База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1903 Дела o03.109 => o03.109 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Образование
      Соловецкое братское училище
      Не позднее 1915г. закончил 6 классов Соловецкого братского училища
    Рукоположение
      иеромонах 
      1911 
      День 24 
      Месяц 7 
      Место Архангельск, Зосимо-Савватиево-Германовский храм Соловецкого подворья Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
      Кто рукоположил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) 
      Владыка Трифон был прислан в Соловецкую обитель с 4 по 24 июля 1911г. специально
      для рукоположения 23 человек монашествующей братии и для освящения новосозданного
      храма в Трифоно-Печенгской обители. 23 июля владыка Трифон служил Всенощное бдение
      в церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря с шестью сослужащими
      иеромонахами. За литургией 24 июля были рукоположены иеродиакон Агапит — во
      иеромонаха и монах Марк — во иеродиакона
    Служение
      Архангельск, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
      иеромонах 
      Год начала 1911 
      День начала 24 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1912 
      Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 
      иеромонах 
      Год начала 1912 
      Год окончания 1915 
      В 1912–1915гг. иеромонах Агапит исполнял чреду богослужений в монастыре.
      В послужном списке за 1915г. архимандрит Иоанникий так отзывался об о.Агапите:
           
      "Хороших качеств, к клиросному послушанию очень способен"
      Архангельская губ., совхоз "Соловки", монашествующая община Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря 
      иеромонах 
      Год начала 1920 
      День начала 29 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1923 
      После захвата монастыря представителями советской власти 29 апреля 1920г.
      монастырь еще несколько лет существовал под видом совхоза "Соловки", в котором
      трудились оставшиеся на островах насельники монастыря, в их числе —
      иеромонах Агапит.
      Его имя упоминается в "Списке монашествующей братии, послушников и
      богомольцев-трудников Соловецкого монастыря", составленном архимандритом
      Вениамином для представления в Кемский продовольственный комитет в июне 1920г.
      В этом списке значились имена насельников монастыря (571 человек), трудившихся
      в совхозе "Соловки" летом 1920г.
      Позднее Агапит (Рогозин) в числе 282 насельников монастыря поставил свою
      подпись под договором от 27 февраля 1921г., который заключили "граждане
      монашествующие Соловецкого Ставропигиального первоклассного монастыря, имеющие
      в нем свое местожительство" с "Управлением Соловецкими островами".
      Согласно этому договору, монашеской общине были переданы "в бессрочное
      бесплатное пользование находящиеся на Соловецком, Муксаломском Большом и Малом
      и Заяцком островах богослужебные здания", а именно — все церкви и часовни.
      В 1922г. иеромонах Агапит продолжал трудиться в совхозе, его имя включено
      в список рабочих совхоза "Соловки", состоящих на приварочном и денежном
      довольствии, на 1 января 1922г., в котором значится около 230 бывших насельников
      монастыря
      Архангельская губ., Соловецкие острова, церковь св. прп.Онуфрия Великого на монастырском кладбище 
      иеромонах 
      Должность настоятель 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1929 
      В 1923г. в связи с организацией Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН)
      большинство монашествующих были высланы с Соловецких островов.
      Иеромонах Агапит остался в числе братии (60–70 человек), отказавшихся покинуть
      Соловки.
      Им было позволено остаться в родных стенах в качестве вольнонаемных
      "инструкторов" по различным производствам. Они с радостью согласились, говоря,
      что "работают не на ГПУ, а состоят в послушании у Святой обители".
      В.Казачков, бывший заключенным СЛОНа в 1925–1928г., вспоминал:
          "В мое время в лагере работали 64 вольнонаемных Соловецких монаха.
           Некоторых я знал. Отец Агапит — уставщик, который следил за службой
           в церкви; отец Самсон — крупный специалист кузнечного дела; отец Авенир
           ведал системой каналов между озерами; отец Мельхиседек — специалист
           по портновской части, он шил мне пальто перед высылкой в Сибирь".

      Отец Агапит был настоятелем кладбищенской церкви в честь прп.Онуфрия Великого.
      Он являлся ближайшим помощником игумена Феофана и представителем общины
      Соловецких монахов, когда приходилось взаимодействовать с администрацией лагеря.
      Например, когда в сентябре 1925г. администрация приняла решение в целях
      антирелигиозной пропаганды произвести вскрытие мощей Соловецких преподобных
      Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха, в комиссии, кроме начальника
      культурно-воспитательной части Д.Я.Когана и А.П.Иванова, принимали участие
      иеромонах Агапит и представители ссыльного духовенства: епископы Мануил
      (Лемешевский) и Иувеналий (Масловский), священники Вертоградский и Кедров.
      Влияние духовенства привело к тому, что мощи были помещены в антирелигиозный
      отдел краеведческого музея и, таким образом, сохранены.
      По воспоминаниям ссыльных католических священников, осенью 1925г. они вели
      переговоры с администрацией лагеря по поводу разрешения совершать свои
      богослужения в притворе кладбищенской церкви. Администрация, в принципе,
      не возражала, но о.Агапит с братией были настроены категорически против этого.
      Поэтому католикам для совершения богослужений была выделена часовня
      прп.Германа в двух с половиной километрах от монастыря.
      В 1926–1929гг. Онуфриевскую церковь на монастырском кладбище могли посещать
      не только "монахи-инструктора" закрытого уже Соловецкого монастыря, но и
      сосланные по церковным делам архиереи, священники, миряне, — правда, по особому
      персональному разрешению начальника лагеря. Богослужения совершались ежедневно:
      в 4 часа утра Божественная литургия и в 6 часов вечера вечерня и утреня

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ