Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаКанонизации ..1993 Дела okn.1 => okn.1 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом okn-269.jpg
Дела okn.269
    Клеопатра (Гумилевская Капитолина Петровна) 
    Фамилия Гумилевская 
    Неточная дата рождения 1880-е годы 
    Место рождения Курская губ. 
    монахиня 
    Специальность сестра милосердия, духовный поэт 
    Родилась в 1880-е годы в Курской губ. Двоюродная сестра (племянница?) архиепископа
    Филиппа (Гумилевского). Отец ее был родом из Киева, мать — из Петербурга.
    Из Курской губ. родители переехали в Нижний Новгород. Там Капитолина окончила
    училась в гимназии, обнаружив блестящие способности.
    После смерти отца семья переехала в Москву.
    Последние классы гимназии Капитолина окончила в Москве.
    Семья была дружной, сплоченной глубокой христианской верой
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до начала 1900-х гг.] [до начала 1930-х гг.] [до 1933г.]
      Места проживания
        Москва 
        Она была очень красива, но все знавшие ее отмечали прежде всего необыкновенную
        легкость ее характера. Всегда спокойная, миролюбивая, общительная и благодушно
        веселая, она умела объединить и умиротворить всех. Она старалась доверять всем
        и видеть в людях только лучшие стороны. Все это располагало к ней людей,
        знавших ее как лично, так и по ее письмам, стихам и рассказам.
        Будучи желанной невестой для многих образованных юношей, она была всецело
        поглощена духовными интересами и духовными исканиями, так что устроение своей
        мирской жизни ее вовсе не интересовало.
        Ее духовник вспоминает, как терпеливо она всегда ждала его приема, при
        этом обязательно с длинным списком интересовавших ее вопросов
      Образование
        Богословские курсы в Москве
        Капитолина посещала Богословские курсы.
        Любила присутствовать на беседах церковных пастырей и богословов.
        Хорошо знала Священное Писание и святоотеческую литературу и не мыслила себе
        жизни без частого посещения церковных служб. Особенно любила она Божественную
        литургию.
        Самоотверженная труженица, всегда готовая прийти на помощь каждому
        страждущему человеку, она много молилась, нередко посвящая молитве к
        Богу тихие ночные часы.
        Она охотно знакомилась и общалась со всеми церковными, духовно настроенными
        людьми, но особенно всю жизнь искала старцев-наставников и могла говорить
        с ними часами.
        Более всех по душе ей пришелся старец Алексий из Зосимовой пустыни.
        Любила посещать храмы и обители, в которых имелись прославленные святыни.
        Страх Божий, благоговение к святыне, строгое соблюдение постов и твердое
        исполнение всех церковных уставов было для нее естественным.
        С ранней юности она начала писать стихи.
        Ее поэтический дар выделялся среди других своей яркостью и силой.
        Он был замечен и признан еще в ее ранней молодости, и ее произведения издавались
        в тоненьких брошюрках церковных изданий за подписью "К. Г." и продавались
        при храмах по нескольку копеек за книжку.
        Одна из таких брошюрок содержала поэму о святителе Алексии.
        Сохранилось стихотворение-трилогия Клеопатры Гумилевской, посвященное
        духовникам-наставникам:
          
        "...Блаженны пастыри святые,
           Нам Богом данные отцы,
           Духовные отцы — родные,
           За правду Божию борцы.
           Зовете вы на путь спасенья,
           Зовете всех к добру от зла.
           Вы Церкви Божьей украшенье,
           И утвержденье, и хвала..."
      Рукоположение
        монахиня 
        Клеопатра 
        По твердому свидетельству К.А.Колошиной, сестра Клеопатра была монахиней.
        Вероятно, иноческий постриг был ею принят в начале 1900-х гг.
        Точное время ее монашеского пострига осталось неизвестным
      Служение
        Москва, Марфо-Мариинская община сестер милосердия Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Марфо-Мариинская религиозная община) 
        монахиня 
        Должность сестра милосердия в больнице, послушание в детском приюте для девочек-сирот, член-учредитель общины (с 1919г.) 
        Год окончания 1926 
        Духовный отец посоветовал ей углубить молитву и ожидать от Господа
        указания правильного, спасительного для нее пути. В это время как раз
        открылась Марфо-Мариинская община сестер милосердия, учрежденная
        великой княгиней Елисаветой Феодоровной и имевшая своей целью
        служить страждущему человечеству, облегчая физические и нравственные
        страдания людей и содействуя их душевному спасению.
        Капитолина вступила в эту общину, будучи там известной уже как сестра Клеопатра.
        При обители располагалась больница, где был превосходно организован
        лечебный процесс (в годы Первой мировой войны она была превращена в
        лазарет) и где сестры ухаживали за больными и ранеными.
        Кроме того, при обители был организован детский приют для девочек-сирот,
        в котором инокиня Клеопатра также несла послушание.
        Став сестрой Марфо-Мариинской обители, Клеопатра очень дорожила этим званием
        и старалась быть его достойной. Оставаясь скромной и кроткой, она стала
        во всем примером для других.
        Она приняла жизнь и судьбу общины в свое сердце, радовалась ее процветанию.
        Трудилась до полного изнеможения, совсем не считаясь со своим временем и силами,
        и никогда не имела никаких ни вещей, ни денег помимо казенного содержания.
        Свято соблюдая уставы общины, Клеопатра в то же время превыше всего ставила
        закон христианской любви. Так, желая помочь заброшенной туберкулезной девочке,
        она приютила ее у себя в келье, что было в нарушение всех правил.
        В любой момент она была готова оказать помощь страждущему и нуждающемся в ее
        участии человеку.
        Ее духовник, знавший ее в течение 30 лет, вспоминает, что она
        "особенно тяжело переносила случаи неуважительного отношения духовных
        чад к пастырю. Она считала, что духовный отец должен быть на высоте
        своего высокого служения, и оберегала, как могла, от выражения
        несдержанности и высокомерия, которое допускали некоторые...".

        Епископ Варфоломей (Ремов) называл ее "изящной Клеопатрой".
        Она провела в обители десять лет, любящая и любимая всеми.
        Особенно ее любовь проявилась в трудные годы борьбы сестер общины за существование
        в условиях безбожного государства.
        После ареста и убийства новыми властями Великой Княгини Елисаветы Федоровны сестра
        Клеопатра начинает делать все возможное для сохранения осиротевшей обители
        и постепенно играть в ее жизни все более значимую роль
        Подобно другим религиозным организациям, обители для легального
        функционирования нужно было проходить регистрацию в Моссовете.
        В документах о регистрации 1919г. К.П.Гумилевская значится последней в списке
        32 сестер.
        Удостоверение о регистрации Марфо-Мариинской религиозной общины
        от 25 ноября 1922г. выдано на имя ее руководителей В.С.Гордеевой и К.П.Гумилевской.
        Кроме того, она значится в числе членов-учредителей общины, причем ее фамилия
        подчеркнута. В это время она несла послушание письмоводительницы.
        Продолжала писать духовные стихи.
        Сохранилось стихотворение сестры Клеопатры, сподобившейся проводить
        в страдальческий путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа
        Дмитровского, как бы отражающее единое переживание всех, пришедших тогда
        проститься с ним:
             "В рядах заключенных был он, наш святитель,
              В молитву сердечную весь погружен,
              Высокого сана достойный носитель,
              Приветлив и светел, как ангел, был он.
              .....
              Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы:
              "Прощай, наш святитель, наш пастырь родной..."
              Напрасно суровые слышим угрозы,
              Напрасно толпу разгоняет конвой.
              ....
              Он Господа молит за паству родную,
              Он молит за всех — и врагов, и друзей,
              Хотел бы он каждую душу больную
              Согреть и утешить любовью своей.
              Иди же, невинный святитель-изгнанник,
              Твой путь незнаком, и тернист, и далек,
              Но, Бога слуга и достойный избранник,
              Не будешь ты с Ним никогда одинок.
              Да будет всегда Он с тобою незримо,
              Иди же, Христу уловляя людей,
              И, чудное имя нося Серафима,
              Небесной любовью, как он, пламеней.
              Будь яркой звездою в далеком изгнанье,
              Как здесь ты светил, так свети же и там,
              Но, верим, настанет конец испытанья,
              И снова во славе вернешься ты к нам...
                  13 мая (30 апреля) 1923г."

        Сестры официально оказывали медицинскую помощь населению вплоть до 1925г.
        В 1925г. им, несмотря на ходатайства нескольких профессоров медицины, отмечавших
        профессионализм сестер, было запрещено заниматься врачебной деятельностью.
        В документе Моссовета от 6 февраля 1925г. Клеопатра Гумилевская значится
        делопроизводителем хирургической клиники.
        В воспоминаниях ее духовника записано, что из стен обители она вышла последней.
        Он пишет, что, по рассказам очевидцев, она уходила с большим крестом в руках.
        Уходя, остановилась среди двора, обернувшись к храму, преклонив колена, помолилась
        и со слезами на глазах вышла за святые ворота обители
      Аресты
        Москва 
        Была арестована вместе с сестрами обители
      Осуждения
        ././. 
        Приговор 3 года высылки из Москвы 
        Большинство сестер обители были высланы из столицы. Всех из разделили на
        четыре группы и отправили санитарками в отдаленные больницы, в том числе и
        сестру Клеопатру (Гумилевскую).
        Для Клеопатры, горячо любившей своих родных, расставание было особенно тяжелым.
        Она оставляла престарелую больную мать на попечении своей слабой, беспомощной
        сестры
      Места заключения
        ссылка 
        Пробыла в ссылке 3 года.
        Вот как вспоминает сестру Клеопатру на пути в ссылку одна из сестер
        обители в своем письме:
            "Первые сутки нашего тяжелого путешествия она скрывала свои слезы,
             лежа на скамье в поезде, переживая одна свои душевные страдания,
             на второй же день она поборола себя и явилась среди нас, чтобы всецело
             отдаться утешению унывающих и слабых духом, летала по вагону от одной
             скорбной души к другой, чтобы подбодрить и примирить с судьбой непокорных
             воле Божией. С ней как-то легче переживался внезапный тяжелый отъезд.
             Клеопатра сумела возбудить в нас интерес к ожидавшей нас новой жизни.
             Даже сидя на вокзале трое суток в ожидании решения нашей дальнейшей
             судьбы, в сырости, холоде и голоде, мы не теряли бодрости духа.
             В дальнейшем мы с ней оказались в одной больнице, и я была свидетельницей
             ее необыкновенного терпения и самоотверженного ухода за больными.
             Незадолго до отъезда из Москвы у сестры Клеопатры обнаружились первые
             признаки рака груди. Болезнь требовала неотложной операции, но она
             не была сделана.
             С тем сестра Клеопатра и уехала в ссылку, где проработала в больнице
             почти три года.
             Болезнь пустила глубокие корни, охватила весь организм и свела Клеопатру
             в могилу"
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1933 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
        По возвращении ее из ссылки болезнь, не получившая никакого лечения, продолжала
        прогрессировать.
        Из воспоминаний ее духовника:
             "Она болезнь терпела без ропота, но мысль о смерти ее страшила.
              Когда ей близкие намекали об этом, она старалась перевести разговор
              на другую тему. Ее необыкновенная жажда жизни выражалась в интересе
              ко всему, с чем сталкивалась, в стремлении помочь всем, кому хоть как-то
              могла облегчить положение... Когда ее навещали и приносили что-нибудь,
              она отбирала лучшее и просила передать другим, друзьям и близким.
              Посещавшие, казалось бы, должны принести больной заботу, любовь, выразить
              внимание. В действительности же они, чаще всего, несли свои скорби,
              невзгоды, житейские нужды. И сестра Клеопатра забывала свою невыносимую
              боль... и выслушивала каждого, ободряя, утешая страждущих...".

        К ней приходили не как к больной, а как к человеку, от которого ждали духовной
        помощи, к духовной наставнице, и почитали ее, и страшились... потери человека,
        стяжавшего духовные дары, прежде всего дар любви Христовой.
        Она сострадала всем и помнила обо всех до самой кончины
    Кончина
      1933 
      День 23 
      Месяц 9 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище, 16-й участок 
      "Боялась сестра Клеопатра умереть без духовного напутствия. Господь
           не лишил ее этого блага: остаток дней был скрашен для нее близостью храма,
           посещением духовника и частым причащением святых Христовых таин.
           Последний раз она причастилась за несколько минут до кончины, сказав:
              "Как хорошо!"".
      Она скончалась утром 10/23 сентября 1933г. в возрасте около 50 лет. В этот день
      Церковь празднует память трех дев-мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.
      Сороковой день по ее кончине совпал с днем памяти святой праведной Клеопатры
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ