Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаЗаключения 1917 Дела oec.45 => oec.45 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Рукоположение
      митрополит 
      1912 
    Служение
      Московская епархия 
      митрополит 
      Должность митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода 
      Год начала 1912 
      День начала 25 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1917 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 3 
      Митрополит Макарий имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
      Владыка Макарий известен как добрый восстановитель мира в Афонских спорах об
      Имени Божием. Он создал особую Комиссию, которая определила учение имяславия
      Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение
      Святейшего Синода относительно Афонских старцев было упразднено.
        
      В 1917г. после Февральского переворота в газетах началась кампания клеветы на
      Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному
      правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–18 годов. Святителя
      принуждали "как не соответствующего духу времени" — под угрозой заключения
      в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно
      беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского
      правительства, т.к. Московские митрополиты, благодаря своему особому статусу,
      никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости.
      Владыка Макарий сам рассказывал о тех мерах воздействия, которые были применены
      к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой: "Такое давление совершалось
      дважды. В первый раз оно выразилось в том, что обер-прокурор, прибыв на митрополичье
      подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вечером вошел в комнаты Митрополита
      и, подозвав меня к себе жестом руки, выкрикивал по адресу моему "Распутинец!
      Распутинец! Потом пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы я тотчас
      садился писать прошение в Св.Синод об увольнении меня на покой. Требование мною
      молчаливо было исполнено. Обер-прокурор взял его и на ближайшем синодальном
      заседании передал его первенствующему члену Св.Синода. Но на одном из последующих
      заседаний это прошение было мне возвращено, согласно моей просьбе, как написанное
      под угрозою. Второе мое прошение об увольнении на покой было написано также
      под давлением того же обер-прокурора. Дело состоялось так быстро, что ни я, ни,
      вероятно, члены Св.Синода не успели справится с Правилами канонов, в которых
      постановлено: рукописания отречения от управления, вынужденные у епископа страхом
      или угрозами, недействительны".

      Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания
      и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой
      он был сослан в Николо-Угрешский монастырь: "окружной дорогой повезли святителя
      на ближайшую к Угреше станцию, не дав ему даже заехать в Москву и проститься
      с паствой. Выслана была одна лошадь с весьма грязным экипажем, в котором повезли
      Владыку на место заточения. Добрые люди передавали, что нельзя было без слез
      смотреть на это унижение Московского Митрополита"
    Места заключения
      Московская губ., Николо-Угрешский монастырь 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1925 
      Владыка прожил в Угрешском монастыре восемь лет. Дважды митрополита Макария
      посещали с обыском (20 июля и 20 октября 1918г.). Представители власти унесли
      ценные документы: дневники, проповеди, письма. Это описано в письме Владыки на
      имя Святейшего Патриарха Тихона: "В 6 часов вечера сказанного
          числа, когда началось вечернее богослужение в моей домовой церкви, вошли
          несколько вооруженных револьверами лиц, через парадную лестницу прямо в алтарь,
          а оттуда в смежный молитвенный зал, где по обычаю, я нахожусь во время богослужения...
          Старший, бывший во главе пришедших, предложил мне сесть и начал делать допрос
          в грубой форме о хранении денежных капиталов и моей ризницы... Не найдя там искомого,
          он дерзко стал требовать указать место хранения денег, при этом начал угрожать
          расстрелом. Услышав в ответ, что я запасных капиталов не имею, содержусь на
          средства пенсии и при помощи монастыря, он направил на меня револьвер, который
          держал в руке. На это я ответил, что смерть нам, христианам, не страшна, я готов,
          и, перекрестившись, обратился к нему грудью, ожидая выстрела, но такового
          не последовало."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ