Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаЗаключения 1917 Дела o16.572 => o16.572 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Рукоположение
      иерей 
      1930 
      Месяц 7 
      Кто рукоположил епископ Курский и Старооскольский Онуфрий (Гагалюк) 
    Служение
      Белгородская о., Старооскольский р., с.Терехово 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1933 
      Был священником-тихоновцем, принадлежал к ориентации митрополита Сергия (Страгородского).
      В начале 1933г. о.Василий владыкой Онуфрием (Гагалюком) был переведен
      в Сергиевский храм с.Вислое
      Курская о., Горшеченский р., с.Вислое, храм прп.Сергия Радонежского 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1939 
      Месяц окончания 12 
      По воспоминаниям очевидца (Ивана Петровича Камардина, тогда мальчика), на
      Крещение в Вислове совершался водосвятный молебен. Все из храма шли "на Иордань" —
      под Белую Гору на берег р.Убли. На Крещение всегда был мороз, но он никого не пугал.
      На молебен собиралось множество народа. Отец Василий отличался высоким ростом и,
      стоя с крестом над прорубью, возвышался над молящимися. Однажды во время молебна
      кто-то крикнул: "Отойдите от батюшки, а то лед отломится!" Все отшатнулись назад,
      и священник остался один на краю полыньи...
      В сентябре 1937г. церковный совет по настоянию местных властей заключил договор
      с промкомбинатом Мелавского спиртзавода на аренду церковного помещения ровно на
      месяц для хранения зерна, и о.Василий был лишен возможности совершать богослужения
      в здании храма.
      Богослужения на это время переносились в дом, где квартировал о.Василий.
      Однако, получив в свои руки ключи от храма, руководство спиртзавода напрочь "забыло"
      о договоре.
      Ни через месяц, ни через год храм верующим возвращен не был.
      Весной 1938г. церковный совет обратился с заявлениями о возврате церкви
      во многие инстанции: в райисполком, в облисполком и во ВЦИК на имя М.И.Калинина,
      с жалобой в Москву. Хотя в результате номинально был вынесен вердикт:
      "Освободить церковное помещение", но и к середине лета 1938г. никто и не подумал
      возвращать церковь верующим.
      Прихожанам висловской церкви и в начале 1939г. приходилось ютиться в доме, где
      проживал батюшка Василий.
      В это время на имя церковного совета пришло извещение, в котором требовалось уплатить
      государству очень большую сумму — налог за церковное строение и земельную ренту.
      Община верующих обратилась с жалобой в Райфинотдел и попросила возложить
      ответственность за уплату налога на спиртзавод.
      К марту 1939г. зерна в храме уже не было, но богослужения в нем не совершались:
      ключи от храма по-прежнему находились в руках спиртзавода.
      Райисполком организовал сбор подписей по закрытию церкви и ее переоборудованию под клуб,
      оказав сильное давление на жителей села.
      Однако в селе было много людей,
      которые пытались защитить церковь. Член церковного совета Феодора Силкина даже
      ездила хлопотать за церковь в Курск, где ее заверили, что "храм в Вислом не закрыт, и
      поэтому беспокоиться не о чем". Вернувшись в родное село она была поражена тем,
      что увидела церковь без крестов. А внутри храм был очищен не только от зерна, но и
      от икон.
      Власти создали видимость законности: под просьбой о закрытии церкви якобы стояло
      74 процента от общего числа жителей села. Однако все это было отчасти подтасовкой,
      отчасти делалось под давлением власти.
      8 июня 1939г. церковный совет отправил новое заявление в Курский облисполком.
      Но постановление о закрытии церкви в Вислом было принято на областном уровне
      еще 7 мая.
      16 декабря 1939г. постановление об официальном закрытии храма утвердили в Москве.
      Здание храма было решено передать под клуб.
      Те из селян, кто не был согласен с решением о закрытии храма, еще некоторое время
      приходили в дом батюшки. Отец Василий на свой страх и риск совершал богослужение
      в домашних условиях. Но это не понравилось НКВД.
      О.Василия, священника закрытого храма, вызвали в местные органы власти и отчитали за
      то, что он проводит агитацию за открытие храма.
      Под угрозой ареста ему было предложено убраться из села.
      Он вынужден был переехать в г.Старый Оскол.
      Храм в Вислом был варварски разрушен, разрубали топорами иконостас, во время
      перекуров тушили цигарки о лики святых. Какие-то иконы женщинам удалось спасти,
      но большая часть церковной утвари погибла. Часть бревен власти перетащили в соседнюю
      Сосновку для строительства клуба, который вскоре сгорел
    Места проживания
      Белгородская о., г.Старый Оскол, Пролетарская, 49 
      Год начала 1939 
      Год окончания 1941 
      В Старом Осколе о.Василий поселился по соседству с домиком, где до 1933г. жил епископ
      Онуфрий (Гагалюк), в ту пору епископ Старооскольский.
      О.Василий стал числиться человеком "без определенных занятий".
      Однако он в течение двух лет проживания в Старом Осколе постоянно совершал крещения,
      отпевания, прочие требы на квартирах
    Награды
      наперсный крест 
    Аресты
      Белгородская о., г.Старый Оскол 
      Год ареста 1941 
      День ареста 30 
      Месяц ареста 6 
      Санкция на арест была выдана 27 июня в 23 часа.
      Был арестован 30 июня 1941г.
      После ареста о.Василий был заключен в Новооскольскую тюрьму.
      При обыске были изъяты "паспорт, военный билет, две справки на иностранном
      языке [из плена], крест металлический и разных церковных книг 15 штук.
      Церковные книги и крест были уничтожены "как не имеющие ценности и надобности":
      Оперуполномоченный "произвел [их] уничтожение путем сожжения".
      Однако что-то из принадлежащего о.Василию родственникам удалось спасти.
      По воспоминаниям племянницы о.Василия, Валентины Васильевны Помельниковой,
      она хорошо помнит, как "после ареста дяди родственники закапывали сундук с его
      вещами — наперсным крестом, Библией и другими книгами"
    Осуждения
      Курский облсуд 
      16/09/1941 
      Обвинение "а/с агитация, антиколхозная пропаганда, распускание провокационных слухов о закрытии церквей и гонениях на церковь и священников в СССР, о гибели Советской власти, восхваление фашистской диктатуры в Германии" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества и взысканием с осужденного судебных издержек 
      Проходил по делу N 5905 Архива УФСБ по Белгородской обл.
      О.Василий Емельянов подвергался долгим и изнурительным допросам в течение
      двух с половиной месяцев.
      8 июля 1941г. о.Василию было предъявлено обвинительное заключение, построенное
      на показаниях двух "свидетелей".
      Один из них доносил:
            "В.Н.Емельянов известен мне как антинастроенный [к Соввласти] элемент".
      Потом дело было передано в Курский облсуд. Все это время о.Василий находился в
      Новооскольской тюрьме. В августе началась новая череда допросов.
      Новое обвинительное заключение, усиленное показаниями еще трех лжесвидетелей, было
      зачитано ему 19 августа, в праздник Преображения Господня.
      Окончательное судебное заседание по поводу дела состоялось в Курске 16 сентября 1941г.
      Из обвинения:
           "Получал и исполнял к/р установки от епископа Онуфрия (Гагалюка)".
           "Говорил, что колхозы созданы Антихристом...
            Советовал крестьянам не вступать в колхоз, что, якобы, колхозов все равно
            не будет".
           "Говорил:
                "Был за границей и повидал, как там культурно живут люди, лучше, чем
                 в СССР. Там свободно допущена религия, а у нас церкви закрывают".
            "В марте 1939г. говорил:
                "Советская власть — мучение для народа... Верующим надо повести агитацию
                 среди единоличников и лиц, обиженных Советской властью. Рассказать им,
                 что Советской власти все равно не существовать и церковь не отдавать..."
      Из показаний его на допросе:
            "Я всегда доказывал, что Бог есть, что Он сотворил мир, что существует
             загробная жизнь и т.д."
      Виновным в а/с агитации и других предъявленных обвинениях себя не признал.
      Из показаний его на допросе
            "Антисоветскую агитацию не проводил и указанные факты в предъявленном мне
             сего числа обвинении я полностью отрицаю.
             Признаю себя виновным лишь в том, что я, как убежденный церковник
             [это слово записано в протоколе допроса следователем], среди граждан всегда
             говорил: что религия — это правда, что Бог есть, что сотворено все по Воле
             Бога"
    Места заключения
      Белгородская о., г.Новый Оскол, тюрьма 
      Год начала 1941 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1941 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 10 
      3 октября 1941г. начальнику Новооскольской тюрьмы было сообщено, что приговор
      в отношении Емельянова не обжалован и, следовательно, вступил в законную силу

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ