Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX √одЌачала«аключени€ 1917
ƒела ob4.05
    ( * ) ¬асилий (Ѕого€вленский ¬асилий ƒмитриевич) 
    √од рождени€ 1867 
    ƒень рождени€ 1 
    ћес€ц рождени€ 2 
    ћесто рождени€ “амбовска€ губ.,  озловский у., с.—тарое —еславино (“амбовска€ о., ѕервомайский р., с.—тарое —еславино) 
    архиепископ 
    —пециальность  магистр богослови€ 
    –одилс€ 1/14 феврал€ 1867г. в семье св€щенника местного храма ћихаила јрхангела
    о.ƒимитри€ »вановича Ѕого€вленского (24.10.1840–01.1885) и его жены ≈лизаветы
    јлександровны (ок.1842–1843гг.-не ранее 1917). ¬асилий был третьим ребенком
    в многодетной семье. »звестны его брать€ и сестры:
    Ќиколай (род. в 1865/66г.), ¬асилий (род. в 1867/1868), ћари€ (род. в 1869/70), ≈вгени€ (род. в 1871/72),
    ¬ладимир (род. в 1873/74), ≈лена (род. в 1876/77), ≈катерина (род. в 1878/79),
    јркадий (род. в 1881/82).
    ¬оспитанный в строгом церковном благочестии, ¬асилий с раннего детства проникс€
    искренней любовью ко —в€той ÷еркви и земному ќтечеству и поэтому, по достижении
    совершеннолети€, у него не было сомнений в выборе пути. ќн решил пойти по стопам
    своего отца, решив посв€тить свою жизнь служению √осподу и ближним.
    Ќа духовое формирование ¬асили€ оказало большое вли€ние чтение книг
    духовно-нравственного содержани€ из библиотеки, собранной дедушкой ¬асили€,
    известным протоиереем »ваном —тепановичем Ѕого€вленским (1802–1863).
    –одство ‘отографии[1] [2] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1890г.] [1890-1896гг.] [1896-1908гг.] [1908-1909гг.] [1909-1916гг.] [1916-1917гг.] [1917-1918гг.] [1917-1918гг.]
      ќбразование
        2-е “амбовское (—ерафимовское) духовное училище
        √од окончани€ 1882 
        “амбовска€ ƒуховна€ —еминари€
        √од поступлени€ 1882 
        √од окончани€ 1888 
        студент 
        Ќеприхотливый в быту, с детства приученный к труду и молитве, в “амбовской
        ƒуховной —еминарии ¬асилий про€вил себ€ как одаренный ученик.
        ¬ 1888г. он окончил по I разр€ду “амбовскую ƒуховную —еминарию со званием студента.
        ѕо данным [17] окончил —еминарию в 1889г.
        ∆енилс€ на ≈лизавете »вановне
      –укоположение
        диакон 
        1889 
        ƒень 20 
        ћес€ц 9 
      —лужение
        “амбовска€ губ.,  озловский у. (“амбовска€ о., —основский р.), с.—тара€ ƒегт€нка, церковь –ождества ’ристова 
        диакон (с 20.09.1889) 
        ƒолжность  учитель одноклассной церковно-приходской школы 
        √од начала 1889 
        ƒень начала 20 
        ћес€ц начала 9 
        √од окончани€ 1890 
        ƒень окончани€ 11 
        ћес€ц окончани€ 3 
        ¬асилий Ѕого€вленский совмещал служение диакона с трудом учител€ одноклассной
        церковноприходской школы
      –укоположение
        св€щенник 
        1890 
        ƒень 11 
        ћес€ц 3 
      —лужение
        “амбовска€ губ.,  ирсановский у., с.ќвс€нка, ѕокровска€ церковь 
        св€щенник 
        ƒолжность  законоучитель церковно-приходских школ 
        √од начала 1890 
        ƒень начала 11 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1896 
        ¬ 1893г. в семье о.¬асили€ родилс€ сын ƒимитрий — единственный ребенок о.¬асили€.
        ∆ена о.¬асили€, матушка ≈лизавета »вановна была больна чахоткой, и болезнь прогрессировала.
        Ќе позже 1896г. она скончалась в возрасте 23 лет
      ќбразование
         азанска€ ƒуховна€ јкадеми€
        √од поступлени€ 1896 
        √од окончани€ 1900 
        кандидат богослови€ 
        ¬ 1896г. о.¬асилий поступил в  азанскую ƒуховную јкадемию,
        ректором которой был в то врем€ епископ јнтоний (’раповицкий).
        ќ.¬асилий дорожил дружбой с владыкой јнтонием и часто обращалс€ к нему за духовным
        советом.
        ќ.¬асилий специализировалс€ в области церковной истории.
        ¬ 1900г. о.¬асилий окончил  азанскую ƒуховную јкадемию со степенью кандидата богослови€,
         андидатска€ работа — "≈пархиальные съезды духовенства, их де€тельность и
        значение"
        Ѕудучи студентом академии, состо€л законоучителем в  азанской общине сестер
        милосерди€  расного  реста, вел религиозные собеседовани€ с нижними чинами
        учебных команд при 5 батальонах, расположенных при  азанском вещевом
        интендантском складе
      —лужение
         азань, кафедральный собор 
        св€щенник 
        √од начала 1900 
         азань,  азанский “роице-‘еодоровский женский монастырь 
        св€щенник 
        √од окончани€ 1901 
        ѕосле окончани€ ƒуховной јкадемии епископ јнтоний (’раповицкий) предложил
        о.¬асилию остатьс€ в  азани. ќ.¬асилий был оставлен в  азани
         азань, кладбищенска€ церковь 
        св€щенник 
        ƒолжность  преподаватель  азанской ƒуховной јкадемии 
        √од начала 1901 
        √од окончани€ 1905 
        ѕосле окончани€ ƒуховной јкадемии епископ јнтоний (’раповицкий) предложил
        о.¬асилию остатьс€ в  азани. ќ.¬асилий был оставлен в  азани сначала св€щенником
        кладбищенской церкви.  роме того, он преподавал в  азанской ƒуховной јкадемии
         азань, кафедральный собор 
        св€щенник 
        ƒолжность  ключарь собора, законоучитель, член ƒуховной консистории (с 1907г.) 
        √од начала 1905 
        √од окончани€ 1908 
        — 1905г. о.¬асилий — ключарь кафедрального собора,
        законоучитель —пасо-‘еодоровской школы, затем начальных городского и министерских
        училищ, а также –ечного училища I разр€да.
        ¬ течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов  азƒј и  азанского
        епархиального женского училища.
        „лен-учредитель братства во им€ ѕресв€той Ѕогородицы при кафедральном соборе.
        „лен ÷ерковного историко-археологического общества.
        ¬ 1907г. назначен членом ƒуховной консистории.
        4 июн€ 1907г. удостоен степени магистра богослови€ за сочинение "¬тора€ книга
        ћаккавейска€: ќпыт исагогического исследовани€"
      –укоположение
        иеромонах 
        ¬асилий 
        1908 
        ƒень 14 
        ћес€ц 8 
        ћесто —анкт-ѕетербург, јлександро-Ќевска€ —в€то-“роицка€ Ћавра 
         то рукоположил епископ √довский  ирилл (—мирнов) 
        Ќеоценимое вли€ние на личность о.¬асили€ и на выбор им иноческого пути
        оказали два иерарха –усской ѕравославной ÷еркви — митрополит јнтоний (’раповицкий) и
        ректор  азанской ƒуховной јкадемии в годы его обучени€ и митрополит —анкт-ѕетербургского
        јнтоний (¬адковский), также выпускник “амбовской ƒуховной —еминарии и  азанской
        ƒуховной јкадемии.
        ѕо благословению владыки јнтони€ о.¬асилий оставил  азань и поступил в
        јлександро-Ќевскую Ћавру, где 14 августа 1908г. прин€л пострижение в монашеский
        чин с оставлением ему прежнего имени
        архимандрит 
        1908 
        ƒень 15 
        ћес€ц 10 
        ¬ том же 1908г. иеромонах ¬асилий (Ѕого€вленский) ”казом —в.—инода был назначен
        ректором „ерниговской ƒуховной —еминарии с возведением в сан архимандрита
      —лужение
        „ернигов, „ерниговска€ ƒуховна€ —еминари€ 
        архимандрит 
        ƒолжность  ректор 
        √од начала 1908 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 10 
        √од окончани€ 1909 
        ƒень окончани€ 26 
        ћес€ц окончани€ 10 
        Ѕудучи ректором —еминарии, архимандрит ¬асилий, "деликатно обходившийс€ со всеми",
        заслужил всеобщую любовь в „ернигове, про€вил особый педагогический
        талант и организаторские способности, что стало известным за пределами
        „ерниговской епархии.
        ≈пископ ¬асилий хорошо знал быт семинаристов. ќн был строг там, где необходимо,
        и вместе с тем открытый дл€ общени€, ректор не только позаботилс€ о благоустройстве
        и расширении общежити€, но и сделал €ркой, насыщенной внеучебную жизнь воспитанников,
        позвол€л им некоторые развлечени€, поощр€л творчество.
        Ћетом 1909г. он вывез старших семинаристов на экскурсию по городам  рыма
      –укоположение
        епископ 
        1909 
        ƒень 26 
        ћес€ц 7 
        ћесто —анкт-ѕетербург, јлександро-Ќевска€ —в€то-“роицка€ Ћавра, “роицкий собор 
         то рукоположил митрополит —анкт-ѕетербургский и Ћадожский јнтоний (¬адковский) и др. 
      —лужение
        ’арьковска€ епархи€ 
        епископ 
        ƒолжность  епископ —умской, викарий ’арьковской епархии 
        √од начала 1909 
        ƒень начала 26 
        ћес€ц начала 7 
        √од окончани€ 1911 
        ƒень окончани€ 4 
        ћес€ц окончани€ 3 
        ¬ качестве викари€ ’арьковской епархии епископ ¬асилий с успехом осуществил
        строительство гостевых домов дл€ многочисленных паломников местной св€тыни.
        ќн успел оставить по себе добрую пам€ть строительством странноприимных домов
        в  ур€жском ѕреображенском монастыре, служившем местом его пребывани€
        „ерниговска€ епархи€ 
        епископ 
        ƒолжность  епископ Ќовгород-—еверский, викарий „ерниговской епархии 
        √од начала 1911 
        ƒень начала 4 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1911 
        ƒень окончани€ 12 
        ћес€ц окончани€ 5 
        ¬ начале марта 1911г. он был переведен в „ерниговскую епархию викарным епископом
        Ќовгород-—еверским
        „ерниговска€ епархи€ 
        епископ 
        ƒолжность  епископ „ерниговский и Ќежинский 
        √од начала 1911 
        ƒень начала 12 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1916 
        ƒень окончани€ 5 
        ћес€ц окончани€ 10 
        12 ма€ 1911г., после смерти прежнего архиере€, епископ ¬асилий был утвержден
        епархиальным епископом „ерниговской епархии.
        «а первые два года пребывани€ на кафедре епископ ¬асилий объехал епархию, проповедовал
        во всех храмах, где совершал богослужени€.
        26 июн€ 1911г. в „ернигове были заложены храм во им€ св.јлександра Ќевского и
        ≈пархиальный дом имени императора Ќикола€ II, осв€щение которых состо€лось
        14 но€бр€ 1912г.
        ¬ернувшись в „ерниговскую епархию, епископ ¬асилий приступил к модернизации
        епархиальной системы образовани€. ќн поставил одной из главных своих задач
        развитие православного образовани€ в области не только духовных, но и светских
        научных дисциплин: литературы, лингвистики (он сам знал не менее шести €зыков),
        основ агротехники и медицины.
        ≈пископ ¬асилий видел культурно-просветительскую роль ÷еркви важнейшей ее миссией
        в русском обществе XX века.
        Ќиколаевский епархиальный дом стал просветительским центром епархии.
        ≈го большой зал был предназначен дл€ проведени€ лекций.
        ¬ новом ≈пархиальном Ќиколаевском доме, построенном под руководством владыки ¬асили€ в 1911–1912гг.,
        работала крупнейша€ в –оссии епархиальна€ бесплатна€ библиотека; проводились
        концерты инструментальной музыки и хорового пени€, народные чтени€.
        ¬ Ќиколаевском ≈пархиальном доме были организованы музей церковной старины,
        и школьный музей ученических работ и нагл€дных пособий, работал книжный магазин
        Ѕратства св. кн€з€ ћихаила „ерниговского.
        ¬ ≈пархиальном доме проходили собрани€ религиозно-философского общества, по типу
        петербургского, благословленного митрополитом јнтонием (¬адковским).
        ѕо благословению епископа ¬асили€ 11 апрел€ 1912г. в Ќиколаевском хуторе
        Ќовгород-—еверского уезда было открыто второе епархиальное женское училище
        с сельскохоз€йственным отделением, которое вскоре было названо ¬асилиевским
        во им€ свт.¬асили€ ¬еликого.
        ѕри “роицком монастыре владыка ¬асилий устроил духовную музыкально-певческую школу.
        „ерниговска€ епархи€ была одной из древнейших на –уси, и владыка ¬асилий был
        достойным преемником ее выдающихс€ архипастырей. — именем епископа ¬асили€ было
        св€зано множество начинаний в епархии, которые так перечисл€л журнал
        "–усский ѕаломник":
            "...”стройство двух новых обширных странноприимных дома, прибывающих на
             поклонение мощам св€тител€ ‘еодоси€ [„ерниговского].
             ”стройство совершенно нового в практике епархиальной жизни –оссии дела —
             санатори€ дл€ воспитанников семинарии, чем даетс€ возможность склонных
             к туберкулезу учащимс€ провести летние мес€цы в такой обстановке, котора€
             требуетс€ дл€ подобного рода больных, современной медициной...
             ¬озведение ≈пархиального ƒома с храмом и залой дл€ религиозно-просветительских
             целей и целым р€дом благотворительных учреждений при нем" [13].
        ≈пископ ¬асилий организовал миссионерские пастырские курсы и церковно-певческую
        школу при архиерейском хоре.
        ќн учредил двухлетние богословские курсы при семинарии дл€ замещени€ хронически
        пустовавших св€щеннических мест в бедных приходах.
        „ерниговска€ епархиальна€ библиотека была одной из лучших в –оссии.
        ƒе€тельность ѕравославного "Ѕратства св.мч.ћихаила, кн€з€ „ерниговского" была
        преобразована "на новых широких началах": было создано 9 новых комитетов,
        открыты приходские отделени€ по всей епархии и т.п. ќсновной целью Ѕратства, по
        замыслам ¬ладыки, было "религиозно-нравственное просвещение народа путем
        устройства научно-богословских лекций дл€ интеллигенции, посредством ведени€
        попул€рно-научных чтений дл€ народа, открытие при Ѕратстве книжного склада, в
        котором "православный народ всегда может найти себе действительно
        нравственно-здоровую пищу".
        ѕо распор€жению владыки ¬асили€ была создана ежедневна€ газета "„ерниговский
        церковно-общественный вестник" и выходивший два раза в мес€ц журнал "¬ера и жизнь",
        созданный в 1912г. с целью нравственного воспитани€ народа и православно-миссионерской
        де€тельности.
        Ѕлагодар€ миссионерской де€тельности Ѕратства, возглавл€емой епископом ¬асилием,
        на „ерниговщине обратилось в единоверие большое количество старообр€дческих
        беглопоповских и беспоповских поселений. ¬ „ерниговской епархии было создано
        единоверческое —тарообр€дческое благочиние, в ведении которого насчитывалось
        18 церквей, в них богослужени€ совершались по древнеправославным обр€дам.
        ¬ цел€х укреплени€ миссионерской де€тельности по предложению архиере€ произошло
        объединение всех епархиальных миссионеров в общество при Ѕратстве св.ћихаила,
        ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством.
          1916г. в „ерниговской губернии действовали 15 уездных отделени€ Ѕратства,
        1059 сельских братств, в которых состо€ло до 20 тыс. человек.
        1 ма€ 1912г. было учреждено Ѕратство св.‘иларета ћилостивого при женском
        епархиальном училище.
        Ѕольшое внимание епископ ¬асилий удел€л благотворительности. —тарани€ми владыки
        ¬асили€ в т€желые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований
        дл€ пострадавших от неурожа€ губерний.
        ¬ 1914г. „ерниговское ≈пархиальное управление на собственные пожертвовани€ приобрело
        дворец графа ѕ.¬.«авадовского в с.Ћ€личи —уражского уезда дл€ размещени€ в нем
        просветительских и благотворительных учреждений. ќдним из первых взнос на покупку
        дворца (1 тыс. рублей) внес „ерниговский архиерей.
        6 ма€ 1915г. в Ћ€личском дворце состо€лось открытие лазарета на 100 мест, его
        содержание осуществл€лось за счет средств „ерниговской епархии.
        6 августа 1915г. по благословению архиере€ была открыта благотворительна€ столова€
        на 300 чел.
        30 декабр€ 1916г. состо€лось осв€щение храма при Ћ€личском дворце, были открыты
        второклассна€ учительска€ женска€ школа и при ней начальна€ школа-приют дл€
        девочек, чьи отцы погибли на фронте.
        Ќе сбывшейс€ мечтой епископа ¬асили€ стало создание ¬ысшего женского
        педагогического православного института в дворцовом комплексе графа ѕ.¬.«авадовского:
        времени дл€ реализации этого проекта, оставшегос€ до начала ѕервой ћировой войны
        и революций не хватило.
        ¬ церковной благотворительности владыка ¬асилий видел еще одно предназначение ÷еркви
        как общественного института.
        „ерез 1000 с лишним местных отделений "Ѕратства —в. кн€з€ ћихаила „ерниговского",
        расширенного епископом ¬асилием, на помощь фронту во врем€ ѕервой ћировой войны
        а также голодающим ÷арства ѕольского на поддержание бедного духовенства, было
        истрачено до двух миллионов рублей в деньгах, вещах и продуктах.
        ¬о врем€ ѕервой ћировой войны епископ ¬асилий создал приют дл€ детей воинов.
        Ѕлагодар€ усили€м архиере€, епархи€ приобрела дополнительные источники доходов
        от торговли церковными книгами и богослужебными принадлежност€ми, прежде монопольно
        находившейс€ в руках купцов и фабрикантов.
        ¬ 1913–1914гг. епископ ¬асилий присутствовал на заседани€х —инода.
        ¬ июле 1916г. епископ ¬асилий был назначен исполн€ющим об€занности председател€
        »здательского —овета при —в.—иноде
        —в€тейший —инод 
        епископ 
        ƒолжность  и.о. председател€ »здательского —овета при —в.—иноде 
        √од начала 1916 
        ћес€ц начала 7 
        √од окончани€ 1916 
        ≈пископ ¬асилий работал по »здательскому —овету с протоиере€ми ћиртовым и
        Ћахостским. ¬ —иноде он настаивал на технической ревизии синодальной типографии,
        вызвав тем самым гнев товарища обер-прокурора кн.∆евахова.
        ѕо инициативе епископа ¬асили€ была начата подготовительна€ работа к изданию
        ѕравославного Ёнциклопедического —ловар€.
        ¬ летнюю 1916г. и в дальнейшем в зимнюю 1916/1917гг. сессии владыка ¬асилий работал
        в —анкт-ѕетербурге в качестве присутствующего члена —в€тейшего —инода.
        (¬озможно, был вызываем в —инод и ранее (в 1913, 1915гг.)
      ћеста проживани€
        ѕетроград (—анкт-ѕетербург),  абинетска€, 17 
        √од начала 1916 
        √од окончани€ 1916 
      –укоположение
        архиепископ 
        1916 
        ƒень 5 
        ћес€ц 10 
      —лужение
        „ерниговска€ епархи€ 
        архиепископ 
        ƒолжность  архиепископ „ерниговский и Ќежинский 
        √од начала 1916 
        ƒень начала 5 
        ћес€ц начала 10 
        √од окончани€ 1917 
        ƒень окончани€ 6 
        ћес€ц окончани€ 5 
        —в€тейший —инод 
        архиепископ 
        ƒолжность  и.о. председател€ »здательского —овета пр —в.—иноде 
        √од начала 1916 
        ƒень начала 5 
        ћес€ц начала 10 
        Ћетом 1916 и зимой 1916/1917 гг. архиепископ ¬асилий был вызван в —анкт-ѕетербург
        дл€ работы в —иноде в качестве присутствующего члена.
        »м в качестве председател€ синодальной комиссии был подготовлен законопроект
        об учреждении об учреждении особого —овета по делам благотворительности.
        ѕротопресвитер –усской армии и флота о.√еоргий Ўавельский, также присутствующий
        член —инода в те годы, так описывал владыку ¬асили€:
           "јрхиепископ ¬асилий, магистр богослови€, мог производить большое впечатление
            на мало знавших его. ¬ысокого роста, красивый, умный и красноречивый, ловкий
            и вкрадчивый, он останавливал на себе внимание.   сожалению, он страдал
            многими недостатками...".
        ¬се недостатки его, по мнению о.√еорги€, сводились к "беспринципному прожектерству"
        и к "коммерческому складу ума".
         ак бы отвеча€ на обращенные к нему обвинени€ в неподобающей будто бы архипастырю
        "приземленности", сам владыка ¬асилий, еще в 1900г., будучи приходским св€щенником,
        писал:
            "Ёти же практические интересы тесно св€заны с интересами чисто духовными, и
             от забот о них никогда иерархи не были свободны".
        Ќа врем€ участи€ владыки ¬асили€ (Ѕого€вленского) и о.√еорги€ Ўавельского в работе
        зимней сессии —инода пришлись событи€ ‘евральской революции 1917г.: падение монархии,
        и переход власти к ¬ременному правительству.
        ѕод всеми историческими документами —в.—инода после отречени€ императора стоит
        в числе дес€ти и подпись архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского).
        ќднако ÷ерковь не получила обещанного ¬ременным правительством самоуправлени€.
        8/21 марта 1917г. проф.ѕетроградской ƒуховной јкадемии Ѕ.¬.“итлинов подал
        докладную записку ќбер-ѕрокурору —инода ¬.Ќ.Ћьвову, в которой он предлагал передать
        печатный орган —инода —овету ѕетроградской ƒуховной јкадемии.
        » тогда уже, 8/21 марта 1917г. по€вилось «а€вление шести архиепископов св.—инода —
        по сути, ультиматум ќбер-ѕрокурору, в котором “ихон (Ѕеллавин), —ергий (—трагородский),
        ¬асилий (Ѕого€вленский) и еще трое присутствующих члена —инода объ€вл€ли, что
           "Ќе считают себ€ в праве... брать на себ€ ответственность за все меропри€ти€,
            какие ¬ременное правительство или единолично г.ќбер-ѕрокурор найдут нужным
            провести в церковном управлении" [13].
           "ќ не последней роли архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского) в организации этой
            акции протеста заставл€ет думать то, что одно из предсказанных "меропри€тий"
            пр€мо касалось ¬асили€ „ерниговского как главы »здательского —овета" [13].
        —разу после «а€влени€ шести архиепископов ¬.Ќ.Ћьвов командировал —.√.–ункевича
        как ревизора дл€ проверки делопроизводства в „ерниговской епархии.
        22 марта 1917г. ќбер-ѕрокурор —в.—инода ¬.Ќ.Ћьвов предложил —иноду уволить
        в отставку редактора "¬сероссийского церковно-общественного вестника"
        проф. ћ.ј.ќстроумова и передать это издание —овету ѕетроградской ƒуховной јкадемии.
        ѕредложение ¬.Ќ.Ћьвова подписали только преосв€щенный —ергий и о.√еоргий Ўавельский,
        поэтому оно было юридически несосто€тельным, но, несмотр€ на это, ¬.Ќ.Ћьвов
        пропустил его к исполнению.
        22 марта 1917г. —в.—инод был распущен на ѕасхальные каникулы, почти все,
        в т.ч. архиепископ ¬асилий (Ѕого€вленский), уехали из ѕетрограда.
          24 марта 1917г. рапорт ревизора —.√.–ункевича был готов.
        24 марта 1917г. ¬.Ќ.Ћьвов известил ректора ѕетроградской ƒуховной јкадемии о как бы
        "состо€вшемс€ постановлении —инода".
        ѕредупрежда€ сопротивление архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского) как главы
        »здательского отдела, ¬.Ќ.Ћьвов стремилс€ нейтрализовать его первым и направил
        две телеграммы в „ернигов:
           "¬озбудите официальную просьбу духовенства и мир€н об увольнении ¬асили€
            „ерниговского на покой..." и
           "ѕрошу прислать депутацию духовенства и мир€н дл€ соответствующего перед —инодом
            ходатайства, которое поддержу"
      јресты
        „ернигов 
        √од ареста 1917 
        ƒень ареста 26 
        ћес€ц ареста 3 
        26 марта 1917г. архиепископ ¬асилий, по распор€жению губернского исполкома,
        был арестован в архиерейских поко€х черниговского “роицкого монастыр€.
        "—вой арест € признаю незаконным", — письменно за€вил он.
        29 марта 1917г. архиепископ был препровожден власт€ми в ѕетроград.
        ¬ —трастную ѕ€тницу 31 марта 1917г. архиепископ ¬асилий по распор€жению тогда еще
        министра юстиции ј.‘. еренского вз€т под домашний арест в квартире
        на  абинетской ул., д.17.
      ќсуждени€
        . /. /1917 
        ќбвинение "узурпаци€ власти и стремление к наживе". 
        ѕриговор  из-под стражи освободить за недоказанностью обвинений 
        »м€ архиепископа было оболгано в прессе. Ћишенный свободы, архиепископ ¬асилий
        вынужден был читать мерзости о себе в прессе.
        ¬ладыку обвин€ли в том, что он не довольствовалс€ скромным проектом ≈пархиального
        ƒома, прин€том при прежнем архиерее, и увеличил смету, построив в итоге "лучшее
        здание в „ернигове".
        –евизор сделал вывод:
           "...ƒаже как-то делаетс€ неловко при сознании скромного материального положени€
            при сознании скромного материального положени€ духовенства... ¬печатление получаетс€
            такое, что ƒом рассчитан на потребности, которых налична€ действительность
            не предъ€вл€ет...".
        ƒействительно, архиепископ ¬асилий мечтал, как ≈пархиальный ƒом станет центром
        культурной жизни губернии под эгидой ÷еркви.
        ¬ладыку ¬асили€ обвин€ли еще и в "непослушании и своеволии", примером которых
        должно было служить то, что архиерей, в соответствии с постановлением €кобы
        "порабощенного" им епархиального съезда, заимствовал средства на строительство
        училища из эмеритальной кассы епархии еще до того, как —в.—инод разрешил это,
        а именно: "...с декабр€ 1914г. по февраль 1916г., указ же —в.—инода состо€лс€ лишь 27 июл€ 1916г."
        —амым серьезным обвинением против владыки ¬асили€ стало обвинение в "коммерциализации"
        епархиальной жизни и в симонии, но никто не посмел обвинить ¬ладыку в личной корысти.
        ƒаже лично заинтересованный в мести владыке ревизор писал:
           "...ƒенежные поборы за посв€щение в сан ... облечены здесь в форму сборов
            и пожертвований на дела благотворени€ и просвещени€".
        ѕризванием архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского) были, прежде всего, дела милосерди€
        и просвещени€ народа.
        јрхиепископ ¬асилий стремилс€ привести церковные средства в движение, заставить
        их работать на просвещение тогдашнего приходского духовенства.
        ѕосле ѕасхи 2 апрел€ 1917г. чуть больше половины экстренно и не в полном составе
        собравшегос€ черниговского духовенства послушно проголосовало за удаление архиепископа
        ¬асили€ (Ѕого€вленского) с „ерниговской кафедры.
        ¬.Ќ.Ћьвов в ѕетрограде лично предъ€вил смещенному архиерею обвинение в "превышении
        власти".
        ќднако 14 апрел€ —в.—инод не нашел ни одно обвинение убедительным, вынес€
        специальное ќпределение.
        Ќа следующий же день, 15 апрел€ 1917г.,в зал «аседаний —в.—инода вошел ¬.Ќ.Ћьвов
        с группой чиновников и военных и зачитал распор€жение ¬ременного ѕравительства
        о "прекращении зимней сессии —инода и об увольнении его членов". Ёто был
        беспрецедентный акт: —инод, отказавшийс€ обвинить архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского),
        был тотчас распущен в полном составе.
        — 24 апрел€ по 4 ма€ архиепископ ¬асилий продолжал боротьс€ за свое доброе им€.
        ¬ этот период он направил в —инод 4 рапорта с приложением документов, доказывающих
        ложность обвинений ¬.Ќ.Ћьвова и черниговских жалобщиков.
        » все-таки 6 ма€ 1917г. уже новый состав —в.—инода определил:
           "–ади церковного мира в „ерниговской епархии уволить на покой архиепископа
            ¬асили€ и направить насто€телем в “еребенскую Ќиколаевскую пустынь “верской
            епархии"
      ћеста заключени€
        ѕетроград,  абинетска€ ул., 17 
        √од начала 1917 
        ƒень начала 31 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1917 
      —лужение
        “верска€ губ., ¬ышневолоцкий у., с.“еребени (“верска€ о., ћаксатинский р., с.“руженик), “еребенска€ Ќиколаевска€ пустынь 
        архиепископ 
        √од начала 1917 
        ƒень начала 6 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1917 
        “еребенска€ Ќиколаевска€ пустынь была заштатным, не общежитийным монастырем.
        ѕравда уже 8 ма€ 1917г. —инод удовлетворил просьбу архиепископа ¬асили€ о
        двухмес€чном отпуске дл€ лечени€ в  исловодске, куда ¬ладыка и отбыл
      ћеста проживани€
        “ерска€ о. (—тавропольский край), г. исловодск 
        √од начала 1917 
        ƒень начала 8 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1917 
      —лужение
        “верска€ губ., ¬ышневолоцкий у., с.“еребени (“верска€ о., ћаксатинский р., с.“руженик), “еребенска€ Ќиколаевска€ пустынь 
        архиепископ 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1917 
        √од окончани€ 1917 
        Ќасто€телем “еребенской Ќиколаевской пустыни архиепископ ¬асилий пробыл недолго.
        11 августа 1917г. —в.—инод слушал дело о замещении должности насто€тел€
        ћосковского «аиконоспасского монастыр€ и решил назначить ѕреосв€щенного ¬асили€
        "управл€ющим, на правах насто€тел€, ћосковским «аиконоспасским ставропигиальным
        монастырем"
        ћосква, «аиконоспасский ставропигиальный монастырь 
        архиепископ 
        ƒолжность  управл€ющий 
        √од начала 1917 
        ƒень начала 11 
        ћес€ц начала 8 
        ѕатриарх “ихон хорошо знал и ценил архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского) и
        по совместной с ним работе в —иноде, и уже как насто€тел€ «аиконоспасского монастыр€.
        ¬ мае 1918г. ѕатриарх “ихон назначил архиепископа ¬асили€ благочинным
        ћосква, ѕатриаршее управление при ѕатриархе “ихоне 
        архиепископ 
        ƒолжность  благочинный ставропигиальных монастырей 
        √од начала 1918 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1918 
        ¬ мае 1918г. ѕатриарх “ихон назначил архиепископа ¬асили€ благочинным
        ставропигиальных монастырей (непосредственно подчин€ющихс€ ѕатриарху).
        јрхиепископ ¬асилий вошел в ѕатриаршее управление при ѕатриархе “ихоне
        —в€щенный —обор –оссийской ѕравославной ÷еркви 1917–1918гг. 
        архиепископ 
        ƒолжность  член —в€щенного —обора 
        √од начала 1918 
        ƒень начала 24 
        ћес€ц начала 7 
        √од окончани€ 1918 
        ƒень окончани€ 27 
        ћес€ц окончани€ 8 
        11/24 июл€ 1918г. архиепископ ¬асилий (Ѕого€вленский) был избран членом
        ¬сероссийского ѕоместного —обора
     ончина
      1918 
      ƒень 27 
      ћес€ц 8 
      убит большевиками 
      ћесто ѕермь, за мостом через  аму (совр. микрорайон ѕролетарский г.ѕерми) 
      ¬ середине августа 1918г. по постановлению —в€щенного —обора –оссийской
      ѕравославной ÷еркви дл€ расследовани€ обсто€тельств ареста и последующей трагической гибели
      в июне 1918г. архиепископа ѕермского јндроника (Ќикольского) была
      направлена в ѕермь комисси€ во главе с архиепископом ¬асилием.
      ¬ комиссию вошли еще два члена —обора: миссионер јлексей ƒ.«верев и пермский
      архимандрит ћатфей (ѕомеранцев), который присоединилс€ к ним в ѕерми.
      —оветское правительство не преп€тствовало этому расследованию и даже предоставило
      комиссии отдельный вагон.
       омисси€ собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников.
      Ёто вызвало гнев местных коммунистов.
      26 августа 1918г., по окончании расследовани€, собрав необходимые материалы,
      —оборна€ комисси€ выехала в ћоскву.
      ќднако до ћосквы им не суждено было доехать: между ѕермью и ¬€ткой в вагон
      ворвались красноармейцы. ¬се члены комиссии были высажены из поезда
      красноармейцами сразу же за мостом через  аму и убиты.
      “ела ¬ладыки и убитых вместе с ним похоронили кресть€не.
        могилам мучеников сразу же начались паломничества, у могилы совершались
      чудотворени€.
      “огда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению.
      ѕо другой версии, архиепископ ¬асилий был арестован и после непродолжительного
      тюремного заключени€ расстрел€н вместе с другими членами комиссии.
      —удьба членов  омиссии была неизвестна членам —обора.
      ¬ окт€бре 1918г. —оборный —овет предприн€л попытки узнать о судьбе новомучеников.
      Ќа родине архиепископа ¬асили€ — на “амбовщине — верующий народ благоговейно
      почитает его пам€ть
     анонизаци€
      —в€щенномученик архиепископ ¬асилий (Ѕого€вленский) 
      ƒата 20/08/2000 
       ем канонизирован јрхиерейский —обор –усской ѕравославной ÷еркви, 13–16 августа 2000г. 
       то представил „ерниговска€ епархи€ 
      ƒни пам€ти
        1
          —обор новомучеников и исповедников –оссийских 
          ѕервое воскресение, начина€ с 25.01/07.02
        2
          —тарый стиль 14.08 
          Ќовый стиль 27.08 
          день мученической кончины (1918г.) 
    ѕубликации ->
      1.ѕольский ћ., протопресв. Ќовые мученики –оссийские. ћ., 1994. –епр. воспр. изд. 1949–1957гг. (ƒжорданвилль). „.1. —.70, 178.
      2.ѕольский ћ., протопресв. Ќовые мученики –оссийские. ћ., 1994. –епр. воспр. изд. 1949–1957гг. (ƒжорданвилль). „.2. —.277.
      3.јгафонов ѕ.Ќ. јрхиепископ ѕермский и  унгурский јндроник (¬ладимир Ќикольский). ѕермь, 1995. —.60.
      4.јкты —в€тейшего “ихона, ѕатриарха ћосковского и все€ –оссии, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: —б. в 2-х част€х/ —ост. ћ.≈. √убонин. ћ., 1994. —.965.
      5.ћануил (Ћемешевский ¬.¬.), митр. –усские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. “.2. —.85–88.
      6.—остав —в€тейшего ѕравительствующего —инода и –оссийской церковной иерархии на 1917 год. ѕг., 1917. 384с. —.172–173.
      7.—овременники о —в€тейшем ѕатриархе “ихоне/ —ост. ћ.≈.√убонин. –укопись.
      8.Ћюбовью побежда€ страх. ∆изнеописани€ новомучеников –оссийских. јрхиеп.ѕермский јндроник, еп.—оликамский ‘еофан, архиеп.„ерниговский ¬асилий, еп.—емиреченский ѕимен. 1867–1918/ —ост.¬.ј. оролев. ‘р€зино, 1998. —.90–102.
      9.ƒе€ние ёбилейного ќсв€щенного јpхиеpейского —обоpа –усской ѕpавославной ÷еpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников –оссийских XX века. ћосква, 12–16 августа 2000г.
      10.Ўумило ¬италий. —в€щенномученик ¬асилий „ерниговский// ѕравославна€ жизнь (Orthodox Life) (ѕриложение к ѕравославной –уси). 1998, февраль, N 2 (578). —.13–17.
      11.Ћютова —.Ќ. —в€той ¬асилий „ерниговский (1867–1918)//  онцепт: философи€, религи€, культура. ћ.: ћ√»ћќ-”ниверситет, 2017. N 3. —.50–56.
      12.Ћютова —.Ќ. –оль епископата –ѕ÷ в культурном строительстве русского общества накануне 1907г.//  онцепт: философи€, религи€, культура. ћ.: ћ√»ћќ-”ниверситет, 2017. N 4. —.89–103.
      13.Ћютова —.Ќ., —ерженко ».».   вопросу о родословии митрополита ¬ладимира (Ѕого€вленского) и архиепископа ¬асили€ (Ѕого€вленского)// ¬естник ѕ—“√”. —ер.II: »стори€. »стори€ –ѕ÷. ¬ып.75. ћ.: ѕ—“√”, 2017. —.11–21.
    «а€вители ->
      1.ѕраправнучка двоюродной сестры Ћютова —ветлана Ќиколаевна
    ƒокументы ->
      1.√ј –‘. ‘.3431. ќп.1. ƒ.531.
      2.–√јƒј. ‘.1204. ќп.1. ƒ.19128.

(*Ѕиографический справочник "«а ’риста пострадавшие", ѕ—“√”, ћ. 1997г., 698с.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ