Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньОкончанияСлужения 6 Дела ov2.369 => ov2.369 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Вятская губ., Яранский у. (Кировская о., г.Яранск, мест.Опытное Поле), Яранский Анно-Пророчицкий мужской монастырь 
    игумен 
    Должность настоятель 
    Год начала 1902 
    День начала 29 
    Месяц начала 9 
    Год окончания 1918 
    Месяц окончания 4 
    Анно-Пророчицкий мужской монастырь находился в пригороде Яранска.
    Первый настоятель и строитель обители игумен Нил (Пиляков) из-за чахотки,
    приковавшей его к постели, не мог полноценно руководить монастырем.
    Новому настоятелю, не имевшему опыта управления обителью, приходилось нелегко
    на новом месте служения.
    Однако уже в 1903г. благочинный церквей г.Яранска так характеризовал его:
        
    "Вполне оправдывает звание игумена как по личным душевным качествам,
         так и по опытности в руководстве иноческою жизнью братии".

    На следующий год благочинный так написал об о.Геннадии в клировой ведомости:
        "Отличных качеств. Подает братии пример трудолюбия, рачительности
         по ведению монастырского хозяйства.
         Весьма заботится об установлении и сохранении благолепия в обители.
         В общении с братией мягкий и ласковый, вследствие чего пользуется общей
         любовью".

    К 1902г. там уже служил благочинным хорошо знакомый о.Геннадию по совместному
    житию в Филейском монастыре иеродиакон Матфей (Швецов).
    Иеродиакон, позже иеромонах о.Матфей, был направлен в Анно-Пророчицкий монастырь
    в 1897г. в качестве казначея, но ввиду болезни тогдашнего настоятеля монастыря
    о.Нила (Полякова) вынужден был брать на себя обязанности управляющего обителью.
    О.Геннадий, хорошо зная о.Матфея и его торговое прошлое, вновь назначил его
    казначеем обители, возложив должность благочинного на другое лицо.
    14 марта 1903г. Консистория утвердила это назначение.
    Господь вновь свел их вместе в Яранском Пророчицком монастыре, чтобы их
    совместными трудами здесь была создана "академия спасения человеческих душ",
    оказавшая благотворное влияние на множество богомольцев, приезжавших сюда
    из различных уголков Вятской земли.
    Вместе игумен Геннадий и о.Матфей служили в Анно-Пророчицком монастыре практически
    до его закрытия. Благодаря игумену Геннадию и о.Матфею монастырь процветал.
    Игумен Геннадий показал себя очень хорошим хозяйственником, но ни одно дело
    не было начато без благословения о.Матфея.
    Каждое лето настоятель принимал участие в полевых работах, нередко сам вставал
    за соху.
    Из воспоминаний об игумене Пророчицкого монастыря о.Геннадии:
       "Старец с раскосыми глазами, скуластый, с небольшой черной с проседью бородой,
        игумен Геннадий безраздельно властвовал над этим мини-государством. Это был
        прежде всего коневод. Часто на конном рынке базара можно было видеть его
        фигуру в черном подряснике с бичом за поясом. Хорошие породистые лошади были
        его слабостью, и конюшни в его монастыре славились своей добротностью.
        Ласковыми набожными словами он убеждал, когда это нужно было, свою братию
        безропотно трудиться. Но горе было ослушнику. Своими речами он убеждал яранских
        купцов жертвовать на монастырь. И деньги, лес, мука и разные товары в избытке
        поступали в обитель. Монастырь имел много добротных коней. Обширное стадо
        молочных коров отличалось большой удойностью. Не забыты были и такие отрасли,
        как пчеловодство и садоводство. Работала мельница, кирпичный завод".

    Тяжелый труд отразился на состоянии его здоровья: в 1907г. он обратился
    в духовную консисторию с прошением предоставить ему трехмесячный отпуск
    для лечения в Москве грыжи, при этом обязанности настоятеля монастыря просил
    возложить на иеромонаха Матфея (Швецова), к которому относился с большим
    уважением и любовью.
    Хозяйственная деятельность в обители благодаря практичности отца
    Геннадия была поставлена образцово, однако главной заботой игумена
    было духовное окормление братии, попечение о душах насельников, и в
    этом деле именно о.Матфей мог оказать настоятелю самую действенную
    помощь. Ту духовную атмосферу, которая сложилась в обители благодаря
    мудрому руководству двух подвижников благочестия — игумена Геннадия и
    о.Матфея — описывал епископ Вениамин в "Дневнике инока":
    Он отмечал мирный и благодатный настрой, сложившийся в Яранском Пророчицком
    монастыре под руководством игумена Геннадия, который пользовался авторитетом
    среди местного населения:
        "Несколько сильных духом и жаждой спасения монахов невольно, без слов
         понуждали других к подражанию им одной лишь наглядностью своего святого
         примера. Монастырское словесное стадо одушевлялось и вдохновлялось порывом
         к спасению и от молитвенной обстановки, от богоугодного распорядка внешней
         жизни. Милые, светлые облики иноков рождаются из глубины воспоминания
         о затерянном в глуши Яранском монастыре. Ясно представляется их плач
        о грехах, простота и скромность обращения, нравственная чистота,
        сквозившая в их рассказах, словах, внешнем виде и настроении.
        Сколько встретил я здесь светлых личностей, сколько почерпнул живых,
        опытных наставлений!
        Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана иеромонах
        Матфей учил меня читать книги аскетического характера...
        Игумен Геннадий напоил мое сердце повествованием о старцах Глинской и
        Софрониевой пустыней, их мудром водительстве ко спасению новоначальных,
        рассказывал о вятских архиереях и событиях их жизни...
        Настоятель о.Геннадий, который был воспитанником Глинской и Софрониевой
        пустыней, иногда брал меня с собой на обозрение монастырских дач, и я
        ездил с ним верст за тридцать в лесные угодья.
        Бывало, приедем на дачу поздно вечером, мне хочется спать, а отец игумен
        приказывает вместе с ним идти на обозрение дачных участков.
        Качаясь от усталости, иду я за ним... Рука игумена в тишине безостановочно
        перебирает четки, или он рассказывает что-либо из быта иноков Софрониевой
        пустыни, о своих борениях и скорбях, перенесенных им за свою пятидесятилетнюю
        жизнь. К концу обхода мне уже не хочется спать, душа наполняется каким-то
        сладостным чувством, и я бодро выстаиваю вечернее молитвенное правило".
        Благословенна ты, мирная обитель, насыщенная иноческими молитвенными воздыханиями,
        полная незримых трудов и борений со страстями душевными".

    Пророчицкая обитель оказывала благотворное влияние на местных жителей, которые
    с усердием в праздничные и воскресные дни, особенно в посты, посещали
    монастырские службы.
    При обители действовала церковно-приходская школа, которая располагалась в
    отдельном двухэтажном здании. За время настоятельства отца Геннадия число
    учащихся возросло с 29 до 82 человек.
    Батюшка пользовался авторитетом среди населения Яранского и Котельничского уездов.
    Его приглашали на освящение вновь создаваемых храмов.
    Епархиальное начальство благословляло ему совершение монашеских постригов
    в Яранском Знаменско-Мариинском монастыре, в Арбажской Александровской обители
    и в Куженерской Николаевской общине Уржумского уезда.
    В журналах Вятской Духовной Консистории мы находим свидетельства о том, что
    о.Геннадий принимал участие в создании и окормлении Покровской обители
    во главе с игуменьей Февронией (Юферевой).
    За свои труды на благо Православной Церкви игумен Геннадий
    был награжден как церковными, так и светскими наградами.
    В 1917г. жизнь монастыря текла еще более или менее благополучно. В обители
    насчитывалось около ста насельников.
    Осенью 1917г., еще до большевистской революции, о.Геннадий ходатайствовал
    об устроении храма на территории монастырской дачи, находившейся близ с.Беляево
    в 30 верстах от Пророчицкого монастыря, т.к. инокам, находившимся там, было
    нелегко без регулярной монастырской службы; кроме того, он надеялся,
    что наличие храма в удаленных монастырских владениях позволит сохранить
    "хотя бы небольшое количество леса, а в противном случае обитель может лишиться
    всей дачи, и монастырь будет поставлен в безвыходное положение".

    Главной заботой о.Геннадия в годы разбушевавшейся революционной стихии было
    поддержание в обители размеренной иноческой жизни, налаженной многолетними
    трудами и усердными молитвами

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ