База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Пермская епархия епископ Должностьепископ Соликамский, викарий Пермской епархии, в.у. Пермской епархией (03.07.1917-нач. авг.1917, 09.08.191713.12.1917, 26.01.191824.04.1918, с 22.06.1918г.) ) Год начала1917 День начала26 Месяц начала2 Год окончания1918 День окончания17 Месяц окончания10
Епископ Феофан прибыл в Соликамск 12 марта 1917г. на пароходе.
Его канцелярия и резиденция разместилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре,
где он находился на правах настоятеля.
Обитель, являвшаяся резиденцией епископа Соликамского Феофана, была расположена
в самом городе Соликамске, на правом берегу р.Усолки, в 12 верстах от пристани
на Каме. Монастырских храмов было два: Троицкий собор с приделом Благовещения
Пресвятой Богородицы и надвратная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость"
с верхним приделом во имя Вознесения Христа.
Кафедральным храмом стал Троицкий собор на главной площади г.Соликамска.
В подчинении викария были уезды епархии: Соликамский и Чердынский.
В течение последующих пяти месяцев викарный епископ Феофан занимался объездом
подведомственных ему приходов и совершением богослужений.
В пределах Соликамского уезда он располагал бесплатной казенной тройкой лошадей.
Приходы Чердынского уезда он вынужден был обходить пешком, т.к. Чердынская управа
отказала епископу в предоставлении конного выезда.
Для организации управления обширной церковной территории при викарии был создан
пресвитерский совет из шести протоиереев.
8 мая 1917г. состоялся съезд духовенства и мирян Соликамского городского
благочиннического округа, который направил телеграмму Петроградскому Совету
рабочих и солдатских депутатов с призывом: "Принять меры для поддержания авторитета власти немедленной посылкой на фронт делегатов для водворения надлежащей дисциплины в армии, для спасения родины".
В телеграмме Председателю Совета министров князю Г.Е.Львову съезд выразил
"готовность всеми силами содействовать всем мерам, направленным ко спасению
отечества"
[Зв1 (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917г. С.343.)].
С целью проведения намеченных Святейшим Синодом преобразований в жизни приходов
намечалось провести съезд представителей духовенства и мирян по Соликамскому
и Чердынскому уездам.
С лета 1917г. Соликамский викарий активно помогал правящему архиерею епископу
Пермскому Андронику в управлении епархией.
78 июня 1917г. преосвященные епископы вместе совершили освящение в Белогорском
Свято-Николаевском монастыре крупнейшего на Урале соборного Крестовоздвиженского
храма, возведенного в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности
Императору Николаю II. Сооружение этого храма продолжалось 15 лет.
На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в т.ч. около
2.5 тысяч представителей духовенства.
10 июня 1917г. епископ Андроник был избран членом Предсоборного Совета и
27 июня 1917г. отбыл в Петроград.
В связи с этим 3 июля 1917г. во временное управление Пермской епархией вступил
викарий Соликамский Феофан [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 2021. С.79.)].
Осуществляя патриотическое общественное служение Церкви, епископ Феофан
участвовал в проводах добровольческих дружин в действующую армию.
Так, 8 июля 1917г. с паперти Пермского Спасо-Преображенского кафедрального
собора он напутствовал женскую боевую дружину "Батальон смерти", численностью
114 человек, отправлявшуюся на фронт.
В начале августа 1917г. правящий архиерей епископ Андроник на короткое время
возвращался в Пермь, но 9 августа 1917г. он вновь покинул кафедру, т.к. выехал
в Москву на Поместный Собор. С этой же даты викарий Соликамский Феофан вновь
вступил во временное управление Пермской епархией [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 2425. С.95.)].
13 декабря 1917г. епископ Андроник прибыл с первой сессии собора, и епископ
Феофан вернулся в Соликамск.
В сентябре-октябре епископ Феофан предпринял шаги по укреплению братии
Белогорской обители и совершил несколько хиротоний белогорских иноков:
иеродиаконы Афанасий (Одегов), Владимир (Жижин) и Иоанн (Новоселов)
были им рукоположены в сан иеромонаха, а монахи Виссарион (Окулов) и
Матфей (Банников) в сан иеродиакона.
4 февраля 1918г. епископ Феофан возглавил в Перми небывалый по многолюдству
крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь.
В третий раз викарий Соликамский временно управлял Пермской епархией в период
отсутствия епископа Андроника в связи с его участием в работе второй сессии
Собора (с отъезда епископа Андроника 26 января 1918г. в Москву до его возвращения
в Пермь 24 апреля 1918г.).
Епископ Феофан прибыл в Пермь и вступил в управление епархией в ночь
на 1/14 февраля 1918г. [Зв1 (ПермЕВ. 1918. N 45. С.14.)].
За несколько дней до того, 28 января 1918г. в Перми был опубликован декрет СНК
"Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который вызвал
всеобщее возмущение как юридическое основание для наступления на Церковь.
Епископ Феофан твердо выступил в защиту веры.
"Пермские Епархиальные ведомости" в те дни писали: "4/17 февраля в городе состоялся небывалый по многолюдству и одушевленности крестный ход, по поводу воздвигнутого гонения на Церковь. Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения. Во главе епископ Феофан. Порядок полный" [Зв1 (Пермские ЕВ. 1918. N 45. С.54.)].
С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около трех тысяч
человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса: "Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!"
Свою твердую нравственную позицию епископ Феофан проявил и в марте 1918г.
в связи с событиями в Соликамске. В те дни по всему городу неизвестные
расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков.
Поскольку текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов,
то подозрение в подстрекательстве пало на духовенство.
4/17 марта 1918г. пастырское собрание городского духовенства во главе
с благочинным градо-Соликамского округа постановило довести до сведения
Соликамского Исполкома: "Духовенство находится вне политики и не участвует в каких бы то ни было акциях против власти, и посему с гневом отвергает провокаторское выступление со стороны темных личностей. Просит Совет принять уверение в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия партийности и служебного положения".
Однако находившийся в Перми епископ Феофан призвал духовенство Соликамска
честно стоять на высоте своего пастырского служения, не унижая его покорностью
преступлениям власть предержащих: "Отцы и братие! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского собрания духовенства церквей г.Соликамска. Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность" всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас, к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами, насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами... Куда пошли 500 тысяч, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный им?.. Нет! Не так должны были вы ответить Комитету и населению на провокаторские обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием отвергнув обвинение в том, что будто бы вы призывали к вооруженному восстанию против бандитов и избиению их, вы в то же время должны были, как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание... Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас. Не посрамите моей совести пред Вами, скорбящей "о вашем искушении от врага"".
Епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырей и вынести новое
суждение, что и было исполнено соликамским духовенством.
По возвращении архиепископа Андроника со второй сессии Поместного Собора
викарий Соликамский Феофан выбыл на свою кафедру, где власти начали конфискацию
имущества Свято-Троицкого монастыря. Владыка выступил против захвата церковной
собственности и призвал жителей Соликамска дать твердый отпор антихристианскому
походу на Святую Церковь.
Он послал резкий отказ на просьбу к монастырю волостного земельного отдела
прислать планы сенокосных лугов для последующего их изъятия, заявив при этом: "Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией".
В ночь на 17 июня 1918г. был заключен под стражу архиепископ Андроник.
Будучи предупрежден о предстоящем аресте, он оставил письменное распоряжение
викарию Соликамскому Феофану "вступить в управление епархией в случае его
архиепископа Андроника насильственной смерти". В случае же кончины епископа
Феофана предписывалось передать управление Вятскому епископу Никандру (Феноменову).
Архиепископ Андроник был арестован и увезен в неизвестном направлении.
В епархии о его судьбе долгое время не было известно.
Согласно приказу архиепископа Андроника, отданному им заранее на случай ареста,
были закрыты все церкви в Перми и Мотовилихе, прекращены богослужения и
совершение таинств, кроме крещения младенцев и отпевания усопших.
Стихийно собравшиеся на улицах жители требовали освобождения архиепископа
Андроника и проклинали большевиков.
Организованные же властями митинги рабочих обвиняли во всем духовенство и
угрожали ему расправами.
После зверского убийства большевиками Владыки Андроника в июне 1918г. епископ
Феофан 22 июня 1918г. прибыл из Соликамска в Пермь и принял на себя управление епархией.
Напуганные массовыми волнениями населения из-за убийства Владыки Андроника,
большевики этому не препятствовали.
Стремясь предотвратить открытое столкновение, 26 июня 1918г. епископ Феофан
отменил "забастовку духовенства".
Он продолжал управлять Пермской епархией, по-прежнему следуя высоким
духовно-нравственным принципам. В этот период в России уже начиналась
гражданская война, усиливалось противостояние власти и ее противников,
из северных уездов стали поступать известия об арестах и казнях священников.
Жертвами красного террора в 1918г. стали 19 священнослужителей Соликамского
викариатства.
1 августа 1918г., в канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово
по поводу ареста в с.Усолье Соликамского уезда священника Михаила Накарякова,
а через несколько дней после убийства пастыря отслужил по нему панихиду,
поминая погибшего как священномученика, и благословил его сына-диакона принять
иерейский сан, "идти за отцом".
Получивший широкую огласку поступок епископа Феофана стал одним из поводов
для будущей расправы с ним.
Другим поводом стало назначение в сентябре 1918г. на место псаломщика одного
из храмов епархии скрывавшегося от большевиков бывшего председателя Соликамской
Земской управы Дмитрия Николаевича Антипина, ради спасения его жизни.
Однако последнего опознали и задержали, отобрав при аресте документы, выданные
епископом Феофаном