Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаЗаключения 1917 Дела oek.2 => oek.2 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      духовное училище
      Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили
      ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали
      ему поступать в университет. Как способному ученику, они усердно преподавали
      ему французский и немецкий языки
      Казанская Духовная Семинария
      Год окончания 1868 
      По окончании духовного училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию
      и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником.
      Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе
      из семинарии жениться
    Рукоположение
      иерей 
      1868 
      В 1868г. Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой.
      В это время туда же приехал его брат-священник Иаков, служивший в с.Новотроицком,
      и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая
      невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному,
      но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, т.к. как сам
      благочинный был вдов. Брат, о.Иаков Миропольский, спросил Александра:
          
      "Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!"
      О.Александр впоследствии вспоминал:
          "И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, и я бессознательно отвечал:
              "Как хотите..."".
      Отец Евгении служил священником в храме в с.Апазово Казанского уезда в приходе,
      состоявшем в основном из крещеных татар.
      Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому
      Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был
      рукоположен во священника ко храму в с.Александровку Чистопольского уезда
    Служение
      Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Александровка, Казанская церковь 
      иерей 
      Год начала 1868 
      Год окончания 1872 
      О.Александр прослужил в с.Александровке недолго.
      В 1871г. тяжело заболел его тесть, и, когда о.Александр приехал навестить
      больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, т.к. он собирается
      уходить за штат по болезни. О.Александр не хотел переходить в село, где жило
      много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство.
      Но было трудно отказать тестю, которого о.Александр искренне любил, и он
      согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент
      был почти уверен, что ему откажут.
      Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился
      перед ней с такой верой, что о.Александр, бывший тут же, понял, что Господь
      эту молитву услышит.
      И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово
      Казанская губ., Казанский у., Балтасинская вол. (Татарстан, Арский р.), с.Апазово, Покровская церковь 
      иерей 
      Год начала 1872 
      Год окончания 1900 
      В с.Апазово о.Александр прослужил большую часть своей жизни.
      Хотя о.Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные татары
      с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение
      за назначение в приходы священников из татар, а о.Александр был чисто русским.
      В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и
      окружным миссионером.
      Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
      В 1881г. о.Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он
      принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во
      сне о.Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать
      служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала
      ему большой помощницей.
      Впоследствии о.Александр писал:
          "В 1881г. ... более двухсот душ отпало... в мусульманство.
           Я немного пал... духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно
           пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии
           забыл... Я продолжал служить и работать, насколько мог...
           Слава Богу, в 1883г. мои отступники все возвратились в православие,
           и я еще более ожил духом.
           Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит
           малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство.
           Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается,
           учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия...
           Меня это поразило. Я написал об этом доклад... что "таковое содержание
           книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел...".
           В 1887г. я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше
           вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве,
           весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с
           христианским — а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались.
           Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был
           владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы
           для курсов, о чем я просил владыку...".

      В 1900г. о.Александр был назначен служить в Троицкий собор в г.Мамадыш
      Казанская губ., г.Мамадыш, Троицкий собор 
      иерей, протоиерей 
      Должность епархиальный противомусульманский миссионер-проповедник 
      Год начала 1900 
      Год окончания 1906 
      В 1905г. в связи с революционными волнениями у о.Александра начались неприятности:
      мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его
      взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства.
      В результате создалась невозможная для о.Александра обстановка в городе, и
      он попросил архиерея перевести его на старое место, в с.Апазово.
      Но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого
      поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в
      Казанскую Духовную академию

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ