Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаЗаключения 1917 Дела oek.2 => oek.2 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Образование
      Казанская Духовная Академия, миссионерское отделение
      Год поступления 1906 
      Год окончания 1911 
      Выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет, о.Александр поступил
      вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию.
      Вольнослушатели, согласно уставу Академии, могли посещать лекции, пользоваться
      библиотекой, но не имели права сдавать зачеты и экзамены, не имели права писать
      семестровые работы и переходить с курса на курс.
      После окончания учебы Академия не выдавала вольнослушателям диплома,
      а только удостоверение о прослушанных курсах.
      Выслушав весь курс преподаваемых в академии предметов, он мог получить
      удостоверение, что в течение четырех лет прослушал академический курс
      по выбранному им отделению.
      О.Александр выбрал отделение миссионерское. Он мечтал, прослушав курс академии,
      вооружиться новыми знаниями и послужить еще Церкви Христовой на миссионерском
      поприще.
      Появление в академических аудиториях в роли студента почтенного старца вызвало
      сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались как студенты, так и
      преподаватели. Сам о.Александр держал себя со всеми просто, приветливо.
      Профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе,
      а не для провождения своего свободного времени.
      Как студент, он был образцом для всех. В течение 4-х лет он не пропустил ни одной
      лекции. В аудиторию приходил одним из первых, последним уходил из Академии.
      Все свободное время он проводил в библиотеках за книгами.
      О.Александр был усердным богомольцем, регулярно участвовал в богослужении
      в академическом храме.
      На студентов, не приготовивших к сроку семестровых сочинений, батюшка,
      как добрый пастырь, иногда ворчал:
        "Эх, молодые люди! Вам все погулять хочется, вот дело то и встало, а ведь жизнь
        не ждет. В жизни придется волею-неволей быть аккуратными, вот и надо бы
        приучаться к этому в Академии. Ведь потом, небось, других учить этому будете".
      Ворчанье старца студенты обычно принимали весьма благодушно и никогда на него
      не обижались.
      В течении трех лет учебы батюшка скорбел о том, что его, как вольнослушателя,
      к экзаменам не допускали. На четвертом курсе он решил подать кандидатское сочинение
      и просить у Св.Синода разрешения держать экзамены за все четыре курса Академии.
      Св.Синод разрешил Академии принять от о.Александра кандидатское сочинение,
      проэкзаменовать его по всем предметам академического курса и, в случае успешных
      результатов этих экзаменов, удостоить его от Академии звания кандидата богословия.
      Получив это разрешение, о.Александр горячо принялся за работу. Но ему было уже
      65 лет, силы ушли: экзамены оказались для него непосильными. После нескольких
      неудачных попыток сдать экзамены он с глубокой душевной болью оставил это дело:
          "Видно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил!"
      Оканчивая академию, о.Александр стал размышлять, какое выбрать место служения.
      Один из учившихся с ним студентов предложил ему поехать в Екатеринбургскую
      епархию, откуда сам был родом, а кроме того, там проживало много мусульман,
      а протоиерей Александр был известен как опытный противомусульманский миссионер.
      О.Александр последовал его совету и после окончания Академии оставил Казанскую
      епархию
    Служение
      Пермская губ., Екатеринбургский у. (Челябинская о., г.Касли), пос.Каслинский Завод, Успенская церковь 
      протоиерей 
      Должность  противомусульманский епархиальный миссионер (с 22.12.1912г.) 
      Год начала 1911 
      Год окончания 1917 
      В 1911г. о.Александра, как опытного противомусульманского миссионера,
      пригласили в Екатеринбургскую епархию. Он был направлен служить в Успенский
      храм Каслинского Завода.
      22 декабря 1912г. он был назначен епархиальным миссионером.
      О.Александр писал:
         "В течение всей моей 44-летней службы все передвижения мои с места на место
          были под руководством Промысла Божия, который... направлял службу мою на
          миссионерское служение инородцам. Даже супружество мое состоялось не
          по моему выбору, а как будто по случайности, приведшей меня в с.Апазово.
          Даже и то обстоятельство, что, несмотря на мои усердные труды в Духовной
          Академии, мне не дали формально ученой степени, послужило к тому, что я
          теперь служу "инородцам"... Да будет же святая воля Господа Бога моего...
          до конца дней моих...".
      О.Александр учил, крестил татар, без боязни нес свет Христов среди мусульман,
      ездил с миссионерскими целями в различные окрестные поселки и селения.
      Делясь с собратьями богатым опытом на поприще миссионерской деятельности,
      о.Александр писал:
         "Наша довольно продолжительная, пастырская и миссионерская деятельная
          практика дала нам возможность убедиться в том, где и в чем скрывается
          условие успеха... Итак, любовь — любовь не на словах, в виде учения Христова".
      После принятия в 1906 году закона о свободе совести (вероисповеданий), все
      воочию смогли наблюдать его отрицательное влияние на нравственное состояние
      общества. О.Александр писал:
         "Совесть человека есть зеркало жизни его, догреховная она была совокупностью
          совершенств, отпечаток образа и подобия Божия — а греховная она стала
          отпечатком нравственного уродства сердца человеческого...
          Какая великая ошибка кроется в даровании "свободы" вероисповеданий.
          Не свобода здесь нужна, а лишь веротерпимость".
      Но свобода для развития всякого рода греха расширялась, захватывая все большие
      слои народа, и в конце концов завершилась разбоем
    Аресты
      Пермская губ., Екатеринбургский у. (Свердловская о., г.Серов), пос.Надеждинский завод 
      Год ареста 1917 
      Обвинение при аресте "распространение контрреволюционной религиозной литературы" 
      Во время одной из своих миссионерских поездок о.Александр был арестован в
      Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книжек и брошюр,
      переведенных им самим на татарский язык
    Места заключения
      Пермская губ., Екатеринбургский у. (Свердловская о., г.Серов), пос.Надеждинский 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1917 
      После прошения татар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего
      "контрреволюционного", Совет рабочих депутатов его освободил

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ