Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаКанонизации ..1993 Дела okn.1 => okn.1 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом okn-28.jpg Дела okn.28 => okn.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      епископ 
      1926 
      День 1 
      Месяц 11 
      19 октября/1 ноября 1926г. хиротонисан во епископа Масальского, викария Калужской
      епархии
    Служение
      Калужская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Масальский, викарий Калужской епархии 
      Год начала 1926 
      День начала 1 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1929 
      День окончания 5 
      Месяц окончания 2 
      Самарская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии 
      Год начала 1929 
      День начала 5 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1930 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 4 
      Являлся епископом Бугурусланским с 23.01/05.02.1929г. до 03.04/16.04.1930г.
      Алма-Атинская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Алма-Атинский 
      Год начала 1930 
      День начала 16 
      Месяц начала 4 
      В апреле 1930г. назначен епископом Алма-Атинским.
      Служил в Николо-Кучугурской церкви, в то время единственной в Алма-Ате,
      находившейся в юрисдикции Московской Патриархии.
      Владыка Герман прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым).
      Жили они вместе в Николо-Кучугурской церкви, в правой боковой комнате у притвора.
      Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него
      одновременно келейником и старцем. Владыка Герман в духовных и текущих епархиальных
      вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.
      Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый
      интерес к астрономии. Имея тонкий душевный склад и ангельское смирение, он в то
      же время был твердым и бескомпромиссным защитником Православия. И с церковной
      кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против
      обновленческого раскола и его приверженцев, укрепляющие традиции Церкви, ведущие
      активную борьбу с ересью и безбожием. Для поддержания духа верующих он собирал
      сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах св.апостола и евангелиста
      Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому
      вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих
      ссылку в Алма-Ате.
      Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные
      политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени.
      Владыка Герман старался удержать свою паству в духе Истины, боролся с
      обновленчеством, возвращал заблудших, не оставляя без внимания ни одного
      прихода и назначая, где это возможно, новых священников, стоящих на высоте
      своего призвания. Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания,
      вел переписку как со светскими лицами, так и с представителями церковной иерархии,
      имея ту же цель — укреплять традиции Церкви, вести активную борьбу с ересью и
      безбожием.
      Кроме того, духовенство и миряне ежедневно шли к Владыке, желая получить от него
      поддержку или совет. Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог,
      материально. Во время служения владыки Германа Алма-Ата была пересыльным пунктом
      ГПУ, куда прибывали заключенные и ссыльные со всей страны, среди них было много
      священнослужителей. Ссыльные приходили за помощью в Николо-Кучугурскую церковь,
      где получали от епископа Германа посильную помощь.
      Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время в ссылке в Алма-Ате [5]:
         "...Я хорошо помню владыку Германа. Он был небольшого роста и очень худенький.
          Было понятно, что перед тобою — аскет. В нем не было никакой надменности,
          величавости. Он был предельно прост. Жил он в притворе Николаевской церкви, и
          к нему ходили все ссыльные, несчастные и нуждающиеся, и он отдавал им все, что
          имел. Это был полный бессребренник. Проповеди его были высокими по духу, но
          понятными и доходчивыми для всех. Он много и напряженно работал.
          Иногда к церкви подъезжал на лошади, запряженной в линейку, один из прихожан.
          Владыка садился в линейку, и они ехали по грунтовой дороге по направлению
          к Медео. Поднявшись довольно высоко, они сворачивали в ущелье, и Владыка,
          оставив линейку и возницу, один поднимался в горы помолиться и отдохнуть... "
      В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме
      На литургии ссыльных священников Владыка благословлял
      причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был
      переполнен духовенством — от диаконов до архиереев.
      Среди них были архиепископ Херсонский и Николаевский
      Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский).
      При их участии епископ Герман возвел игумена Феогена (Козырева) в сан архимандрита
    Аресты
      Алма-Ата, Зубовская пл., Свято-Николаевский храм (Никола зимний) 
      Год ареста 1932 
      День ареста 10 
      Месяц ареста 12 
      В начале декабря 1932г. мать начальника ГПУ Алма-Аты Иванова предупредила
      Владыку, что его и всех священников Николаевской Кучугурской церкви арестуют
      в ночь под 10 декабря. Вечером под 10 декабря была Всенощная накануне празднования
      иконы Божией Матери "Знамение". Торжество в церкви было такое, как никогда.
      Служил Владыка Герман. Ему сослужили о.Феоген, о.Александр Скальский,
      о.Стефан Пономарев, и о.Филипп Григорьев.
      Служба шла по-особому празднично, и Господь в этот вечер в преизбытке согревал
      Своею Благодатью обессиленные от бесконечных мытарств людские души.
      Кроме епископа Германа, священников и сестер-монахинь, никто не знал о
      предстоящем аресте. Служба закончилась, сестры-монахини спустились в свою келью.
      Кроме них, в церкви находились епископ Герман, архимандрит Феоген, о.Виктор Поливанов
      с семьей, инокиня Параскева и странник Виктор Матвеев остался у них в ту ночь.
      Из рассказа Анастасии Нагибиной [5]:
          "Уже 10 часов вечера... Слышим — в окна бьют... Человек шесть пришли тогда
           в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала...
           и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала:
           "Без старосты дверь не откроем". Привели старосту... Мать Евфалия открыла
           двери... Они сразу вошли в комнату Владыки Германа и архимандрита Феогена.
           Те уже были готовы к аресту... ".
      Красноармейцы арестовали находящихся в церкви Владыку Германа, игумена Феогена (Козырева),
      а также священников Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева,
      инокиню Параскеву (Буханцову) и монахиню Евфросинию (Даурцеву)
    Осуждения
      Особая тройка при ПП ОГПУ Казахской ССР 
      25/06/1933 
      Обвинение "идейный вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 8 лет ИТЛ 
      Групповое дело "дело к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г." 
      Обвинительное заключение было вынесено через полгода, в июне 1933г.:
         "...Ликвидирована к/р организация церковников, охватывающая своей деятельностью
          ряд общин сергиевского течения, существующих в Алма-Ате, Самарканде... Талгаре...
          Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской
          ориентации Вейнберг Герман Адамович, Скальский Александр Филимонович, протоиерей
          Козырев Василий Львович, он же архимандрит...
          Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему:
            1). развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами
             г.Кульджи китайской провинции Синьцзян;
            2). Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства
             как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений
             о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
            3). Создание к/р пораженческих настроений среди членов религиозных общин
    Места заключения
      Казахская ССР, г.Алма-Ата, тюрьма 
      Год начала 1932 
      День начала 10 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1933 
      Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию
      допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные
      часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди
      приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая
      своей очереди на прием передачи.
      После приговора владыка был отправлен в Карлаг
      Казахстан, Карагандинская о., Карлаг, пос.Долинское (Долинка) 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1938 
      Епископа Германа определили в лагере ухаживать за скотом.
      С 1934г. в лагере он работал картотетчиком и курьером.
      В 1937г. признан инвалидом, не годным к физическому труду

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ