Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
епископ 1907 День11 Месяц2 МестоСанкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор Кто рукоположилмитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др.
Могилевская епархия епископ Должностьепископ Гомельский, викарий Могилевской епархии Год начала1907 День начала11 Месяц начала2 Год окончания1912 День окончания9 Месяц окончания11
Революционную смуту 19051907гг. святитель, будучи печальником земли Русской,
пережил со скорбью, но и с надеждой и верой в непоколебимость вековых устоев
православного русского народа, в его духовное обновление. В июне 1908г. в
центре викариатства г.Гомеле по инициативе епископа Митрофана были
организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Целью создания
курсов было обновить в памяти пастырей знание сектантского учения и
старообрядчества и ознакомить их с лучшими способами воздействия на
заблуждающихся. Вести миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов
было несравненно легче, чем среди совращенных в католичество. Сектанты и
старообрядцы, ищущие истины, колеблющиеся не уклонялись от открытых
собеседований с православными. Пастырями, слушателями курсов, было проведено
несколько таких примерных собеседований. Католики, напротив, действовали
изощренно, лицемерно, не вступая в открытую полемику с православными, для их
совращения широко используя церковную проповедь, устраивая
торжественные церковные процессии. В 1909г. при содействии епископа Митрофана
Гомельское отделение Могилевского Богоявленского Братства было преобразовано в
самостоятельное Братство. Святитель считал, что идея братств стоит в самой
тесной связи с христианским учением о любви и первооснову их видел в
христианских общинах апостольского века. В западных областях России в период
унии благодаря самоотверженной деятельности братств сохранилась православная
вера. В епархиальном центре Могилеве действовало Могилевское
церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан.
Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа
в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности,
благотворило к бедным... Коренное население Могилева по преимуществу составлял
ремесленный люд. Братство взяло на себя попечение об улучшении быта
православных кустарей. В 19071912гг., являясь членом Государственной Думы
третьего созыва (от Могилевской губернии), святитель непоколебимо отстаивал
интересы Православной Церкви, церковной школы и духовные нужды русского народа Минская епархия епископ Должностьепископ Минский и Туровский Год начала1912 День начала9 Месяц начала11 Год окончания1916 День окончания6 Месяц окончания7
Начало служения святителя Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось
объединением двух минских братств во имя Святителя Николая и народного во имя
Животворящего Креста, образованных с целью утверждения православия и защиты
интересов русского населения в епархии и имевших отделы в сельских приходах, в
одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетным покровителем
Братства и председателем его общих собраний являлся Преосвященный Митрофан.
Братство повело организованную борьбу с пьянством, проводило чтения для народа со
световыми картинками. К концу 1913г. в Минской епархии открылось 37 отделов
Народного Братства. В 1914г., Великим постом, в Минске были открыты
двухнедельные народные миссионерские курсы. На курсах слушателям объяснялись
догматические и обрядовые различия между православием и католичеством,
читались лекции по истории края. Целью курсов было содействовать образованию
народных кружков ревнителей православия в епархии и научить крестьян способам
полемики с католиками. В поездках по епархии святитель всюду посещал
церковноприходские и земские школы, вникая в то, как ведется в них
преподавание Закона Божия и как преподаваемые знания усваиваются учениками. С
начала 1-й Мировой войны епископ Митрофан служил молебны в связи с открытием
военных действий. Минск, находившийся вблизи военных действий, покрылся сетью
лазаретов и госпиталей. Святитель освящал лазареты, совершал в них
богослужения, навещал раненных, беседовал с ними... Монашество епархии
помогало ему в этом Астраханская епархия епископ Должностьепископ Астраханский и Царевский Год начала1916 День начала6 Месяц начала7 Год окончания1918 День окончания25 Месяц окончания4
Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда
стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию
населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло
характер епархии как миссионерский по преимуществу и побуждало духовенство
стоять на страже православия. Для ознакомления с деятельностью
противоламайской миссии в начале сентября 1916г. епископ Митрофан проехал всю
калмыцкую степь на всем ее громадном пространстве и посетил самые отдаленные
села Чернояркого уезда. Святитель служил молебны и говорил поучения крещенным
калмыкам. Святитель увидел, что миссионерское дело среди калмыков находится в
упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светом истиной веры, он
советовал в школе при миссионерском стане вести с калмыками занятия на их
родном языке и для этого подготовить учителей среди их среды. В январе 1917г.
епископ Митрофан предпринял труд паломничества в Царевский уезд и
Приухабинский край, чтобы воодушевить пастырей и мирян на борьбу с
сектантством. По инициативе епископа были открыты народно-миссионерские курсы.
Святитель, считавший самодержавие, его идеи и осуществление, национальным
достоянием православного русского народа, со скорбью переживал февральскую
революцию. Началась ломка всей государственной и общественной жизни.
Нестроения, порожденные общей смутой, в Астраханской епархии пробудили к
активности группу духовенства, стремившуюся к реформе церковной жизни на тех
путях, какими шествовали в 1920-е годы обновленцы. Святитель Митрофан считал,
что вопрос должен быть поставлен не о церковной реформе, а о реформе внутренней
жизни верующих, ее очищении и восстановлении в первоначальной чистоте Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. епископ Должностьчлен Священного Собора, председатель отдела о Высшем Церковном Управлении Год начала1917 День начала15 Месяц начала8 Год окончания1918
Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан
возглавил на Соборе отдел о Высшем Церковном Управлении, был основным
докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. 28 октября 1917г. было
вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие
стало главным в деяниях Священного Собора. 24 мая 1918г. по благословению
Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита
Астраханского. 8(21) декабря 1917г., по окончании первой сессии Св.Собора.
епископ Митрофан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его
непрерывные служения. Народ еще в большем количестве стал посещать собор и те
храмы, в которых служил святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. В
январе 1918г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте
которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами,
воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Епископ
Митрофан до прекращения боевых действий находился под домашним арестом и в
последствии вынужден был покинуть Архиерейский дом. В феврале 1918г. в
Астрахани под возглавием епископа Митрофана был проведен многотысячный
крестный ход, который стал торжеством православной веры. 25 марта 1918г.
епископ вернулся в Москву для работы во 2-й сессии Св.Собора