База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Да укротит Господь ярость их на нас...": К житию новосвященномученика Феофана, епископа Соликамского// Гребневский листок. Фрязино, 1996. N 11. Дела ob4.04 => ob4.04 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Пермская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, в.у. Пермской епархией (03.07.1917-нач. авг.1917, 09.08.1917–13.12.1917, 26.01.1918–24.04.1918, с 22.06.1918г.) ) 
    Год начала 1917 
    День начала 26 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1918 
    День окончания 17 
    Месяц окончания 10 
    Епископ Феофан прибыл в Соликамск 12 марта 1917г. на пароходе.
    Его канцелярия и резиденция разместилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре,
    где он находился на правах настоятеля.
    Обитель, являвшаяся резиденцией епископа Соликамского Феофана, была расположена
    в самом городе Соликамске, на правом берегу р.Усолки, в 12 верстах от пристани
    на Каме. Монастырских храмов было два: Троицкий собор с приделом Благовещения
    Пресвятой Богородицы и надвратная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость"
    с верхним приделом во имя Вознесения Христа.
    Кафедральным храмом стал Троицкий собор на главной площади г.Соликамска.
    В подчинении викария были уезды епархии: Соликамский и Чердынский.
    В течение последующих пяти месяцев викарный епископ Феофан занимался объездом
    подведомственных ему приходов и совершением богослужений.
    В пределах Соликамского уезда он располагал бесплатной казенной тройкой лошадей.
    Приходы Чердынского уезда он вынужден был обходить пешком, т.к. Чердынская управа
    отказала епископу в предоставлении конного выезда.
    Для организации управления обширной церковной территории при викарии был создан
    пресвитерский совет из шести протоиереев.
    8 мая 1917г. состоялся съезд духовенства и мирян Соликамского городского
    благочиннического округа, который направил телеграмму Петроградскому Совету
    рабочих и солдатских депутатов с призывом:
        
    "Принять меры для поддержания авторитета власти немедленной посылкой
         на фронт делегатов для водворения надлежащей дисциплины в армии,
         для спасения родины".

    В телеграмме Председателю Совета министров князю Г.Е.Львову съезд выразил
    "готовность всеми силами содействовать всем мерам, направленным ко спасению
    отечества"

    [Зв1 (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917г. С.343.)].
    С целью проведения намеченных Святейшим Синодом преобразований в жизни приходов
    намечалось провести съезд представителей духовенства и мирян по Соликамскому
    и Чердынскому уездам.
    С лета 1917г. Соликамский викарий активно помогал правящему архиерею епископу
    Пермскому Андронику в управлении епархией.
    7–8 июня 1917г. преосвященные епископы вместе совершили освящение в Белогорском
    Свято-Николаевском монастыре крупнейшего на Урале соборного Крестовоздвиженского
    храма, возведенного в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности
    Императору Николаю II. Сооружение этого храма продолжалось 15 лет.
    На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в т.ч. около
    2.5 тысяч представителей духовенства.
    10 июня 1917г. епископ Андроник был избран членом Предсоборного Совета и
    27 июня 1917г. отбыл в Петроград.
    В связи с этим 3 июля 1917г. во временное управление Пермской епархией вступил
    викарий Соликамский Феофан [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 20–21. С.79.)].
    Осуществляя патриотическое общественное служение Церкви, епископ Феофан
    участвовал в проводах добровольческих дружин в действующую армию.
    Так, 8 июля 1917г. с паперти Пермского Спасо-Преображенского кафедрального
    собора он напутствовал женскую боевую дружину "Батальон смерти", численностью
    114 человек, отправлявшуюся на фронт.
    В начале августа 1917г. правящий архиерей епископ Андроник на короткое время
    возвращался в Пермь, но 9 августа 1917г. он вновь покинул кафедру, т.к. выехал
    в Москву на Поместный Собор. С этой же даты викарий Соликамский Феофан вновь
    вступил во временное управление Пермской епархией [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 24–25. С.95.)].
    13 декабря 1917г. епископ Андроник прибыл с первой сессии собора, и епископ
    Феофан вернулся в Соликамск.
    В сентябре-октябре епископ Феофан предпринял шаги по укреплению братии
    Белогорской обители и совершил несколько хиротоний белогорских иноков:
    иеродиаконы Афанасий (Одегов), Владимир (Жижин) и Иоанн (Новоселов)
    были им рукоположены в сан иеромонаха, а монахи Виссарион (Окулов) и
    Матфей (Банников) — в сан иеродиакона.
    4 февраля 1918г. епископ Феофан возглавил в Перми небывалый по многолюдству
    крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь.
    В третий раз викарий Соликамский временно управлял Пермской епархией в период
    отсутствия епископа Андроника в связи с его участием в работе второй сессии
    Собора (с отъезда епископа Андроника 26 января 1918г. в Москву до его возвращения
    в Пермь 24 апреля 1918г.).
    Епископ Феофан прибыл в Пермь и вступил в управление епархией в ночь
    на 1/14 февраля 1918г. [Зв1 (ПермЕВ. 1918. N 4–5. С.14.)].
    За несколько дней до того, 28 января 1918г. в Перми был опубликован декрет СНК
    "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который вызвал
    всеобщее возмущение как юридическое основание для наступления на Церковь.
    Епископ Феофан твердо выступил в защиту веры.
    "Пермские Епархиальные ведомости" в те дни писали:
        "4/17 февраля в городе состоялся небывалый по многолюдству и одушевленности
         крестный ход, по поводу воздвигнутого гонения на Церковь.
         Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения.
         Во главе — епископ Феофан. Порядок полный"
           [Зв1 (Пермские ЕВ. 1918. N 4–5. С.54.)].
    С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около трех тысяч
    человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса:
        "Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное
         утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!"

    Свою твердую нравственную позицию епископ Феофан проявил и в марте 1918г.
    в связи с событиями в Соликамске. В те дни по всему городу неизвестные
    расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков.
    Поскольку текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов,
    то подозрение в подстрекательстве пало на духовенство.
    4/17 марта 1918г. пастырское собрание городского духовенства во главе
    с благочинным градо-Соликамского округа постановило довести до сведения
    Соликамского Исполкома:
        "Духовенство находится вне политики и не участвует в каких бы то ни было
         акциях против власти, и посему с гневом отвергает провокаторское
         выступление со стороны темных личностей. Просит Совет принять уверение
         в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия
         партийности и служебного положения".

    Однако находившийся в Перми епископ Феофан призвал духовенство Соликамска
    честно стоять на высоте своего пастырского служения, не унижая его покорностью
    преступлениям власть предержащих:
        "Отцы и братие! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского
         собрания духовенства церквей г.Соликамска.
         Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность"
         всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас,
         к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами,
         насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами...
         Куда пошли 500 тысяч, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный
         им?..
         Нет! Не так должны были вы ответить Комитету и населению на провокаторские
         обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием
         отвергнув обвинение в том, что будто бы вы призывали к вооруженному
         восстанию против бандитов и избиению их, вы в то же время должны были,
         как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный
         суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание...
         Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас.
         Не посрамите моей совести пред Вами, скорбящей "о вашем искушении
         от врага"".
    Епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырей и вынести новое
    суждение, что и было исполнено соликамским духовенством.
    По возвращении архиепископа Андроника со второй сессии Поместного Собора
    викарий Соликамский Феофан выбыл на свою кафедру, где власти начали конфискацию
    имущества Свято-Троицкого монастыря. Владыка выступил против захвата церковной
    собственности и призвал жителей Соликамска дать твердый отпор антихристианскому
    походу на Святую Церковь.
    Он послал резкий отказ на просьбу к монастырю волостного земельного отдела
    прислать планы сенокосных лугов для последующего их изъятия, заявив при этом:
        "Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо
         захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние
         Церкви Божией".

    В ночь на 17 июня 1918г. был заключен под стражу архиепископ Андроник.
    Будучи предупрежден о предстоящем аресте, он оставил письменное распоряжение
    викарию Соликамскому Феофану "вступить в управление епархией в случае его —
    архиепископа Андроника — насильственной смерти". В случае же кончины епископа
    Феофана предписывалось передать управление Вятскому епископу Никандру (Феноменову).
    Архиепископ Андроник был арестован и увезен в неизвестном направлении.
    В епархии о его судьбе долгое время не было известно.
    Согласно приказу архиепископа Андроника, отданному им заранее на случай ареста,
    были закрыты все церкви в Перми и Мотовилихе, прекращены богослужения и
    совершение таинств, кроме крещения младенцев и отпевания усопших.
    Стихийно собравшиеся на улицах жители требовали освобождения архиепископа
    Андроника и проклинали большевиков.
    Организованные же властями митинги рабочих обвиняли во всем духовенство и
    угрожали ему расправами.
    После зверского убийства большевиками Владыки Андроника в июне 1918г. епископ
    Феофан 22 июня 1918г. прибыл из Соликамска в Пермь и принял на себя управление епархией.
    Напуганные массовыми волнениями населения из-за убийства Владыки Андроника,
    большевики этому не препятствовали.
    Стремясь предотвратить открытое столкновение, 26 июня 1918г. епископ Феофан
    отменил "забастовку духовенства".
    Он продолжал управлять Пермской епархией, по-прежнему следуя высоким
    духовно-нравственным принципам. В этот период в России уже начиналась
    гражданская война, усиливалось противостояние власти и ее противников,
    из северных уездов стали поступать известия об арестах и казнях священников.
    Жертвами красного террора в 1918г. стали 19 священнослужителей Соликамского
    викариатства.
    1 августа 1918г., в канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово
    по поводу ареста в с.Усолье Соликамского уезда священника Михаила Накарякова,
    а через несколько дней после убийства пастыря отслужил по нему панихиду,
    поминая погибшего как священномученика, и благословил его сына-диакона принять
    иерейский сан, — "идти за отцом".
    Получивший широкую огласку поступок епископа Феофана стал одним из поводов
    для будущей расправы с ним.
    Другим поводом стало назначение в сентябре 1918г. на место псаломщика одного
    из храмов епархии скрывавшегося от большевиков бывшего председателя Соликамской
    Земской управы Дмитрия Николаевича Антипина, ради спасения его жизни.
    Однако последнего опознали и задержали, отобрав при аресте документы, выданные
    епископом Феофаном

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ