Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ОписаниеДокумента Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д.N0594.
Дела od1.171
    Феофан (Адаменко Василий Иванович) 
    Фамилия Адаменко 
    Год рождения 1884 
    Место рождения Кубанская о., Армавирский округ, ст-ца Попутная 
    иеромонах 
    Родился в семье бедного кубанского казака. Закончил одноклассное училище.
    С малых лет был очень религиозен. В юности был период бурных исканий смысла жизни
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1909г.] [по 1916г.] [1916-1919гг.] [с 1920г.] [до 1924г.] [1924-1934гг.] [по октябрь 1937г.] [октябрь-ноябрь 1937г.]
      Служение
        Одесская епархия 
        Должность книгоноша 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1910 
        Путь его определился, когда Василию не было и 20 лет. Однажды он зашел в станичный
        храм, где настоятелем служил о.Николай Полянский. Обратив внимание на юношу, он
        пригласил его для беседы и посоветовал идти на миссионерские курсы в Одессе.
        В 1909г. Василий выехал в Одессу, имея склонность пойти по духовному пути,
        был принят в Одесскую епархию книгоношей
        Одесская епархия 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1910 
      Образование
        курсы противосектантских миссионеров
        Во время учения Василий жил на подворье Афонского Андреевского монастыря.
        После курсов был сначала внештатным миссионером
      Служение
        Кубанская о., г.Армавир 
        Должность миссионер 
        Во время миссионерской работы на Кавказе у Василия Ивановича возникла идея
        перевода богослужения на русский язык.
        В 1908г. он писал с просьбой о благословении о.Иоанну Кронштадтскому, ответа не
        получил, но почувствовал молитвенный ответ. Впоследствии (в 1918–1919гг.) просил
        благословения и у Патриарха Тихона, но тот сказал: "Разрешить не могу, делай на
        свой страх и риск"
        Одесса 
        Должность миссионер 
        Год окончания 1916 
      Рукоположение
        диакон 
        1916 
        День 13 
        Месяц 3 
        иерей 
        1917 
        День 13 
        Месяц 3 
      Служение
        Одесса 
        священник 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 9 
        В конце июля 1917г. о.Василий возбудил ходатайство перед Кубанским епископом о
        переводе его из Одессы на родину — на Кубань. В сентябре 1917г. о.Василий
        был назначен священником-проповедником в г.Екатеринодаре, в обязанности которого
        входили разъезды по станицам для беседы с инакомыслящими. Как миссионер, он
        хотел примирить два враждующих лагеря: казаков и иногородних
        Екатеринодар (Краснодар) 
        священник 
        Должность миссионер 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 9 
        Последнее время у о.Василия был миссионерский вагон с походной церковью. Во
        время своего миссионерского служения пользовался огромным успехом, проповедовал
        иногда под открытым небом, перед огромной толпой
        Екатеринодар, Ильинская церковь 
        священник 
        Должность миссионер 
        Год окончания 1919 
        В 1918г. за свою миссионерскую деятельность был преследуем властью белых, ибо
        весьма резко протестовал против проводимых ими гонений, всегда сочувствовал
        беднейшему классу, и вся его работа была направлена на защиту исключительно
        этого сословия. Во время миссионерской работы у о/Василия возникла идея перевода
        богослужебных книг на русский язык
      Аресты
        Екатеринодар 
        Год ареста 1919 
      Места заключения
        Нижний Новгород, исправительный дом 
        Год начала 1919 
        После исправительного дома работал в Сормове, оформлял и выдавал пропуска на
        железнодорожные билеты. В Сормове стихийно возникли первые диспуты. Вскоре
        о.Василию было предложено выступать на официальных диспутах. Его выступления
        пользовались громкой славой. Участвовал в диспутах в Москве. Однажды был
        диспут: докладчик — Луначарский, оппонент — Введенский. Выступление о.Василия
        вызвало восторг зала. Луначарский, проходя мимо него, обнял и сказал: "Ты
        победил меня"
      Служение
        Екатеринодар 
        священник 
        Должность миссионер 
        Год окончания 1920 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 12 
        После отступления Белой армии о.Василий остался в Екатеринодаре, продолжая
        свою миссионерскую деятельность
      Аресты
        Екатеринодар 
        Год ареста 1920 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 12 
        Арестован и решением КубчерЧК направлен в Ростов-на-Дону.
        После ареста о.Василия граждане г.Екатеринодара неоднократно направляли прошение
        предревкому Кубчерревкома с просьбой об освобождении священника под их поручительство
      Осуждения
        ПП ВЧК на Кавказе 
        22/04/1921 
        Приговор 3 года высылки 
      Места заключения
        Центральные губернии России, г.Цярка (Цярку?) 
        Год начала 1921 
      Служение
        Нижний Новгород, Ильинский храм 
        священник 
        Год окончания 1924 
        В 1920-е годы о.Василий примыкает к обновленцам.
        В Ильинском храме о.Василием была создана община и сделаны следующие нововведения:
        богослужение на русском языке, общая исповедь (для часто исповедующихся),
        частое причащение, соборование каждый пост. Служба была ежедневной, утром и
        вечером, часты были ночные службы. Вся литургия служилась при открытых дверях,
        все священнические молитвы о.Василий произносил вслух. Хора не было, общее пение.
        Переводились богослужебные книги; Библия не переводилась.
        Были переведены на русский язык Служебник, сборник суточных церковных служб,
        Требник. Переводы осуществлялись самим о.Василием, лицами, не принадлежащими
        общине и членами общины. Переписка, перепечатка, редакционная и издательская
        работы осуществлялись членами общины. Печатали в тюремной типографии. Члены
        общины вели корректорскую работу и иногда участвовали в наборе текста.
        Это было единственным в обновленческом стане, действительно заслуживающим
        внимания переводческим опытом. Особенностью переводов о.Василия является то,
        что он знает и активно использует опыт предшественников. Он успел издать
        переводы трех литургий, всенощного бдения, Требника, ряда молитвословий из
        Триоди и Минеи. В рукописях остались переводы большого числа служб (почти
        целиком была переведена Служебная Минея с апреля по июнь), акафистов,
        последований архиерейского богослужения. Местонахождение этих переводов
        неизвестно.
        Деятельность о.Василия вызывала неодобрение обновленцев, обновленческие
        "епископы" ставили перед собой задачу закрыть храм и удалить о.Василия
      Рукоположение
        монах 
        Феофан 
        1924 
        В 1924г., после того, как жена о.Василия, не выдержав аскетического уклада
        жизни о.Василия, забрав детей, а их было шестеро (дети тоже порвали
        с отцом), о.Василий принимает монашество с именем Феофан
      Служение
        Нижний Новгород, Ильинский храм 
        иеромонах 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1931 
        В октябре 1925г. принимает активное участие в дискуссии о языке
        в работе обновленческого "Собора III", выступает с речью в защиту реформ
        церковной жизни и, в частности, о введении в практику богослужения русского языка,
        как самую полезную меру для возвращения в лоно церкви православной отступников,
        сектантов и неверующих.
        3 февраля 1927г. произнес речь "Сектантство и борьба с ним" на Всесоюзном
        Миссионерском Съезде в Москве. Эта речь была опубликована в Вестнике Священного
        Синода Православной Российской Церкви, N 7–8, 1927г.
        Желая вести службу на русском языке, примкнул к обновленчеству,
        но потом увидел, что почти все обновленческое духовенство ищет мирского,
        а не духовного и даже вовсе не религиозного и в 1931г. принес покаяние
        в обновленчестве митрополиту Сергию (Страгородскому), который с 1924г. занимал
        Нижегородскую кафедру и поддерживал о.Василия, а также благословил совершаемое
        им богослужение на русском языке и некоторые особенности богослужения, как-то:
        отверстие царских врат, чтение Св. Писания лицом к народу (как в греческой
        церкви) и, "в виде исключения, чтение тайных молитв во всеуслышание"
      Аресты
        Нижний Новгород 
        Год ареста 1931 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 12 
      Места заключения
        Пермская о., Красновишерский р., с.Суянки 
        Год начала 1932 
        Пермская о., Красновишерский р., с.Чердынь 
        Год окончания 1934 
      Места проживания
        Владимир 
        Год начала 1934 
        О.Василий, не имея права проживания в десяти крупнейших городах страны (минус 10)
        прописался во Владимире, но жил в Нижнем Новгороде у своих духовных чад
        Нижний Новгород 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1935 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 12 
        26 января 1935г. о.Василий получил
        письменное благословение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита
        Московского Сергия (Страгородского) на совершение богослужения на русском языке
      Аресты
        Нижний Новгород 
        Год ареста 1935 
        Обвинение при аресте "совершение богослужения 1 мая 1935г." 
        Арестован вместе с митрополитом Евгением (Зерновым), священниками Николаем
        Македонским и Петром Новосельским
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        04/11/1935 
        Обвинение "пропаганда к/р направленности против мероприятий советской власти" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ИТЛ 
      Места заключения
        Казахстан, г.Караганда, Карлаг 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 10 
        В октябре 1937г. в Карагандинском лагере против группы духовенства и мирян,
        в которую, помимо о.Василия, входил также епископ Елецкий Сергий (Зверев),
        было возбуждено новое уголовное дело
      Аресты
        Казахстан, г.Караганда, Карлаг 
        Год ареста 1937 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 10 
        Был арестован на том основании, что "отбывая наказание в Карлаге Адаменко В.И...
        в составе группы бывших священников участвовал в организации "истинно-православной
        церкви". На допросах о.Феофан "виновным себя не признал, участия же в собраниях
        и религиозных обрядах не отрицал"
      Осуждения
    Кончина
      1937 
      расстрел 
      Место Казахстан, Карлаг 
      По одному делу вместе с иеромонахом Феофаном были расстреляны и погребены
      в безвестной общей могиле архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), священник
      Василий Краснов, протоиерей Николай Александрович Романовский со своим сыном
      Антонием, а также Георгий Николаевич Юренев
    Реабилитация
      1
        Дата 23/04/1998 
        Кем реабилитирован Прокуратура Краснодарского края 
        По году репрессий 1921 
      2
        Дата 20/11/1957 
        Кем реабилитирован Президиум Карагандинского областного суда 
        По году репрессий 1937 
    Труды ->
      1.Служебник на русском языке. (Перевод). Н.Новгород. 1924
      2.Порядок всенощного богослужения на русском языке. (Перевод). Н.Новгород. 1925
      3.Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. (Перевод). Н.Новгород. 1926
      Эта работа была перепечатана. Перепечатка: Paris, 1989
      4."Что делать?" (О неотложных реформах в богослужебной практике Русской Православной Церкви). Самара: Церковная Жизнь.. 1927
    Публикации ->
      1.Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.203–207.
      2.Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 годов и в последующие десятилетия// ЖМП. 1994. N 2. С.80–82.
      3.Домашний архив. Семья Юреневых. -&gt;<http://www.domarchive.ru/gallery/urenev/>
      4.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.11: Георгий -Гомар. М.: "Православная энциклопедия", 2006. С.12.
    Заявители ->
      1. Кравецкий Александр Геннадьевич
    Документы ->
      1. Списки репрессированного духовенства по Нижегородской (Горьковской) епархии
      2. Архив УФСБ по Краснодарскому краю
      3. Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д.N0594.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ