База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1928 Дела o16.44 => o16.44 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк, Спасо-Преображенский храм 
    иерей, протоиерей 
    Год начала 1884 
    Месяц начала 12 
    Год окончания 1918 
    О.Константин Ровинский писал об о.Георгии Коссове: "В Болховском уезде
    бывшей Орловской губернии в довольно глухой, отдаленной от железной дороги
    его части в селе Спас-Чекряках в 20-х годах настоящего [20-го] столетия
    скончался о.Георгий, оставивший о себе самую светлую память, как человек и
    как пастырь, несомненно отмеченный перстом Господним.
         
    Он, как великий молитвенник, и святой безупречной жизни человек,
    принадлежал к числу таких подвижников благочестия как покойный о.Иоанн
    Кронштадтский, о.Алексий (Мечев), о.Валентин Амфитеатров и оптинские
    старцы: о.Амвросий, о.Анатолий, о.Нектарий и многие другие пастыри, на
    которых почила особая благодать Господня.
         О.Георгий учился в Орловской Духовной Семинарии и, будучи в старших
    классах, сделался духовным сыном оптинского старца о.Амвросия, коим
    окормлялся. У него не было в епархиальном управлении ни протекции, ни
    связей, почему, когда по окончании курса духовной семинарии, изъявил
    согласие сделаться священником, его назначили в один из самых отдаленных
    приходов глухой части Болховского уезда.
         Прибыл он туда с молодой женой и пришел в большое уныние: обширный
    церковный дом требовал капитального ремонта, храм был деревянный, очень
    небольшого размера, убогий, ветхий...
         Когда же о.Георгий лег спать в одной из комнат дома, жена уже спала в
    другой, он услышал голос, который ясно проговорил:

         — Уходи ты отсюда, мы все равно тебя выживем; лучше добром уйди. —
    Затем начались "страхования": ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на
    которой лежал о.Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был
    выброшен какой-то силой из кровати на пол, причем голос снова проговорил:

         — Лучше уходи отсюда, все равно мы тебя выживем.
         Страхования продолжались всю ночь, и только под утро о.Георгий забылся
    в легком сне. Встав усталым, измученным, он рассказал жене о том, что с ним
    было, и объявил, что едет в Оптину пустынь посоветоваться с о.Амвросием,
    как ему быть, так как оставаться в селе Чекряках он не может, и в тот же
    день выехал в Калужскую губернию.
         О.Амвросий внимательно выслушал рассказ о.Георгия о бывших с ним
    страхованиях и сказал:

         — Темная сила не имеет никакой силы над человеком, если не будет
    попущения для его вразумления и исправления, и верующий человек, а тем более
    иерей не должен ее бояться. Ему известно, чем и как побеждаются козни
    диавола.
         Когда же о.Амвросий выслушал сообщение о невозможном состоянии храма
    (деревянного) в селе Чекряках, то сказал о.Георгию только одно:

         — А ты строй новый, большой и каменный.
         Все это смутило молодого пастыря, и он в тяжелом состоянии духа
    возвратился в свое село.
         Здесь ему пришла мысль ежедневно среди дня приходить в церковь и
    служить там молебен Спасителю или Божией Матери (чем псаломщик был очень
    недоволен).
         Несколько дней о.Георгий служил в совершенно пустом храме, но вот
    однажды во время службы в церковь зашел какой-то старик, в следующий раз
    пришло еще несколько старух.
         В сельских местностях, как известно, церковная служба бывает только в
    праздники, иногда накануне их, и свободные от полевых работ старые жители
    села Чекряки, слыша колокольный звон в необычное для них время, стали
    заходить в церковь не от одного любопытства: им нравилась истовая,
    проникновенная неторопливая служба о.Георгия.
         В праздничные же дни на эти молебны стал приходить народ не только из
    села, но из соседних селений. Этим воспользовался молодой священник и стал
    говорить проповеди на понятные для всех темы, делая заключение как нужно
    жить и что нужно делать истинному христианину.
         Прихожане понемногу стали привязываться к своему пастырю и ценить его
    сокровенное служение. Тогда он в беседах с народом обратил внимание на
    печальное состояние, в котором находится храм, и на необходимость выстроить
    новый. Его слово нашло отклик в сердцах прихожан. На общем их собрании было
    решено выстроить новый, более обширный храм, притом каменный. Был послан в
    разные города сборщик для получения доброхотных даяний верующих, кроме
    специального сбора в храме, который проводился во время каждого
    богослужения, нашлись и жертвователи, приносившие о.Георгию иногда
    значительного размера суммы.
         Через несколько лет в Чекряках, вместо убого приземистого деревянного
    храма, высился красивый, каменный.
         Страхования больше не повторялись. Темная сила оставила о.Георгия,
    который побеждал ее молитвой. Молитва его была всегда горячей, дерзновенной
    с крепкой надеждой и уверенностью, что она будет услышана и его надежда
    не была тщетной: по молитвам о.Георгия стали даваться исцеления больным,
    оказывалась всякая помощь людям, впавшим в беду, или которых постигла
    какая-нибудь жизненная неудача. К нему скоро стали обращаться за советом и
    утешением интеллигентные люди, причем некоторые из них приезжали издалека,
    например из Москвы, настолько о.Георгий стал известен за пределами
    Болховского уезда.
         Приток денежных средств дал этому выдающемуся пастырю возможность
    расширить и свою приходскую деятельность: он устраивает в с.Чекряках приют
    для сирот и выстраивает для него каменный дом. Во главе приюта стала его
    духовная дочь, титулованная девушка, всецело посвятившая себя делу,
    которому она сочувствовала.
         О.Амвросий уже скончался, когда все, что он предвидел, совершилось:
    темная сила была посрамлена, а смиренный пастырь с Божией помощью стал
    молитвенником и утешителем всех верующих, к нему обращавшихся".
         По воспоминаниям князя товарища обер-прокурора Н.Д.Жевахова: "Много,
    много лет тому назад о.Егор был назначен приходским священником в это село.
    Приход был очень бедный, всего 14 дворов, так себе хуторок маленький. Церкви
    там настоящей не было, а стояла ветхая, покосившаяся часовенка, щелевками
    сбитая, где и отправлялось богослужение, и так в ней было холодно, что даже
    Св.Дары в Чаще замерзали... Семья у о.Егора была большая, а прокормиться
    было нечем... И милостыни подать было некому... Вот и взмолился батюшка
    Егор к Богу и поплелся пешком в Оптину Пустынь к великому старцу Амвросию
    Оптинскому с жалобою на свою горемычную судьбу и за благословением
    переменить приход.
         Старец Амвросий выслушал о.Егора, долго смотрел на него, а потом как
    замахнется на него палкой, да как ударит по спине о.Егора, так что тот чуть
    без оглядки не убежал от него...

         — Беги, беги назад! — кричал о.Амвросий, — беги, слепой... На тебе вот
    какая благодать Божия почивает, а ты вздумал бежать с прихода... За тобою
    скоро будут бегать люди, а не тебе бежать от людей...
         Вернулся о.Егор домой и затворился в своей убогой церковке, и денно и
    нощно взывал к Царице Небесной, Матери Божией о помощи... И скоро прошла о
    нем молва по всей Русской земле как угоднике Божием, великом прозорливце и
    молитвеннике. И потянулись к о.Егору и простолюдин, и знатный, и богач, и
    бедняк, и простец и ученый... А вместо ветхой церковки стоял храм величиной
    с Исаакия, а вокруг него каменные корпуса... И чего там не было. И
    гостиницы для приезжающих, и богадельни для стариков, и всякого рода
    ремесленные мастерские, и школы для детей; да и село разрослось, что вместо
    14 дворов стало уже больше сотни... Свыше трех миллионов было затрачено на
    все эти постройки... И не было дня, чтобы к о.Егору не приезжали со всех
    концов России. Простой народ ходил к нему пешком чуть ли не из Сибири.
         Вот приехал я к батюшке Егору и хотел по душе с ним поговорить.
    Приехал нарочно в будний день, чтобы у батюшки было бы больше свободного
    времени и чтобы не тревожить его в воскресный день... Прихожу к нему
    домой, а мне говорят — батюшка в церкви. Иду в церковь, а она битком набита
    народом, все то с бутылками, то с кувшинами, то с какими-то банками стоят.
    Спрашивая, почему это, и мне говорят, что батюшка освящает воду, после чего
    она становится целебной, и больные выздоравливают.
         Много помогает батюшка о.Егор бедным, много дает душеполезных советов,
    и народ с умилением и с любовью окружает и смотрит на своего батюшку.
         Вот какой-то инородец, не то татарин, не то мордвин, смотрит на
    батюшку и, улыбаясь говорит:

         — Эх, хороший бачка, хороший бачка. Взял бы этого бачка, положил бы за
    пазуху и носил бы всю жизнь...
         И точно, это была правда: иначе не ездили бы к нему за водою...
         Видите ли, что делает Благодать Божия, какая сила у молитвы!.. Так вот
    о таких-то священниках газеты не пишут, а знают о них только те, кто сам
    ищет их..."
         После перестройки храма, о.Георгий задумал устроить приют для
    девочек-сирот. Как говорил о.Георгий, "Когда я был сельским учителем, мне
    всегда приходила мысль, что 30–40 лет назад, когда впервые начали обучать
    крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать
    обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить
    грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в
    школе, встретили бы дома грамотную мать, появились бы и книжки в избе, и
    они не забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, — скорее бы поняли
    пользу школ, и быть может теперь вся Россия была бы уже грамотная.
         Точно такого же мнения о.Георгий был относительно воспитания. Надо воспитывать
    девочек — будущих женщин — в религии и доброй нравственности, чтобы они,
    сделавшись матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей."
         В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения
    сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о.Георгий,
    окрыленный любовию к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и
    знатных, благородного происхождения. Приют быстро был наполнен сиротами. К
    мудрому пастырю Христову пришли и верные сподвижники — педагоги и
    воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя о.Георгий,
    подавая всем пример трудолюбия, воздержания, смирения, избегая суеты мира.
         Батюшка учил сироток вверять себя водительству Промысла Божия, в
    молитве изливать перед всемогущим Господом свою душу. Батюшка обучал детей
    добродетели, кротости, терпению и трудолюбию. Плоды этого воспитания
    проявлялись в том, что юные воспитанницы были весьма разумны, на всю жизнь
    приобретали навыки трудолюбия, правила христианского благочестия, богатели
    смирением, сияли целомудрием и любовию к ближним. Наделенный многими
    дарованиями о.Георгий имел дивный талант учительства, озаренный
    несокрушимой верой в Господа. Он знал, что на ниве учительства достойные
    плоды принесет только ревностные труды во славу Божию. Еще в 1885г. на
    первом году своего священства он обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом под
    школу. Затем священник приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности
    и был в нем учителем и законоучителем. В 1897г. в селе была построена
    кирпичная одноклассная школа, в следующем году это здание было
    приспособлено под второклассную школу. В приходе о.Георгия было построено
    еще несколько школ, в которых о.Георгий был попечителем и законоучителем. В
    школе обучали не только грамотности, но давали навыки земледелия,
    пчеловодства, садоводничества, обучали ремеслам. Но мирное и
    благоденственное житие в с.Спас-Чекряк окончилось в 1917г.
         О.Георгий, как провидец предвидел те трагедии и беды, кои судил
    Господь России и ее преданным сынам для ее очищения. Но видел он и
    неувядаемые венцы славы, уготованные верному стаду за принятую муку ради
    вечных будущих блаженств.
         На другой день после октябрьского переворота о.Георгия в Спас-Чекряке
    посетил епископ Орловско-Севский Серафим (Остроумов), будущий новомученник.
    После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.
         Оба пастыря верных приготовились взять на себя крест страданий за
    Церковь.
         Поручая себя Промыслу Божиему, о.Георгий продолжал утешать свою
    паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям
    Спас-Чекряк был островком посреди разбушевавшегося моря.
        Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к
    духовенству

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ