Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородицкая мужская пустынь иеромонах Год начала1907
Подвизался в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.
Затем был переведен в Управление Экзархата РПЦ в Грузии Грузия, г.Тифлис, Экзаршеский дом архимандрит Должностьзаведующий Год окончания1917 Грузия, Марткопский (Марткобский) Свято-Антониевский мужской монастырь (Гвтаеба) архимандрит Должностьнастоятель Год окончания1917
Древний Марткобский монастырь резиденция Экзархов, находился в 25 верстах
на север от Тифлиса на отрогах Гомборского хребта, прилегающего к Алазанской
долине.
По благословению Св.Синода, при содействии Палестинского общества,
в 1880-гг. монастырь был восстановлен с постройкой нового храма над местом
упокоения преподобного Антония Грузия, Кобинский мужской монастырь архимандрит Должностьнастоятель Год окончания1917
Кобинский монастырь возник в конце 19-го века, в урочище "Коби" в Кобинской котловине.
Тифлис-Белый Ключ), у подошвы горы "Kиop-Оглы", на вершине которой сохранились
руины старой крепости времен царицы Тамары (Ниже теперешнего дачного
поселка Каджоры, вблизи шоссейной дороги Тифлис-Белый Ключ).
Монастырь возник в 1880-х гг., когда в Закавказье прибыли с Афонской Горы
9 иноков; облюбовав кобинскую котловину, они приобрели у казны этот горный уголок,
напоминавший им Афонскую гору, с вытекающим источником с пятисаженным
водопадом, от которого был проведен рукав в монастырь, а ниже орошался
сад и огород.
Число братии с каждым годом увеличивалось, штат священнослужителей
прибавлялся, хозяйство ежегодно умножалось: сад, виноградник, пасека,
огород.
К 1914 году братий собралось около 40 человек.
О.Серафим (Вербин) был назначен настоятелем в Кобинский монастырь после
архимандрита Филарета. При этом он не оставлял должности при Экзаршеском доме
и Марткопском монастыре. Впоследствии архимандрит Серафим писал [3]:
"Война изъяла молодые силы обители, но оставшиеся священнослужители и
старички-иноки продолжали неопустительно исполнять установленный порядок
и устав общежительного монастыря: спасаться, подвизаться, трудиться и
молиться о мире всего мира. Но бесовская революция, безбожная власть и
темные силы, по внушению Вельзевула, решили, вместе с великими святынями
на Руси, сокрушить и этот тихий, мирный, расцветший русский Вертоград и
поступить с ним так, как поступили безбожные сарацины и агаряне
в 15 веке с многолюдными монастырями Иверии, о чем и доныне свидетельствуют
горы мученических костей в усыпальнице Марткобского св.Антониева монастыря,
в 25 верстах на север от Тифлиса..."
Грузия, г.Тифлис Год ареста1917
После февральской революции 1917г. часть грузинского духовенства решила отколоться
от Русской Православной Церкви.
Из статьи архимандрита Серафима (Вербина). Он пишет о себе в 3-м лице, как
о заведующем Экзаршеским домом [3]:
"...Приехал из Суздаля запрещенный в священнослужении епископ Кирион,
за которого отколовшееся грузинское духовенство ухватилось как за героя,
грубо нарушив канонические правила: не испросив благословения Русской
Православной Церкви, от которой получали хиротонии.
Три викарных епископа самочинно интронизировали Кириона в католикосы
вопреки протестам некоторых иерархов-грузин: Симферопольского
Димитрия (Абашидзе), Гортского Антония и Назария (Лежавы).
Затем явочным порядком, при участии грузинской милиции с отмычками,
был захвачен Экзаршеский дом, в котором на втором этаже в покоях уехавшего
без вещей на сессию Синода Экзарха, ничтоже сумняся расположился
"новоиспеченный" католикос Кирион, предварительно приказавший снять
в зале портреты Императора и всех русских Экзархов.
На второй день к заведующему домом пришел секретарь католикоса свящ.
Варваринской церкви, участвовавший в заговоре против Владыки Никона,
с пакетом от католикоса с предписанием, как сказал секретарь,
сдать ключи от несгораемой кассы, ценности и все имущество дома и церкви.
Не приняв пакета, заведующий тут же заявил:
Без письменного распоряжения своего экзарха сделать это не могу.
Тогда другие меры примем,
уходя, с гневом сказал священник-секретарь.
На третий день тот же секретарь явился с начальником милиции и двумя
милиционерами.
Осмотрев все помещение, опечатав кассу и все двери, братию лишили
свободы, а заведующего посадили в темной кладовой и несколько месяцев
держали под домашним арестом, позволяя одному расходчику, иеромонаху
Гурию, приносить ему пищу"
Грузия, г.Тифлис, кладовая Экзаршеского дома Год начала1917 Год окончания1917
Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [3]:
"Однажды в 1 ч. ночи, после неистовых криков пьяной охраны и выстрела
в дверь заведующего, к арестованному [заведующему Экзаршим домом,
архимандриту Серафиму] вошли четыре человека в штатском:
начальник милиции и три грузина, и потребовали сдать ключи от несгораемой
кассы, в чем им, без распоряжения своего начальства, было отказано.
Тогда двое свернули у заведующего назад руки, начальник милиции держал
над виском наган, а четвертый грубо производил обыск; вынув из кармана
подрясника ключи и несколько золотых монет, новые "блюстители порядка",
после достигнутой "победы" над беззащитным, звеня "трофеями", вышли
ликующими в коридор, где их с лукавой улыбкой поджидал
секретарь-священник. Несмотря на поздний час, все направились
в опечатанное помещение, где стояла 25-пудовая несгораемая касса,
в которой находилось около 20 тысяч царских денег и около
100 тысяч процентных бумаг (вечные вклады)".
Новоиспеченный католикос Киприон в это время покончил жизнь самоубийством.
"Нехристианская смерть католикоса не прибавила веры в грузинском народе.
После похорон Кириона и трехмесячного сиденья под стражей русской братии
было приказано немедленно убраться из Экзаршеского дома...
Пьянство, дикие крики, стрельба охранников
наводили по ночам панику и страх на беззащитных иноков.
На второй день все перешли в ограду Иоанно-Богословской церкви,
где братии была предоставлена малая церковь и русская приходская школа,
над обрывом Верийского спуска, откуда в ясную погоду можно было видеть
выше облаков сахарообразную, белоснежную, блестящую от восходящего
солнца вершину Эльбрус.
Осенью Тифлис заняли немцы, которые предоставили возможность русским
выехать через Поти из Закавказья на Родину"