛТП и электростанцию.
      В 1990г. монастырь был возвращен Православной Церкви. Настоятель игумен Тихон (Затекин)
      начал поиски мощей старца Илии (Чеботарева). На месте кладбищенского храма
      пролегала автомобильная трасса, вскрыв которую, на глубине 5 метров обнаружили
      два захоронения. Из склепов, доверху наполненных водой, извлекли останки двух
      праведников — старца Илии (Чеботарева) и игумена Арефы, похороненного рядом с о.Илией
      Тела новомучеников Иакинфа, Каллиста и иеромонаха Аполлинария пока [2006г.]
      не найдены
    Канонизация
      Преподобномученик монах Иакинф (Питателев) 
      Дата 17/07/2002 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. 
      Кто представил Екатеринбургская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 17.10 
          Новый стиль 30.10 
          день мученической кончины (1918г.) 
    Публикации
      1 Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. 
      С.176. 
      2 Нечаева М.Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. Машинопись. 
      С.2. 
    Заявители
      Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской епархии. 
    Документы
      1 Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918 году (составлен по архивным материалам) 
      2 Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ