Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДеньОкончанияСлужения 6 Дела ol6.28 => ol6.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3 Осуждения 1 ОписГрупДела ОписанияГрупДел d01.143 => d01.143 СписокПострадавших
Дела
oc8.08
    ( * ) Горгоний (Анисимов Георгий Яковлевич) 
    Фамилия Анисимов 
    Год рождения 1875 
    Место рождения Воронежская губ., Горшечный (Землянский) у., с.Быково 
    иеромонах 
    Из крестьян
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1931г.]
      Служение
        Новгород, во имя свщмч.Георгия Победоносца (Юрьев) мужской монастырь 
        иеромонах 
        В начале 1920-х годов служил в Новгородском монастыре
        Ленинград, Воскресенский собор (Спас-на-Крови) 
        иеромонах 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 11 
        В 1929г. епископ Гдовский Дмитрий (Любимов) назначил его настоятелем Желтикова
        монастыря в Твери
      Места проживания
        Тверь, пос.Никольский, 4 
        Год окончания 1930 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 11 
        Лишен избирательных прав
      Аресты
        Тверь 
        Год ареста 1930 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 11 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
        18/02/1931 
        Обвинение "активный член Тверского филиала контрреволюционной церковно-монархической нелегальной организации "Истинное Православие"" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело ИПЦ: Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931г." -> 
        ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28850.
        Из материалов дела:
           
        "ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ. Руководитель — поп ЛЕВКОВСКИЙ Александр Евгеньевич,
            ... и активные члены: поп БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,...;
            иеромонах АНИСИМОВ Георгий Яковлевич; иеромонах КОЗОРЕЗ Семен Иванович;
            поп ФЕССАЛОНИЦКИЙ Арсений Васильевич; монашка НЕЧАЕВА Августа Павловна;
            монашка ГЕРАСИМОВА Васса Герасимовна...
            Обвиняемый АНИСИМОВ свое отношение к Соввласти формулирует следующим
            образом:
              "Соввласть я считаю богопротивной, т.к. она ведет борьбу с религией
               и арестовывает священников... и нахожу, что... эта власть послана
               Богом в наказание, т.к. Бог и раньше наказывал людей всемирным
               потопом, а теперь наказал Соввластью... об этом я говорил верующим"...
            Монархические настроения и пропаганду монархизма среди верующих, члены
            организации выражали также и в поминовении бывших царей и цариц; в
            этом отношении характерны следующие показания обвиняемого АНИСИМОВА:
              "По моей инициативе и с моего ведома за всеми церковными службами
               производилось поминовение за упокой бывших русских царей и цариц,
               чем выражалось наше сочуствие к ним"...
            Коллективная читка и проработка нелегальной литературы являлась
            системой в работе Тверского филиала организации, монах КОЗОРЕЗ дает
            следующие по этому поводу показания:
              "Нелегальную к.-р. литературу нам часто читал ЛЕВКОВСКИЙ, собирая
               на моей квартире БАРТОЛОМЕЯ, АНИСИМОВА и СОЛОДОВА.
               На одной из таких читок нами была одобрена и признана полезной
               для распространения в народе брошюра ЛЕВКОВСКОГО — "О двух путях".
               Кроме этой брошюры читались также следующие:
               "Об исповедничестве и подвижничестве", где имеется установка
               на развитие среди духовенства и мирян исповеднических подвигов
               при Соввласти, и "Беседа со старцем Алексием""".
        Из показаний свидетелей:
            "ЛЕВКОВСКИЙ, ФЕССАЛОНИЦКИЙ, БАРТОЛОМЕЙ, КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ в своих
            проповедях всегда говорили, что Соввласть есть власть сатаны и потому
            подчиняться ей не следует, ибо тот, кто будет подчиняться, попадет в
            ад на вечные муки".
           "КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и БАРТОЛОМЕЙ в своих проповедях всегда хвалили
            царскую власть и говорили, что тогда всем хорошо жилось. Этим они
            объясняли и поминовение за службами царей и цариц".

        Из материалов дела:
           "Исповеди, как один из методов к.-р. деятельности организации
           "Истинного Православия" использовались для пропаганды к.-р. взглядов и
            а/с агитации,... обвиняемый АНИСИМОВ показывает:
              "На исповедях у меня спрашивали верующие, можно ли вступать
               в колхозы, на что я отвечал, что сейчас еще ничего не видно,
               и что из этих колхозов выйдет — покажет будущее"".
           "КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и СОЛОДОВ в разговоре со мной неоднократно высказывались,
            что "для верующих наступили последние времена, и воцарился антихрист,
            который мучает православных и заставляет их бежать в пустыню".

        Из материалов дела:
           "Обвиняемая ГЕРАСИМОВА по вопросу о нелегальных собраниях на ее
            квартире показывает:
              "Я подтверждаю, что...предоставляла свою квартиру для собраний духовенства,
               которое собиралось у меня периодически, в лице
               БАРТОЛОМЕЯ, ЛЕВКОВСКОГО, АНИСИМОВА, КОЗОРЕЗА и СОЛОДОВА"".
        Из материалов дела:
           "Тверской филиал организации ... уделял большое внимание антиколхозной
            работе... отмечены случаи такой агитации со стороны КОЗОРЕЗА, АНИСИМОВА
            и др...., которые использовали для этой цели проповеди, исповеди и пр.
            и употребляли такие термины, как "вступление в колхоз — это вступление
            в союз с антихристом", а также брали клятву с женщин, что последние
            никогда в колхоз не пойдут.
            В разговоре с гражданами АНИСИМОВ советовал не вступать в колхозы,
            т.к. все вступающие в какие-либо советские организации, совершают
            сделку с антихристом".
           "Большую а/с работу проводили монахи КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ, среди работниц
            Тверской мануфактуры, из числа которых они создали группу своих
            почитательниц, почти ежедневно посещавших Желтиковский монастырь
            и засиживавшихся там иногда до 2-х часов ночи. Эти работницы, под
            влиянием агитации монахов, были настроены враждебно по отношению ко
            всему советскому; были случаи, когда эти женщины не пускали детей в школу,
            и заставляли пионеров снимать красные галстуки, а...работница ВЕСЕНКОВА
            носила траур по случаю расстрела священника ГВОЗДЕВА...
            Работница Тверской мануфактуры ШАПОЧКИНА, проживающая в рабочей казарме,
            под влиянием агитации КОЗОРЕЗА и АНИСИМОВА, притворяется святой..., имеет
            различные "целебные" травы,... и демонстативно крестит все предметы,
            с которыми она соприкасается".

        4 февраля 1931г. следствие по делу было закончено, Коллегия ОГПУ СССР составила
        обвинительное заключение.
        Из обвинения:
           "АНИСИМОВ Георгий Яковлевич, обвиняется в том, что состоя активным членом
            той же организации, произносил проповеди погромно-монархического характера;
            вел а/с агитацию, настраивая верующих против всей системы Соввласти и
            воспитывая в духе монархизма;
            участвовал в нелегальных собраниях на конспиративных квартирах, где
            обсуждались вопросы создания массовых а/с выступлений...
            Виновным в предъявленном ему обвинении признал себя частично".

        Коллегия ОГПУ представила дело на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ
        по Московской обл. после предварительного согласования с Прокурором Московской обл.
        18 февраля 1931г. был вынесен приговор.
        Иеромонах Горгоний (Анисимов) был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 10 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1931 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 2 
        Содержался в тюрьме во время предварительного заключения
    Кончина
      1931 
      День 23 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище 
    Реабилитация
      Дата 24/05/1991 
      Кем реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
      1.Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926–1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. С.122.
      2.Шкаровский М.В. Из новейшей истории Русской Церкви// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. 15–28 сент. N 18(1543). С.8–13.
      3.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.20.
      4.Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.44.
      5.Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.44.
      6.Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.345–346.
      7.Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.336.
    Документы ->
      1. Список лиц, осужденных по делу организации "Истинное Православие".
      2. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-28850.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ