База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1903 Дела o05.166 => o05.166 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом o05-330.jpg Дела o05.330 => o05.330 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
    Служение
      Тульская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Тульский 
      Год начала 1933 
      День начала 5 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1935 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 12 
      После освобождения из ссылки в 1933г. митрополит Сергий назначил епископа
      Онисима на Тульскую кафедру.
      Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против
      Православной Церкви.
      Епископ Онисим деятельно приступил к управлению Тульской епархией.
      Он принимал священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и
      епархиальным управлением. Узнав, что где-то в приходе нет священника, владыка
      сразу же направлял туда священника, только чтобы храм не был закрыт.
      В тех случаях, когда власти не давали регистрации священнику или забирали ее,
      требуя, чтобы тот покинул приход, он находил другого священника, лишь бы
      не допустить закрытия храмов. Бывали случаи, когда руководство колхоза,
      не закрывая формально храм, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял
      священника совершать богослужения на паперти. Но, несмотря на все эти меры,
      храмы закрывались один за другим, и владыка прикреплял священников к еще
      остающимся открытыми храмам, решив, что оставит всех священников в епархии,
      даже если из всех храмов в епархии власти оставят один.
      Священников, оставшихся без приходов, епископ благословил совершать
      по возможности богослужения в домах прихожан.
      Архиерейские службы епископ Онисим проводил, в основном, в одном из древнейших
      храмов Тулы — Ильинской церкви, ставшей в то время кафедральным собором.
      Владыку часто посещали архиепископ Борис (Шипулин) и епископ Игнатий (Садковский).
      Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились на Соловках.
      Лагерное бытие, постоянное общение, обретение поддержки и духовного утешения
      сблизило их, выявило общность взглядов, единомыслие.
      Вплоть до последнего часа они поддерживали друг друга, оставаясь непримиримыми
      и бескомпромиссными борцами с обновленчеством, верными сподвижниками и последователями
      истинного Православия.
      Епископ Онисим, несмотря на запреты властей и смертельный риск, помогал многим
      ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал посильную помощь посылками,
      письмами. Так, он регулярно оказывал материальную помощь семье священника
      Грачева, высланного за "контрреволюционную деятельность", посылал посылки в ИТЛ
      протодиакону Новосадову.
      Всем возвращающимся из лагерей и ссылок священникам владыка старался дать
      место в храме, но когда это было по каким-либо причинам невозможно, он давал
      рекомендательные письма к архиепископу Рязанскому Иувеналию (Масловскому) или
      епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому) с просьбой принять священника к себе
      и дать приход.
      Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая
      к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил
      с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать,
      оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать
      превратно.
      Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги.
      Власти не могли допустить усиления влияния Православной Церкви в Туле, ведь за те
      два года, что епископ Онисим пробыл в ней, люди стали связывать с его именем надежды
      на возрождение веры и духовности, на перемену жизни к лучшему
    Аресты
      Тула 
      Год ареста 1935 
      День ареста 18 
      Месяц ареста 12 
      18 декабря 1935г. епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
      в Москве. Вместе с ним было арестовано еще 26 человек: духовенство, служившее
      как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      16/04/1936 
      Обвинение "контрреволюционная агитация, руководитель к/р группировки церковников" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет ссылки в Северный край 
      Групповое дело "дело епископа Онисима (Пылаева) и др. Тула, 1936г." 
      По данным [6] был осужден 18.12.1935г. на 5 лет ИТЛ.
      Нужные следствию "свидетели" показали, что епископ говорил о тяжелой жизни
      верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному
      в концлагеря духовенству.
      Из показаний свидетелей:
         
      "Архиерейские службы по указанию епископа Онисима совершались в строго
          монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые
          привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий.
          Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились
          по указанию архиерея...
          Сам лично он также говорил проповеди...
          Кроме того, Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает
          по старой монархической форме:
            "На брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших"".
      Свидетели показали, что епископ служил в домах верующих молебны, а также
      совершил в храме постриг в монашество.
      Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста, и допросы
      длились в течение двух месяцев.
      Из протокола допроса:

         "— Какие цели вы преследовали, организуя тайные богослужения на квартирах
            верующих и духовенства?

          — Я, как епископ, разрешил подведомственному мне духовенству совершать
            на квартирах верующих и в квартирах духовенства всевозможные требы и
            богослужения.

          — Следствию известно, что в городе Туле существует контрреволюционная
            организация духовенства и церковников, в составе которой были и Вы.
            ...В чем выражалась ваша непосредственная контрреволюционная организационная
            деятельность?

          — Никакого участия в организационной и вообще в контрреволюционной
            деятельности я не принимал и о том, что существовала контрреволюционная
            организация, не знал.

          — ... Вами лично и священнослужителями с вашего разрешения производились
            нелегальные богослужения у прихожан на квартирах,... нелегальные
            пострижения в монашество. Считаете ли вы, что все эти факты нарушают
            существующие советские законы?

          — Лично мною были совершены два водосвятных молебна на квартирах верующих,
            но я их нелегальными не считаю. Священнослужители совершают богослужения
            и требы на квартирах у верующих самостоятельно, не спрашивая на это
            разрешения моего, как епископа. Все эти богослужения, которые проводились
            мною или священнослужителями с моего разрешения, я не считаю противоречащими
            советским законам, так как они совершаются везде и всюду.
            Что касается пострижения в монашество, то я его действительно совершил,
            но я не считаю это противоречащим советским законам.

          — ... Вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского
            характера...

          — Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера.

          — ...Вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылки,
            разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица
            не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли вы, что этим
            нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования
            вокруг вас контрреволюционного элемента?

          — Никакой концентрации вокруг меня духовенства, прибывающего из ссылки,
            не было. Ко мне, как к епископу, обращались многие возвратившиеся
            из ссылки за получением места, и по мере возможности я их удовлетворял,
            давая места в сельских приходах. Было несколько случаев, что я разрешал
            служить вместе со мною прибывшим из ссылки, которые не имели разрешения
            на службу в Туле от культкомиссии и не были последней зарегистрированы.
            Однако же... я не считаю, что этим я нарушил советские законы.

          — Какие указания вы давали обращавшимся к вам священникам по поводу
            отношения их к верующим колхозникам?

          — Никаких специальных поручений приходившим ко мне священникам по
            отношению к верующим колхозникам я не давал. Но были случаи, что
            приходившие из сел Тульской епархии священники докладывали мне, что
            большинство прихожан вступило в колхоз, что они теперь не имеют
            возможности посещать церковь, а вследствие этого доходы священников
            сократились, стало трудно жить, нечем платить налоги; при этом просили
            перевести их в более доходные приходы, и, если была возможность, я их
            переводил...

          — Изложите содержание антисоветских разговоров, происходивших между Вами
            и приходившими к вам священниками.

          — Я лично антисоветских разговоров никогда не проводил, также не было
            антисоветских разговоров и со стороны приходивших ко мне священников,
            но бывали случаи, когда священники жаловались на незаконные, по их мнению,
            действия местных властей, на обложение их налогами, на неправильное
            закрытие церквей, без соблюдения соответствующих законов, и просили моих
            советов. В большинстве случаев я советовал им... жаловаться в культкомиссию
            Мосисполкома...".

      1 апреля 1936г. следствие было закончено.
      Из обвинительного заключения по делу:
          "В г.Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников,
           возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем
           (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся
           в г.Тулу по отбытии наказания за антисоветскую деятельность.
           Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных
           в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой
           антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки
           активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего
           подготавливали помещения и кадры.
           Основной целью контрреволюционная группировка имела — проведение
           контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против
           Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и
           православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском
           духе, насаждение в г.Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному
           духовенству и находящемуся в ИТЛ."

      Из обвинения лично епископа Онисима:
          "Пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя
           контрреволюционное духовенство и церковников...
           Распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской
           властью гонениях на религию и верующих.
           Обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную
           помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную
           деятельность... ".

      16 апреля 1936г. ОСО при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к 5 годам
      ссылки в Северный край.
      Вместе с епископом Онисимом получили пятилетние сроки еще 12 человек
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1935 
      День начала 18 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1936 
      Месяц окончания 4 
      Архангельская о., г.Каргополь 
      Год начала 1936 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1938 
      Епископ был сослан в г.Каргополь и поселился на его окраине в небольшом
      деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь.
      Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя
      ссыльное духовенство, и бывало, что здесь сразу жило по нескольку священников,
      которым хозяева всегда отводили отдельную комнату

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ