База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1904
Дела o10.77
    Малаховский Евстафий Владимирович 
    Фамилия Малаховский 
    Год рождения 1880 
    День рождения 29 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Витебская губ., Полоцкий у. 
    священник 
    Родился в семье священника Полоцкой епархии о.Владимира Малаховского
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1905г.] [с 1905г.]
      Образование
        Полоцкое духовное училище
        Год окончания 1897 
        Витебская Духовная Семинария
        Год окончания 1900 
        В 1900г. окончил три класса Витебской Духовной Семинарии
      Служение
        Гродненская губ., Прудская церковно-приходская школа 
        Должность учитель церковно-приходской школы 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1904 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 12 
        Был назначен учителем в Прудскую церковно-приходскую школу Гродненской епархии
        Сыр-Дарьинская о. (Узбекистан), г.Ташкент, Ташкентский военный Спасо-Преображенский собор (военная церковь) 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1904 
        День начала 15 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1905 
        Месяц окончания 3 
        С 1904г. о.Евстафий начал служить в сложных условиях Туркестанской епархии,
        где русские переселенцы почти не имели храмов и духовенства.
        15 декабря 1904г. епископом Туркестанским и Ташкентский Паисием (Виноградовым)
        назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь.
        В марте 1906г. переведен в туркестанский Вознесенский кафедральный собор
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Вознесенский кафедральный собор 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1905 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1905 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 5 
      Рукоположение
        диакон 
        1905 
        День 13 
        Месяц 5 
        13 мая 1905г. рукоположен во диакона, а на другой день — во священника
        к Вознесенскому кафедральному собору
        священник 
        1905 
        День 14 
        Месяц 5 
      Служение
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Вознесенский кафедральный собор 
        диакон, священник (с 14.05.1905г.) 
        Год начала 1905 
        День начала 13 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1905 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 5 
        Семиреченская о. (Казахстан, Алма-Атинская о., Ескельдинский р.), с.Карабулак, Трехсвятительская церковь 
        священник 
        Год начала 1905 
        День начала 27 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1906 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 9 
        27 мая 1905г. о.Евстафий был назначен священником Трехсвятительской церкви
        с.Карабулак
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Софийская церковь 
        священник 
        Год начала 1906 
        День начала 1 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1907 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 9 
        1 сентября 1906г. о.Евстафий был перемещен на вакансию диакона в Софийскую
        церковь г.Верного
        Семиреченская о., Лепсинский у., с.Ивановское (Казахстан, Восточно-Казахстанская о., с.Маканчи) 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1907 
        День начала 5 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1909 
        5 сентября 1907г. назначен настоятелем храма в с.Ивановском Лепсинского уезда
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Покровская церковь 
        священник 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1910 
        В 1909г. переведен в Покровскую церковь г.Верного
        Семиреченская о., Лепсинский у., пос.Каралинский 
        священник 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1911 
        В 1910г. переведен в храм пос.Каралинского Лепсинского уезда
        Семиреченская о. ст-ца Лепсинская (Казахстан, Алма-Атинская о., Алакольский р.), храм свт.Николая Чудотворца 
        священник 
        Должность 2-й священник 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1913 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 1 
        С 1911г. служил в ст-це Лепсинской.
        За время служения в Лепсинском уезде о.Евстафию близко пришлось наблюдать
        жизнь русских переселенцев. Его заметки были опубликованы в "Областных
        Семиреченских ведомостях":
            
        "...Сравнительно еще недавно, лет пять или шесть, жизнь здешнего края
             во многих отношениях казалась лучше, чище и отраднее. Мне приходилось
             слышать рассказы о возникновении и самому наблюдать жизнь старожильческих
             селений. Недавно же привелось послужить и в переселенческом приходе.
             Прежде всего, большая разница в настроении прежнего переселенца и
             теперешнего. Прежний переселенец был, почти исключительно, хлебороб...
             Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм,
             Дорожа своей верой, он ревниво
             оберегал ее, а так как ранее сходились в селения по своему согласию,
             то крестьяне-малороссы просто не принимали в свои общества разных сектантов.
             Отсюда естественно, как дорожили они священником и с какой трогательной, свойственной одному
             русскому человеку предупредительностью относились к нему.
             Второй главной заботой нашего старожила была школа. И здесь он выставил
             себя с хорошей стороны...
             Совершенно другой элемент представляют из себя теперешние новоселы,
             из коих некоторые являются просто искателями приключений, другие своего
             рода аферистами, специализировавшимися на получении разных пособий,
             третьих же выбросила из внутренних губерний России революционная волна
             и, наконец, некоторая часть вынужденная на переселение тяжелыми условиями
             быта на родине...
             С другой стороны, пришлось мне по приезде в селение совместно с лучшими
             из прихожан, большая часть которых состояла из бывших мещан, понести
             заботу о постройке молитвенного дома, каковая и увенчалась успехом.
             Не подлежит сомнению, что как в религиозном, так и во всех других отношениях,
             старожилы-туркестанцы далеко стоят выше новоселов. В старожильческих
             селениях до последних лет не слышно было сектантов, тогда как в новых выселках
             они обманом, а иногда почти и открыто, пролезают в большом количестве.
             Впрочем, крестьяне православные в таких случаях напрягают все силы, чтобы
             избавиться от непрошенных проповедников, но все их старания не всегда
             оканчиваются успехом... "
        Семиреченская о., Пишпекский у. (Киргизия, Чуйская о.), 1-й Пишпекский благочиннический округ 
        священник 
        Должность разъездной священник 
        Год начала 1913 
        День начала 18 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1914 
        18 января 1913г. по собственному прошению был назначен разъездным священником
        1-го Пишпекского благочиннического округа
        Семиреченская о., Пржевальский у., с.Теплоключинское (Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Теплоключенка), церковь св.вмч.Димитрия Солунского 
        священник 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1914 
        В 1914г. переведен в с.Теплоключинское Пржевальского уезда
        Семиреченская о., Иссык-Кульский у., с.Покровское (Киргизия), Покровская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1916 
        В 1914г. назначен настоятелем Покровского храма в с.Покровском в 35 верстах
        от Пржевальска на южном берегу озера Иссык-Куль.
        В 1916г., во время Первой Мировой войны в Семиреченской области вспыхнуло
        восстание киргизов. Мятеж возник в связи с отказом киргизов от мобилизации
        на оборонительные тыловые работы.
        17 июля 1916г. в Туркестане было объявлено военное положение, а к концу августа
        все волости Семиреченской области были охвачены мятежом. Шайки мятежников
        не щадили никого, устроили жестокую резню беззащитных мирных русских поселенцев, —
        а это были в основном женщины, старики и дети, т.к. основная масса местных
        мужчин, казаков, воевала на фронтах Первой мировой войны. Разорению подвергались
        православные церкви, мятежники разорили Иссык-Кульский монастырь, убив находившихся
        там монахов, перебито было почти полностью население многих русских сел.
        Во время восстания киргизов о.Евстафий проявил мужество и героизм, организовал оборону
        села Покровского, непрерывно служил молебны, исповедовал и причащал прихожан.
        По прошествии событий о.Евстафий сразу же в рапорте благочинному описал
        эти "дни с 11-го по 15-е августа 1916г. — дни гнева и явной помощи Божией
        Покровскому приходу".

        Рассказ о.Евстафия о событиях в августе 1916г. в селе Покровском был опубликован
        также в газете "Областные Семиреченские Ведомости".
        Встав в 7 часов утра, 11 августа, о.Евстафий собирался ехать в ближайший
        г.Пржевальск за церковными свечами, но не оказалось лошади — на ней уехал
        участковый врач. Как выяснилось впоследствии, врач был зверски убит, не
        доезжая пяти верст до города. Через 10 минут после того, как о.Евстафий вышел
        на улицу, здесь стали раздаваться крики, что киргизы набросились на только что
        выгнанные табуны скота и погнали их в горы. О.Евстафий вспоминал:
           "Первым делом, у меня мелькнула мысль, что необходимо объединить народ, чтобы
            общими силами дать отпор неверным, для чего я велел звонить в колокол...
            Народ быстро стал собираться к церкви.
            В это время на предгорных холмах около села появились большие толпы киргиз
            с флагами, готовившихся к нападению на село. Казалось, дни наши были
            сочтены, так как в селе были почти одни женщины и дети. Мужчин вообще и
            ранее было немного, а в рабочее время и те оставались на работе.
            Да и что мог сделать десяток-другой почти безоружных людей против тысяч
            киргиз!
            Видя все это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных
            детей.
            И вот в церкви мы начали служение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы...
            Это был общий предсмертно-покаянный плач.
            Я начал исповедывать и причащать всех запасными Святыми Дарами...
            А вне церкви в это время совершилось настоящее дело явной помощи Божией.
            Киргизы в огромном числе с диким воем бросились с гор на село".

        О.Евстафий предложил прорваться в Пржевальск гонцам, чтобы они попросили
        помощь в беде.
        Киргизы не щадили даже маленьких детей. О.Евстафий предложил загородить улицы
        баррикадами, делал их сам, что остановило орды киргизов.
           "Совершенно случайно в селе оказалось три казака, вооруженных винтовками,
            и один техник с охотничьим ружьем. И вот почти четыре этих человека
            при слабой поддержке нескольких мальчиков отбили нападение.
            Пусть неверующие люди объясняют это чем угодно, но я и мои прихожане
            не сомневаются в этом первом заступлении за нас Царицы Небесной".
            Пока происходило наступление, постепенно стали подбегать с полей и
            из других мест мужчины с вооружением.
            Некоторым удалось прорваться в город Пржевальск за помощью, остальные
            несколько сотен русских держали оборону против тысяч киргиз. Но долго ли?...
            Слезно молился исстрадавшийся народ Царице Небесной. И, о утешение! —
            во время молебны прибежал вестовой с извещением, что из города идет
            дружина.
            Отразив дневную атаку, решили в ночь на Успение ехать в Пржевальск —
            другого исхода не было.
            Все сознавали, что нужна только особая помощь Божия, чтобы проехать
            незамеченными 35 верст обозу в 700 подвод под охраной какой-либо сотни
            наездников, вооруженных охотничьими ружьями.
            К полуночи все лошади были запряжены. Я велел взять запрестольный крест
            на переднюю подводу, а икону Божией Матери на последнюю.
            Раздалась тихая команда: "Трогай". В полутьме видно было, как поднялись
            руки, творя крестное знамение. Послышались сдавленные рыдания.
            Как в тумане каком помню, как ехали по улицам догоравшего села...
            На пути попадалось множество изуродованных трупов убитых русских людей,
            как взрослых, так и детей, и младенцев...
            Стук телег, ржание лошадей, поднятый семьюстами подвод, привели меня в
            отчаяние. С минуты на минуту я ждал, что вот с гор послышится зловещий вой,
            и содрогался при мысли о той картине, которая тогда получится.
            Ехали мы так около шести часов, и стало светать; вдруг позади раздался крик,
            что гонятся киргизы. Люди, что есть мочи, погнали лошадей...
            И вот уже город! Навстречу бегут с пиками и ружьями дружинники...
            Мы спасены, и литургию в день Успения Богоматери могли служить в Пржевальске.
            Над нами явно совершилось чудо! Пояснение одного из бежавших пленных
            подтверждает это...
            Когда назавтра в Покровское пришли киргизы, они рвали на себе одежды,
            драли головы ногтями и вопили, а затем убили своих двадцать человек часовых,
            которые так крепко спали, что не могли слышать стука и шума обоза,
            растянувшегося на десять верст.
            Разве это не явная помощь Царицы Небесной, внявшей молитвам недостойных
            рабов Своих? Ни один человек из выехавших из Покровского не погиб.
            Пусть задумаются люди над этим. Наказал нас Господь, но смерти не предал".

        После уничтожения во время мятежа Покровской церкви о.Евстафий был назначен
        настоятелем церкви в с.Благовещенское Андижанского уезда
        Ферганская о., Андижанский у., с.Благовещенское 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1916 
        В том же 1916г. о.Евстафий был переведен в с.Егорьевское Черняевского уезда
        Сыр-Дарьинская о., Чимкентский (Черняевский) у. (Казахстан, Южно-Казахстанская о.), с.Егорьевское 
        священник 
        Год начала 1916 
        Через некоторое время был переведен в Покровский храм в ст-цу Надеждинскую
        Верненского уезда
        Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Надеждинская (Казахстан, Алма-Атинская о., Енбекши-Казахский р., г.Есик), Покровская церковь 
        священник 
        Год окончания 1918 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 5 
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1907 
        День 13 
        Месяц 9 
    Кончина
      1918 
      День 5 
      Месяц 5 
      убит безбожниками-большевиками во время крестного хода 
      Место Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Надеждинская (Казахстан, Алма-Атинская о., Энбекши-Казахский р., г.Есик) 
      22 апреля/5 мая 1918г. о.Евстафий был убит безбожниками-большевиками во время
      столкновения Пасхального крестного хода с большевистской демонстрацией
      при попытке примирить враждующих
    Канонизация
      Священномученик священник Евстафий Малаховский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Алматинская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 22.04 
          Новый стиль 05.05 
          день мученической кончины (1918г.) 
    Публикации ->
      1.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2.Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. Тверь:"Булат", 2006. С.231–243.
      3.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.17. Евангелическая церковь чешских братьев — Египет. М.: "Православная энциклопедия", 2008. С.298–299.
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ